конспект занятия по развитию речи "Одни дома"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по сюжетной картине О.С. Гомзяк с элементами творчества "Одни дома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odni_doma.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Д/С № 50
«Дефектолог»
Конспект открытого занятия по развитию речи
с элементами творчества.
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.
Составила и провела
учитель-логопед
Белова Т.Ю.
Люберцы 2011 г
Цель:
- учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
- учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;
- активизировать и расширять словарь детей по теме;
- развивать навыки планирования развёрнутых высказываний;
- закреплять умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;
- Развивать мелкую моторику;
- развивать координацию движений со словами стихотворения;
-развивать зрительный гнозис, умение находить две одинаковые фотографии
- развивать графические навыки детей,
- -Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Оборудование: конверты с фотографиями на каждого ребёнка, демонстрационные фотографии 4 шт; с.к. «Одни дома»пос О.С.Гомзяк, листы с графической работой «Собери бусы» на каждого ребёнка, геометрические фигуры , мнемотаблица «Семья». Диск Т.Морозовой «Наши мамы».
Предшествующая работа: чтение русск. нар. сказки «Гуси - лебеди», заучивание домашнего адреса, рисование - «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети заходят в зал под музыку Т. Морозовой « Наши мамы» встают полукругом
Логопед: Сегодня на адрес нашего д/с пришло письмо от Кати и Вовы. Дети пишут: « Разгадайте ребус и узнаете , о чём мы хотим вам рассказать»
Логопед выставляет ребус
-Какая цифра – 7
Какая буква – Я. Произнесите слитно. Какое слово получится? – СЕМЬЯ.
Назовите членов семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
В письме дети спрашивают:« О ком мы так говорим?»
-Добрая, весёлая, строгая (кто?) – мама, бабушка
- Добрый, весёлый, строгий, (кто?) – папа, дедушка
-Добрые, весёлые, строгие, (кто?) – родители
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
-Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья», а поможет нам мнемотаблица.,
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка, вот сестрёнка,
Он Антон, она Алёнка,
Всех назвал вам я –
Вот моя семья.
2. Логопед: Ребята нам прислали фотографии их семьи, но очень спешили. Внимательно рассмотрите их и найдите две одинаковые фотографии.
3 Логопед: «А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Игра «Кем приходится»
Мальчик для папы и мамы кто? – Сын
Девочка для мамы и папы кто? – Дочка
Папа для бабушки и дедушки кто? – Сын
Мама для бабушки и дедушки кто? – Дочь
Мальчик для дедушки и бабушки кто? – Внук
Девочка для дедушки и бабушки кто? – Внучка
Мальчик кем приходится девочке? А девочка мальчику?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Посмотрите на фотографию и скажите, какая семья? – Дружная, весёлая.
4. Логопед: «В своем письме Катя и Вова написали, что семья их большая и дружная, но иногда они ненадолго остаются одни дома. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?
Дети садятся за столы.
Логопед выставляет сюжетную картину (из пособия О.С. Гомзяк).
Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.
6. Рассматривание картины с последующим обсуждением.
Логопед: Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.
- Кого вы видите на картине?
Ребёнок: На картине вижу маму, девочку и мальчика.
- Какие игрушки вы видите на картине?
Ребёнок: Я вижу мишку и машинки.
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
Ребёнок: С мишкой играет Катя. С машинками играет Вова.
- Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?
Ребёнок У мамы плохое настроение. Её бусы разорвали.
- Когда это могло случиться?
Ребёнок: Пока мамы не было дома.
- Как вы думаете, куда ходила мама?
Дети; мама ходила в магазин, на почту, к соседке.
- Кто оставался дома один? Что дети пообещали маме?
- Чем занималась Катя?
Дети: Она кормила мишку, клала спать, рассказывала сказку.
- А Вова?
Дети: Катал машинку, ремонтировал машинку.
- Чьи бусы рассыпались на полу?
Дети: Мамины.
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
- Что сделал Вова?
- Какая стояла Катя?
Ребята, мы с вами видим, что произошло, когда вернулась мама: Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Им было стыдно, что они не выполнили свое обещание.
Логопед: А сейчас вы попробуете составить рассказ о детях. Составлять его будем по частям.
- Сначала расскажите, куда ушла мама. Кто остался один дома. Что пообещали дети маме.
- Что делала Катя, Вова.
- Кто увидел бусы, что случилось.
- Как дети вели себя, когда вернулась мама?
Составление рассказа 2-3 детьми
7. Логопед: Мама, конечно, огорчилась и рассердилась, но она не всегда расстраивается, подберите слова:
Мама (какая?) – добрая, весёлая, строгая, заботливая, требовательная, любимая.
Как вы относитесь к маме?
Упражнение на координацию речи и движения: «Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю,
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Ни словечка, ни скажу.
Дети читают стихотворение, и выполняют движения, соответствующие каждой строчке.
8. Дети, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.
- Одно дело сказать, другое делать.
- Слово дал – держи.
- От доброго не бегай, а дурного не делай.
- Всякой вещи своё место.
- Если знаешь, что хорошо, не поступай плохо.
- Шила в мешке не утаишь.
9. Дети, конечно, маму огорчили, бусы разорвали, а мы постараемся маму порадовать и соберём ей новые бусы.
Дети выполняют графическую работу « Собери бусы»
10. Итог: О ком составляли рассказ? Кто оказался виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно вести себя, когда рядом взрослых нет дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи по теме «Наша армия» с детьми старшего дошкольного возраста. В формате самоизоляции "Сидим дома".
Конспект занятия по развитию речи по теме«Наша армия» с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Мебель в моем доме»
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Мебель в моем доме»
Цель: Расширение представления детей о мебели, откуда она поступает в магазины, из какого материала сделана.Задачи:Образовательные : Обогащать и активизировать словарь;учить употреблению сущ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Какие бывают дома"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Мой дом"...
Конспект занятия по развитию речи "Как муравьишка домой спешил"
Цель: понимание детьми 5-6 лет основной идеи сказки «Как муравьишка домой спешил» в ходе чтения и дидактической игры: нужно ценить помощь и быть благодарным.Обучающая задача: Уметь описыва...
Конспект занятия по развитию фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А", с приложением заданий для закрепления темы дома.
Целью занятия является - знакомство с гласным звуком "А", а так же, его характеристикой и артикуляцией....
Конспект занятия по развитию лексико–грамматических категорий «Строительство. Части дома».
Задачи:Коррекционно-образовательные:—учить детей образовывать и употреблять сложные слова.Коррекционно-развивающие:упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;закр...