Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В методике используется пятибалльная система оценки (1-5 баллов).
В ходе исследования используется нейропсихологический метод, который имеет существенное диагностическое и прогностическое значение, таким образом, обеспечивает не только количественный, но и качественный анализ нарушений высших психических функций, которые лежат в основе оптической дисграфии.
Задание №1. «Закончи рисунок».
Цель: изучение зрительно-двигательной координации.
Материал: карточка с недорисованным изображением.
Описание обследования: ребенку дается карточка с недорисованным изображением, которое он должен закончить.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и дорисуй ее».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает задание (грубые ошибки).
2 балла: выполняет задание, но не доводит его до конца; грубо искажает рисунок (дорисовывает лишние элементы, пропускает элементы, наблюдаются грубые пространственные нарушения), нарушения моторики.
3 балла: приступает к выполнению задания, искажает симметричность, не дорисовывает некоторые элементы.
4 балла: выполняет задание, незначительно нарушает симметричность рисунка.
5 баллов: полностью выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №2. «Волшебные картинки».
Цель: исследование зрительного внимания.
Материал: 6 картинок.
Описание обследования: логопед предъявляет ребенку 6 картинок, на которых предметы «спрятаны» среди линий. Ребенку необходимо назвать предметы.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди «спрятавшиеся» предметы».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или не может назвать ни одного предмета.
2 балла: правильно называет два предмета.
3 балла: правильно называет три предмета.
4 балла: правильно называет четыре предмета.
5 баллов: полностью выполняет задание, называет все предметы, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №3. «Срисовывание изображений».
Цель: исследование зрительного восприятия и узнавания.
Материал: пять карточек с полукругами и линиями.
Описание обследования: ребенку предлагается срисовать серии полукругов и линий (всего 5 карточек).
Инструкция: «Посмотри внимательно и срисуй изображения с карточки к себе на листок».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или не может срисовать ни одной карточки.
2 балла: верно срисовывает не менее двух карточек.
3 балла: верно срисовывает не менее трех карточек.
4 балла: верно срисовывает не менее четырех карточек.
5 баллов: верно срисовывает пять изображений, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №4. «Запомни символы погоды».
Цель: исследование зрительной памяти.
Материал: пять карточек с изображением символов погоды.
Описание обследования: Логопед в течение одной секунды демонстрирует каждую из пяти карточек, на которых изображены символы, с помощью которых можно описать погоду. Ребенок воспроизводит эти символы у себя на листе.
Инструкция: «Смотри внимательно на картинки и запоминай. Сейчас ты сам будешь их рисовать в той же последовательности».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или не может верно нарисовать ни одного символа.
2 балла: верно рисует два символа погоды.
3 балла: верно рисует три символа погоды.
4 балла: верно рисует четыре символа погоды.
5 баллов: выполняет задание, верно рисует все пять символов погоды, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №5. «Улитка».
Цель: исследование пространственного мышления.
Материал: два обруча, игрушка улитка, четыре круга – символа («1», «2», «3», «4»).
Описание обследования: экспериментатор предлагает ребенку поиграть с улиткой, представить, как она перемещается по внешней стороне обруча – «ползет по обручу». Затем он просит ребенка представить расположение улитки при ее перемещении по другому обручу в заданных точках – «1», «2», «3», «4».
Инструкция: «Это улитка. Она ползет по кругу. Покажи, как она ползет по кругу. А теперь посмотри – улитка стоит наверху обруча и смотрит на тебя. Вот тебе другой обруч, покажи, как расположится улитка на обруче, если она встанет вот сюда на этот кружок».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.
2 балла: приступает к выполнению задания, допускает ошибки «ориентации», при которых улитка неверно располагается по отношению к направлению перемещения, требуется помощь экспериментатора.
3 балла: допускает большое количество ошибок локального расположения.
4 балла: выполняет задание, допускает небольшое количество локального расположения.
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №6. «Прорисовывание букв в воздухе».
Цель: изучение зрительно-двигательной координации.
Описание обследования: ребенку предлагается пальцем прорисовать буквы в воздухе.
Инструкция: «Посмотри внимательно: сейчас я прорисую букву «И» в воздухе. Теперь ты прорисуй буквы (К, Н, В, А, У) в воздухе.»
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания.
2 балла: выполняет задание только по образцу, грубые пространственно-величинные ошибки (зеркальное отображение букв, недописание элементов букв, лишние элементы), отмечаются нарушения моторики.
3 балла: выполняет задание сам; отмечаются пространственно-величинные ошибки (зеркальное отображение букв, недописание элементов букв, лишние элементы).
4 балла: допускает незначительные ошибки при прорисовывании.
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №7. Рисование на манной крупе.
Цель: изучение зрительно-двигательной координации.
Материал: поднос с манной крупой, палочки.
Описание обследования: на подносе лежит манная крупа; с помощью тонкой палочки ребенок рисует буквы, которые ему будет называть исследователь.
Инструкция: «Слушай очень внимательно: я буду называть тебе буквы, а ты будешь их рисовать».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: ребенок не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или хаотично водит палочкой по манной крупе.
2 балла: выполняет задание только по образцу, грубые пространственно-величинные ошибки (зеркальное отображение букв, недописание элементов, лишние элементы).
3 балла: большое количество пространственно-величинных ошибок (зеркальное отображение букв, недописание элементов, лишние элементы).
4 балла: допускает незначительные ошибки при рисовании.
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №8. «Ошибочное изображение букв».
Цель: изучение зрительно-двигательной координации.
Материал: карточки с правильно и ошибочно изображенными буквами.
Описание обследования: ребенку даются карточки с буквами (на одних карточках буквы написаны правильно, на других неправильно). Ребенок должен найти неправильно изображенные буквы.
Инструкция: «Посмотри внимательно и скажи, правильно ли нарисована буква».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.
2 балла: приступает к выполнению задания; помощь экспериментатора позволяет найти 25% ошибок (2 изображения).
3 балла: приступает к выполнению задания, находит 50% ошибок (4 изображения).
4 балла: приступает к выполнению задания, находит 75% ошибок (6 изображений).
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно находит все неправильно изображенные буквы.
Задание №9. «Обведи и узнай букву».
Цель: изучение зрительно-двигательной координации.
Материал: карточка с контурным изображением букв.
Описание обследования: перед ребенком кладется карточка; необходимо обвести буквы по точкам и назвать их (буквы: Р, В, И, П, К).
Инструкция: «Обведи буквы по точкам и назови их».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.
2 балла: приступает к выполнению задания, многочисленные ошибки, нарушения моторики.
3 балла: приступает к выполнению задания, многочисленные ошибки (неправильное соединение букв, рисование не по точкам).
4 балла: выполняет задание, практически не допускает ошибки.
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №10. «Ниткография».
Цель: изучение зрительно-пространственнной координации.
Материал: ковролинограф, набор ниток.
Описание обследования: ребенок выкладывает на ковролинографе букву из ниток, на нее накладываются две буквы.
Инструкция: «Выложи на ковролинографе букву А, наложи на нее букву Я, затем Р».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.
2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, выкладывает только первую букву, отмечается нарушение моторики.
3 балла: выполняет задание с ошибками, выкладывает не больше двух букв.
4 балла: выполняет задание, выкладывает буквы с незначительными ошибками.
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №11. «Определение сходств и различий оптически сходных букв».
Цель: определение сходств и различий оптически сходных букв.
Материал: ковролинограф, набор ниток.
Описание обследования: ребенку необходимо выложить на ковролинографе букву Л, из нее получить букву М; выложить букву Ш, из нее получить букву Щ.
Инструкция: «Выложи на ковролинографе букву Л, из нее получи букву М; выложи на ковролинографе букву Ш, из нее получи букву Щ».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.
2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, с наводящими вопросами, отмечается нарушение моторики
3 балла: выполняет только часть задания, выкладывает буквы Л, Ш, сложности с получением букв М, Щ.
4 балла: выполняет задание, допускает ошибки во второй части задания (не может выложить букву М или Щ).
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №12. «Дорисуй букву или цифру».
Цель: изучение зрительно-двигательной координации.
Материал: карточки с точками.
Описание обследования: ребенку выдается карточка с двумя рядами точек; необходимо их соединить так, чтобы получилась буква или цифра.
Инструкция: «На карточке изображены точки. Необходимо соединить их так, чтобы получилась буква или цифра, которую я назову».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.
2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, с наводящими вопросами.
3 балла: выполняет задание с ошибками, правильно дорисовывает только одну букву или цифру.
4 балла: самостоятельно дорисовывает два изображения.
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
Задание №13. «Изографы».
Материал: картинки-изографы.
Описание обследования: ребенку предлагается посмотреть на изографы и узнать слово.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, какое слово здесь зашифровано».
Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:
1 балл: ребенок не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания.
2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, с наводящими вопросами.
3 балла: выполняет задание, узнает меньше половины изображений (1-3 изображения).
4 балла: выполняет задание, узнает больше половины изображений (3-4 изображения).
5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....
"Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Этот проект раскрывает включения детей в систему социальных представлений. Помогает сформировать у детей представление о себе и своей принадлежности к определённому полу....
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...
Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Как эффективно строить работу по развитию психомоторных функций у детей, с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.Определение путей коррекции и основных направл...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....
Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...