Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
план-конспект по логопедии
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Комарик». Ребенок вместе с Комаром и Комариком уточняет характеристику звуков [з] - [з’] по артикуляционным и акустическим признакам, перебирает бусинки, поет слоговые песенки, выполняет игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, проговаривает веселые скороговорки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие
для детей старшей логопедической группы с ОНР
Коновалова Г.А.,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №24 «Сказка», г. Ступино Московской области.
Тема. Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- Формирование умения различать звуки [з] - [з’] на слух.
- Закрепление умения согласовывать существительные с местоимениями мой, моя.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие продолжительного выдоха;
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- Развитие зрительного и слухового внимания;
- Развитие фонематического слуха.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать активность и самостоятельность ребенка на занятии.
Оборудование. Зеркало; маленькая бутылочка; бусинки синего и зеленого цвета; тарелочки; звуковые домики (синий и зеленый); плоскостные изображения комара и комарика; предметные картинки; индивидуальный лист к игре «Найди свои картинки»; цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организация начала занятия.
Логопед. Сегодня, наши друзья – комар и комарик вновь приглашают нас с тобой в путешествие, и предлагают выполнить артикуляционную и дыхательную разминку.
2. Артикуляционная и дыхательная разминка.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения выполняются перед зеркалом.
Комар и комарик.
«Трубочка» - «Улыбка». Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек.
«Накажем непослушный язычок». (Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та». Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя».
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка вверх – вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.
«Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
Дыхательное упражнение «Ветерок шумит, пузырёк гудит».
Язык «желобком» — дуть воздух по языку в бутылочку (буты лочку приложить к подбородку, край её горлышка у нижней губы).
3. Драматизация сказки «Комар и комарик».
Летят навстречу друг другу Комар и Комарик (помахать пальчиками). Летят и зудят свои песенки.
Комар: «З-З-З» Комарик: «ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ»
Логопед. Одинаково ли звучат их песенки?
Ребенок. Нет.
Логопед. Давай споем вместе с ними!
- Чья песенка твердая? (Комара).
- Чья песенка мягкая? (Комарика).
- Чья песенка звонкая? (И Комара и Комарика).
- Чья песенка глухая? (Ничья).
Встретились Комар с Комариком и решили дальше лететь вместе (помахать пальчиками). Летели они, летели, устали и опустились на полянку, чтобы немножко отдохнуть.
Вдруг видят, стоят два домика – синий и зеленый. Стали спорить Комар с Комариком, кому в каком домике жить. Спорили, спорили – но так ничего и не решили. Сидят на травинках-былинках печалятся.
Помоги им найти свои домики.
Ребенок выбирает для Комара синий домик, а для Комарика – зеленый и объясняет свои действия.
Повеселел Комар, повеселел и Комарик, и стали они бусинки перебирать. Комар в свою тарелочку складывает синие бусинки, а Комарик – зеленые.
Помоги им бусинки перебрать.
Ребенок в одну тарелочку складывает бусинки синего цвета, а в другую – зеленого.
Нанизывает Комар на нитку бусинки синего цвета и поет свою песенку:
за-зо-зу-зы
зо-зу-зы-за
зу-зы-за-зо
зы-за-зо-зу
Поможем Комару?
Ребенок берет из тарелочки по одной бусинке, нанизывает на нитку и произносит слоги.
Комарик тоже нанизывает на нитку бусинки, но зеленого цвета и поет свою песенку:
зя-зё-зю-зи
зё-зю-зи-зя
зю-зи-зя-зё
зи-зя-зё-зю
Поможем Комарику?
Ребенок выполняет аналогичное задание.
К Комару и Комарику спешит много разных гостей. Посмотри на картинки и угадай, кто спешит к Комару, а кто к Комарику.
Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных (заяц, зебра, коза, обезьяна).
Ребенок: «К Комару спешат – заяц и коза, т.к. в этих словах «спрятался» звук [з]. А к Комарику спешат – зебра и обезьяна, т.к. в этих словах «спрятался» звук [з’]».
Гости подарили Комару и Комарику подарки.
Перед ребенком кладется индивидуальный лист к игре «Найди свои картинки».
Игра «Найди свои картинки»
Комар взял синий карандаш. Комарик – зеленый карандаш.
Помоги им найти и обвести свои картинки.
Комару – на звук [З] Комарику – на звук [З’]
Ребенок обводит, синим карандашом вазу, зонт мимозу; зеленым карандашом – землянику, изюм, газету.
Игра «Мой» - «моя»
Стали Комар с Комариком рассматривать подарки. Они еще не могут правильно использовать слова и говорят: «Это моя зонт, мой ваза, моя изюм…». Давай научим их правильно использовать слова. О чем еще можно сказать - «мой», «моя»?
Ребенок, показывая на картинки, учит Комара: Это моя ваза. Это мой зонт. Это
моя мимоза.
Ребенок, показывая на картинки, учит Комарика: Это моя земляника. Это мой изюм. Это моя газета.
Комар с Комариком любят проговаривать скороговорки. Повторим их вместе с ними.
Коза Егоза, коза Егоза – землянику есть нельзя!
Зоя и Зина заказали изюм в магазине.
4. Итог занятия.
Логопед. Вот и приближается к завершению наше занятие. Давай вспомним, кто был у нас сегодня в гостях, чем мы сегодня занимались?
В заключении логопед положительно оценивает деятельность ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы "Поиск потерявшихся звуков" совместно с с логопедом и музыкальным руководителем.
Данная интегрированная организованная образовательная деятельность была разработана педагогом- психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем для детей старшей логопедической группы....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".
Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

Формирование представления о звуках детей старшей логопедической группы
конспект НОД для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи)....

Комплексное занятие для детей старшей логопедической группы по теме: «ОСЕНЬ» Звуки П - Т.
Комплексное занятие для детей старшей логопедической группы учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя и воспитателя, на котором решаются задачи пяти образовательных областей....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну звуков».
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну звуков» (Знакомство с буквой М и звуком [М])...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...