Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Какие бывают дома"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Мой дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_tema_moy_dom.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Какие бывают дома»
Цель: формирование знаний у детей на тему «Какие бывают дома»
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить детей с разными типами домов.
2. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения грамматического строя речи:
- согласовывать существительные с числительными;
- образовывать сложные прилагательные;
- закреплять умение правильно строить предложение, используя предлоги: из, над, за, около.
3. Расширять кругозор и активизировать словарь детей на основе углубления знаний по теме: «Какие бывают дома».
Развивающие:
1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие.
2. Развивать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать в микрогруппе.
2. Создать у детей эмоционально позитивный настрой.
3. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Материал: птичка, письмо, подзорная труба( из листа бумаги), картинки с разными видами домов (кирпичный, деревянный, каменный, бетонный, соломенный, ледяной, снежный, стеклянный), домики из бумаги по кол-ву детей, строительный материал, мяч.
Предварительная работа: развитие моторики артикуляционного аппарата; знакомство с новым материалом и повторение старого, путем рассматривания картинок с изображением домов, направленное на обогащение словарного запаса, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром; проведение подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики, отгадывания загадок по теме.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Дети, вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, они уже здесь. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Прислушайтесь, мне, кажется, кто-то стучит в окно! (воспитатель подходит к окну, берет птичку, у которой в клюве письмо)
Дети, посмотрите, к нам еще одна гостья прилетела, кто это?
Дети: птица, белый голубь!
Воспитатель: она что-то чирикает мне на ушко! Птичка рассказала мне, что встретила недавно Звуковичков, которые уже были у вас, в гостях, и они попросили передать вам письмо с заданиями. Они рассказали мне, что вы дружные, веселые и умные ребята и с вами очень интересно играть. Спасибо, птичка! Звуковички правы! Детки у нас в группе дружные и любознательные. Садись вот сюда, и смотри, что дальше произойдет. (Воспитатель усаживает птичку и берет письмо в руки, вскрывает конверт)
Интересно, какие задания нам прислали Звуковички? Первое задание-это загадки, нам нужно внимательно послушать и отгадать.
1. Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это…
Дети: дом!
Воспитатель:
2. Кубик к кубику кладем.
Мы для кукол строим …..
Дети: дом!
Воспитатель: Молодцы!
3. Четыре стены, батарея внутри.
Крыльцо снаружи, спасает от стужи!
Дети: Дом!
Воспитатель: Правильный ответ! А сейчас сложная очень загадка!
4. Когда его строят, котлован роют,
Воду, отопление, подводят без сомнения!
Дети: Дом!
Воспитатель: Молодцы!
5. Строители кирпичики друг к дружке возлагают,
Что строят эти люди? Быть, может кто-то знает?
Дети: Дом!
Воспитатель: Верно! Сегодня мы с вами будем говорить о домах! Какие они бывают, из чего их строят, и как называется профессия людей, которые их строят. С этим заданием вы справились, отгадали все загадки!
Воспитатель: А сейчас произнесем слово «ДОМ» разными способами. (Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и показывает картинку с изображением черепахи и дети произносят медленно «Д-О-О-О-М» и т.д.)
Дети: Дом! (громко)
Дом. (шепотом)
Дом. (беззвучно-губами)
Дом-Дом-Дом-Дом (быстро и много раз)
Воспитатель: Молодцы! Как дружно вы выполнили это задание! Посмотрите, у меня в руках картинка, что на ней нарисовано?
Дети: Дома!
Воспитатель: Правильно! Какой это дом? ( Воспитатель указывает на низкий дом и жестом подсказывает детям)
Дети: Низкий!
Воспитатель: А другой дом?
Дети: Высокий!
Воспитатель: Правильно! Покажите мне, что значит низкий дом? ( Дети присели) А высокий? ( Дети встали на носочки и потянулись вверх руками) Молодцы!
Какое следующее задание нам приготовили Звуковички? (Воспитатель достает из конверта лист и внимательно читает про себя) Ребята, а Звуковички нам предлагают поиграть в игру: « Я смотрю в подзорную трубу!»
( Воспитатель, приглашает пройти детей к фланелеграфу, на котором висит картинка, с изображением дома, рядом лежит подзорная труба. Птичку переносим и усаживаем над фланелеграфом)
Объясняю правила игры: берем подзорную трубу, направляем на картинку, смотрим и называем одну часть дома, произнося такие слова: Я смотрю в подзорную трубу и вижу ОКНО! ( Дети, строятся в колонну, и по очереди, называют части дома, передавая друг другу подзорную трубу)
Дети: Я смотрю в подзорную трубу и вижу (крышу, крыльцо, дверь, балкон, чердак, трубу)
Воспитатель: Молодцы! Правильно назвали все части дома! Посмотрим в конверт, еще одно задание! (воспитатель достает картинки с изображением домов, построенных из разных материалов) Посмотрите сколько картинок с изображением домов и вам нужно назвать дом на картинке одним словом. Например: Как называется дом, построенный из кирпича?
Дети: Кирпичный!
Воспитатель: Правильно! Покажи, Настя, где на картинке изображен кирпичный дом?
Дети: Показывает.
Воспитатель: Молодец! ( Воспитатель, поочередно, называя ребенка по имени, просит назвать и показать на фланелеграфе дом из стекла, дом из соломы, дом из камня, дом из бетона, дом из снега, дом изо льда, дом из дерева)
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились! Ну а теперь, покажем нашим гостям, как мы умеем отдыхать. (Проводится физминутка)
Продолжим выполнять задания Звуковичков!
Дети: Да!
Воспитатель: Проходим и присаживаемся на ковер. Посмотрите на ковре лежит строительный материал. Из него можно построить игрушечный дом?
Дети: Да!
Воспитатель: А как называется профессия, людей, которые строят дома?
Дети: Строители!
Воспитатель: Как вы думаете, легко ли строить дома?
Дети: Не легко!
Воспитатель: А какие машины придумали люди, чтобы облегчить труд строителя?
Дети: Если дети затрудняются с ответом, помочь им вопросами ( чтобы залить фундамент и не мешать бетон вручную, существует такая машина как бетономешалка. Чтобы поднимать тяжелый кирпич или бетонные плиты наверх, когда строят многоэтажный дом, есть такая машина- кран)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в строителей и построим свой игрушечный дом из нашего строительного материала. Для начала устанавливаем фундамент, затем выкладываем из кирпичей первый этаж (воспитатель устанавливает сверху крышу и спрашивает детей)
Как называют дом одним словом, если у него всего один этаж?
Дети: Одноэтажный!
Воспитатель: Гриша, установи, пожалуйста, второй этаж! ( ребенок выполняет задание и воспитатель снова устанавливает крышу и задает вопрос) Как называется дом, в котором два этажа?
Дети: Двухэтажный!
Воспитатель: Правильно! (Воспитатель продолжает, по очереди, просить детей надстраивать этажи и спрашивать, дети могут отвечать хором. Когда дом достроен, сверху устанавливаем крышу. Итог: дом получился многоэтажный)
Посмотрите! Фундамент есть, окна есть, крыша на месте, чего же не хватает?
Дети: Дверь нужна!
Воспитатель: Правильно! Устанавливаем дверь! Дом готов! Молодцы, славно потрудились!
Птичка прочирикала мне на ушко, что она тоже хочет с нами поиграть! Поиграем с птичкой?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, где же птичка? Откуда она выглядывает?
Дети: Из окна!
Воспитатель: А сейчас, где она летает?
Дети: Над домом! Над крышей!
Воспитатель: А сейчас, где она прыгает?
Дети: Около дома!
Воспитатель: Птичка спряталась, где она?
Дети: За домом!
Воспитатель: Птичка устала, куда она села отдыхать?
Дети: Под крышу!
Воспитатель: Очень понравилось птичке играть с вами, ребята. Она сказала мне, что вы очень дружные, умные и добрые дети и она к вам еще прилетит в гости, в следующий раз. Она расскажет своим друзьям –Звуковичкам, что вы справились со всем заданиями! Скажем птичке до свидания!
Дети: прощаются с птичкой.
Воспитатель: Прощается с птичкой и отпускает ее в окно. А сейчас становитесь в круг, поиграем с вами еще в одну игру. ( Игра с мячом) Мы с вами много узнали новых слов, сейчас посмотрим, какие из них вы запомнили. Я каждому кидаю мяч и задаю вопрос, а вы мне его возвращаете и отвечаете на мой вопрос. Задание понятно?
Дети: Да!
Воспитатель: Бросает каждому ребенку и мяч и задает вопросы по пройденному материалу, дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас, приготовили ладошки ( руки перед собой, ладони от себя) и расскажите мне, что вам понравилось или кто вам понравился в наших играх сегодня? Например: ( говорит воспитатель) Мне очень понравилось как вы, дети, дружно и правильно отвечали на вопросы и еще мне понравились наши гости! (Воспитатель проходит по кругу и касается всех детей ладошками)
А, тебе, Рома, что понравилось? ( Воспитатель подходит к ребенку, который отвечает и они хлопают друг другу в ладоши. И т.д. со всеми детьми)
Скажем нашим гостям до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Вот оно какое наше лето»
Цель: Учить детей составлять рассказ с опорой на картину.Коррекционные задачи:-Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;-Расширять словарный запас детей по да...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Знатоки речи».
Цель: развитие связной речи детей....