Конспект занятия по развитию лексико–грамматических категорий «Строительство. Части дома».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

—учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Коррекционно-развивающие:

упражнять детей в подборе действий, соот­ветствующих назначению комнат;

закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;

—расширять и активизировать словарь по теме.

 Коррекционно-воспитательная:

—воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.

Оборудование: сюжетные картины с изображени­ем различных домов и частей дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию

лексико–грамматических категорий для детей старшей группы «Строительство. Части дома».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—учить детей образовывать и употреблять сложные слова.

Коррекционно-развивающие:

упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат;

закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги;

—расширять и активизировать словарь по теме.

 Коррекционно-воспитательная:

—воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому.

Оборудование: сюжетные картины с изображением различных домов и частей дома.

                                                                  Ход занятия

1.  Организационный момент.

Игра «Угадай, что это?».

Дверь, окно, потолок, пол, стены. (Комната.)

Фундамент, балкон, лестница, крыша, стены, окна, двери. (Дом.)

Чтение стихотворения.

Пускай мне хорошо в гостях,

Но лучше дом родной.

В каких бы ни был я местах

— Всегда вернусь домой.

Меня родные стены ждут

— Помогут, защитят.

Ведь дома нас всегда поймут,

Утешат и простят.

2. Объявление темы.

Логопед: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Ответы детей.)

 Да, правильно, ребята, о доме.

3.Вводная беседа.

Логопед: Послушайте мой рассказ о том, какие могут быть дома.

В древние времена человек не умел строить дома и жил в пещере. Но жить в пещере было очень неуютно. Дверей в ней не было и поэтому вход приходилось охранять от непрошенных гостей. И человек стал задумываться, а не построить ли ему самому жилище. Сначала дома строили одноэтажные, а потом стали строить и многоэтажные.

В краях, богатых лесом, люди издавна строили себе дома из дерева. Деревянный дом теплый и удобный, в нем хорошо дышится. Постройки из камня долговечны. Современные дома строят из кирпича, железобетона, стекла и металла.

Для строительства немало есть на складе материала: Дерево, кирпич, бетон... Из чего же строить дом?

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Приглашаю вас на экскурсию. Посмотрите на улицу, которая находится перед вами.

Логопед вывешивает сюжетную картину с изображением улицы города.

Игра «Какой дом?». Образование сложных слов, относительных прилагательных.

В этом доме много этажей    он... (Многоэтажный.)

В этом доме один этаж — он... (Одноэтажный.)

В этом доме много квартир — он... (Многоквартирный.)

В доме один подъезд — он... (Одноподъездный.)

В этом доме много подъездов — он... (Многоподъездный.)

Дом построен из кирпича — он... (Кирпичный.)

Дом построен из дерева — он... (Деревянный.)

Дом построен из блоков — он... (Блочный.)

Дом построен из камня — он... (Каменный.)

Логопед: А теперь давайте зайдем в один из этих домов, вернее в квартиру.

Логопед выставляет макет дома или картину, на которой изображен дом в разрезе.

Игра «Подбери действие». 

Открываются двери, и мы заходим куда?.. (В прихожую.)

В прихожей (что делают?) — одеваются, раздеваются, разуваются, обуваются, встречают, провожают (гостей). А в других комнатах?

В гостиной (что делают?) — смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.

                             Сегодня я жду своих лучших друзей,

                             Они соберутся в гостиной моей.

                             Мы будем играть, веселиться и петь,

                             Задорно плясать, телевизор смотреть.

                                                                     К. Нефедова

В спальне (что делают?) — спят, отдыхают.

                            Эта комната для сна,

                            В ней обычно тишина.

                            В уголке кровать стоит,

                            Рядом с ней ночник горит.

                                                                    К. Нефедова

В ванной комнате (что делают?) — умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причесываются и т.д.

                            В ванну побольше воды набираю,

                            Флот свой игрушечный в воду пускаю.

                            В ванне совсем не желаю я мыться

                            -С вражеским флотом хочу я сразиться.

                                                                        К.Нефедова

В детской (что делают?) — играют, учат, занимаются, спят, отдыхают и т.д.

В кухне (что делают?) — готовят, варят, жарят, режут, моют (посуду), кушают и т.д.

 В столовой (что делают?) — завтракают, обедают, ужинают.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Если на улице дождик идет,

Взмахи руками перед собой.

Если метелица злая метет,

Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.

В доме под крышей укроемся мы,

«Крыша» над головой.

Дождик и снег нам тогда

Не страшны!

На месте топают ногами.

Логопед: Наша экскурсия продолжается. Мы выходим из квартиры. А вот и почтовый ящик. Давайте заглянем в него. Да, для нас есть письмо. Письмо нам прислали строители, которые строят дом на соседней улице. А в нем загадки, которые мы должны разгадать. Слушайте внимательно!

Назовите профессии людей, которые строят дом.

Человек, который задумывает и разрабатывает проект дома? (Архитектор.)

Кто управляет подъемным краном? (Крановщик.)

Кто  занимается  штукатурными  работами? (Штукатур.)

Кто занимается окраской помещений нового дома? (Маляр.)

Кто стеклит окна? (Стекольщик.)

Игра «Где Буратино?». Формирование навыка правильного использования предлогов в речи. Логопед перемещает куклу возле макета дома, а дети составляют предложения, используя предлоги в, у, за, из, к, от,  между, справа, слева. Буратино стоит справа от двухэтажного дома.

5. Итог занятия.

Логопед: Из какого материала можно построить дома? Назовите комнаты в квартире.

Что нужно делать для того, чтобы в квартире был всегда порядок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Мой Мишка"

Конспект занятия по активизации, обогащению словаря по теме "Одежда", развитию грамматической стороны речи, развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, выразительности речи для младших дошкол...

конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

Животные жарких стран. Конспект занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка

"Животные жарких стран". Подготовительная группа....

Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...