Конспект занятия по развитию речи "Как муравьишка домой спешил"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Казакова Дея Николаевна

Цель: понимание детьми 5-6 лет основной идеи сказки «Как муравьишка домой спешил» в ходе чтения и дидактической игры: нужно ценить помощь и быть благодарным.

Обучающая задача: Уметь описывать характер героев произведения (Муравьишка - неблагодарный, наглый, Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужжелица, Жучок - Блошачок, Кузнечик, Водомерка - Клоп, Майский Хрущ - добрые и отзывчивые. Гусеница – Листовёрка - вредная).

Развивающая задача:

Оценивать причины поступков героев (Потерявшийся муравьишка смог попасть в родной муравейник лишь благодаря взаимовыручке других насекомых. Но неблагодарный муравей не оценил бескорыстную помощь насекомых. Насекомые же лишь помогли ему добраться до его дома, не прося ничего) в ходе беседы и дидактической игры.

Внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы в ходе беседы и дидактической игры.

Воспитательная задача: Проявлять культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чтение сказки «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: понимание детьми 5-6 лет основной идеи сказки «Как муравьишка домой спешил» в ходе чтения и дидактической игры: нужно ценить помощь и быть благодарным.

Обучающая задача: Уметь описывать характер героев произведения (Муравьишка - неблагодарный, наглый, Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужжелица, Жучок - Блошачок, Кузнечик, Водомерка - Клоп, Майский Хрущ - добрые и отзывчивые. Гусеница – Листовёрка - вредная).

Развивающая задача:

Оценивать причины поступков героев (Потерявшийся муравьишка смог попасть в родной муравейник лишь благодаря взаимовыручке других насекомых. Но неблагодарный муравей не оценил бескорыстную помощь насекомых. Насекомые же лишь помогли ему добраться до его дома, не прося ничего) в ходе беседы и дидактической игры.

Внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы в ходе беседы и дидактической игры.

Воспитательная задача: Проявлять культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).

Дополнительные задачи:

Игровая: Начертить правильный путь из одного конца лабиринта в другой. Помочь найти дорогу муравью до дома. Соблюдать правила во время дидактической игры (вести линию строго по лабиринту).

Словарная работа: неуклюжий, изогнулся, далеконько.

Планируемые результаты занятия: понимают основную идею сказки «Как муравьишка домой спешил» (нужно ценить помощь и быть благодарным), описывают характер героев произведения (Муравьишка - неблагодарный, наглый, Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужжелица, Жучок - Блошачок, Кузнечик, Водомерка - Клоп, Майский Хрущ - добрые и отзывчивые. Гусеница – Листовёрка - вредная), оценивают причины поступков героев (Потерявшийся муравьишка смог попасть в родной муравейник лишь благодаря взаимовыручке других насекомых. Но неблагодарный муравей не оценил бескорыстную помощь насекомых. Насекомые же лишь помогли ему добраться до его дома, не прося ничего), внимательно слушают сказку и отвечают на вопросы, проявляют культуру общения с взрослыми и сверстниками, соблюдают правила во время дидактической игры (вести линию строго по лабиринту).

Подготовительная работа: Дидактическая игра «Помоги муравью найти дорогу домой».

Материалы и оборудование: Документ-камера, smart-доска, ноутбук, книга,клубок.

Этапы

продолжительность

Задачи

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный

Привлечь внимание детей с помощью игрового момента к предстоящей деятельности, вызвать интерес к слушанию сказки

Прием привлечения внимания. Задает вопросы:

Называет название сказки, кто написал и краткое изложение содержания. Высказывает личное отношение к произведению.

Игровой прием

Демонстрация книги.

Рассказ педагога.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию

Развивать интерес к слушанию сказки.

Задает вопросы: Как вы думаете, что дальше случилось с героями? А что бы узнать, кто из вас был прав, нам нужно прочитать книжку. Словарная работа. Присаживайтесь на стульчики. Спинки держим прямо и внимательно слушаем.

Вопрос.

Рассказ-образец личностного отношения к произведению педагога.

Слушают.

Отвечают на вопрос.

Присаживаются на стульчики.

Демонстрируют умение высказывать предположения, интерес к прослушиванию сказки.

Восприятие материала

Познакомить с сказкой «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.

Читает сказку «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.

Чтение сказки  «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.

Внимательно слушают

Дети знакомятся с сказкой «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.

Этап практического решения проблемы

Получить обратную связь от детей.

Физкультминутка.

педагог задаёт детям вопросы. После этого, педагог читает отрывок рассказа.

Использует приём «закончи предложение».

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Помоги муравьишке найти дорогу домой».

Проведение гимнастики для глаз. Напоминает правила поведения перед интерактивной доской. Игра.

Вопросы.

Прием «Закончи предложение».

Повторное выборочное чтение.

Напоминание правил у доски.

Игра.

Отвечают на вопросы. Характеризуют героя, его действия.

Выполняют физкультминутку.

Слушают правила

Играют.

В игре проявляют инициативу.

Заключительный этап

Проанализировать деятельность, показать результаты, обобщить деятельность детей.

Педагог, поощряет детей. Называет победителя игры.

Задаёт вопросы:

Ребята, в какую сказку мы путешествовали?

- Кто автор этой сказки?

- Какая беда произошла в этой сказке?

- Кто являются главными героями?

- Кто из героев понравился вам больше всего?

Хвалит детей и благодарит их за активную работу.

Вопросы.

Поощрение.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

Дети познакомились с сказкой «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.

Воспитатель обращает внимание детей на клубок (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него). Хотите, чтобы клубок провел нас в сказку.

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше.

А поможет нам отправиться в путешествие волшебный клубок. Воспитатель держит клубок, дети отматывают

Готовы! В путь! закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «Раз, два, три в сказку мы попасть хотим!».

А теперь я предлагаю вам открыть глаза и осмотреться. (На экране дети видят обложку книги)

Это сказка «Как муравьишка домой спешил». В детстве я прочитала эту сказку, и мне она очень понравилась потому, что она учит ценить помощь и быть благодарным.

В этой сказке говорится о том, как муравьишка хотел попасть домой и просил помощи у насекомых. Вы так меня внимательно слушали, не перебивали.

Ребята, как вы думаете, что произошло дальше с героями басни?

Если вы считаете, что насекомые помогут муравьишке добраться до дома, а муравьишка их поблагодарит за это, то выберите квадрат.

Если же вы думаете, что насекомые не помогут муравьишке добраться до дома и он их не поблагодарит, то выберите треугольник.

А как мы можем узнать, что же произошло на самом деле? Правильно, мы должны прочитать книжку.

            В сказке будут встречаться незнакомые слова: неуклюжий это неловкий в своих движениях, изогнулся это значит вывернул свое тело в определенное положение, далеконько - не близко.

Присаживаемся на стульчики, спину держим прямо и внимательно слушаем.

А теперь я предлагаю вам выполнить физкультминутку.

От друзей муравьишка отстал (Дети прижимают ладони к щекам, качают головой)

Ой-ёй-ёй

Ножку тонкую он поломал (ритмично сгибают и разгибают колени)

Ай-яй-яй!

Травкой быстро её обмотал (круговые движения руками у ноги)

В муравейник скорей побежал (бег на месте)

Ну, а солнце за лес уж зашло

Ох-ох-ох! (делают ритмично «пружинки»)

Стало сразу так страшно, темно. (закрывают глаза ладонями, качают головой)

Ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли. (хлопают в ладоши.)

Молодцы!

Беседа по содержанию сказки:

        Так кто из вас оказался прав, как закончилась сказка?

        Как вы представляете себе Муравья? Нельзя перебивать друг друга. Выслушаем ответ Даши, а потом Карины.

Про каких людей можно сказать, что они как насекомые, которые помогали муравью?

Какими нравственными качествами наделил автор героев сказки?

Наглый – это значит какой? (бесстыдный и нахальный)

 Неблагодарный– это значит какой? (не умеет благодарить за оказанную ему помощь)

А сейчас я хочу проверить вашу память и предлагаю сыграть вам в «Закончи предложение».

            Ничего, поспею…

            Паук, а Паук…

          А листок был плохой: 

Ребята, а какой отрывок из сказки понравился вам больше всего? (ответы детей). Давайте мы его прочитаем.

Муравьишка говорит Землемеру:

— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— А кусаться не будешь?

— Кусаться не буду.

— Ну садись, подвезу.

В чем заключается мораль сказки?

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Помоги муравьишке найти дорогу домой».

Встаем, задвигаем стульчики и подходим к интерактивной доске. Но для начала я предлагаю вам вспомнить правила поведения. (Ответы детей).

Игра называется «Помоги муравьишке найти дорогу домой». По моему сигналу вы должны начертить правильный путь из одного конца лабиринта в другой. И помочь муравьишке найти дорогу домой. Нельзя проходить сквозь стены, сходить с дорожки. Побеждает тот, кто выполнит все эти правила и первым закончит. Он будет в следующей игре ведущим. Начинаем по моей команде. Молодцы. Правила соблюдали. Но в следующей игре ведущим будет кто-то.

 Гимнастика для глаз.

Мы устали все чуть - чуть. 
Предлагаю отдохнуть. 
Отдыхайте наши уши 
Тишину мы будем слушать. 
И глаза мы закрываем, 
И они пусть отдыхают. 
В тишине представить море, 
Свежий ветер на просторе. 
За волной плывет волна, 
А в округе тишина. 
Наши глазки так устали, 
Мы писали, рисовали, 
Встанем дружно по порядку, 
Сделаем для глаз зарядку.

Нам уже пора и домой возвращаться.

А дорогу нам поможет найти наш волшебный клубок. Закрываем все глаза, я произнесу слова: «Раз, два, три из сказки выйти мы хотим!»

- Ребята, в какую сказку мы путешествовали?

- Кто автор этой сказки?

- Какая беда произошла в этой сказке?

- Кто являются главными героями?

- Кто из героев понравился вам больше всего?

Молодцы ребята, мне очень понравилось сегодня то, как мы провели время. Вы были сегодня активными, умными, справились со всеми моими заданиями!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Одни дома"

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по сюжетной картине О.С. Гомзяк с элементами творчества "Одни дома"...

Конспект игрового занятия для детей 4-5 лет «Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Конспект занятия для детей средней группы ОНР по развитию связной речи. На занятии отрабатывается умение пересказывать текст по опорным картинкам....

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"

Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...

Методическая разработка конспекта " квеста" " В поисках домика Муравьишки"( по мотивам произведения Бианки В.В. " Как Муравьишка домой спешил")

quot; Квест"  для детей старшего дошкольного возраста по реализация образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное и физическое развитие( с ...

Открытое итоговое занятие по развитию ЭМП с детьми старшей группы «Как муравьишка домой спешил» (по сказке В.Бианки)

Воспитание социальных навыков детей: умение работать в команде.Формирование элементарных математических представлений....

Конспект занятия для старшей группы "Как муравьишка домой спешил"

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию "Как муравьишка домой спешил"....

Конспект занятия по математике "Как Муравьишка домой спешил"

Непосредственно-образовательная деятельность в образовательной области Познание "Формирование элементарных математических представлений". ЗАДАЧИ:Развивать навыки количественного счёта в...