Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку с нарушением речевой деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Селиванова Светлана Анатольевна

Освещен опыт оказания всесторонней помощи ребенку с речевыми нарушениями в  условиях посещения логопункта при ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

  Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей

помощи ребенку с нарушением речевой деятельности  

в условиях дошкольного логопедического пункта  

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни  общества, оказывающие негативное влияние  на большинство семей, ухудщение    экологической ситуации в России, увеличение числа патологии беременности, увеличение количества родовых травм,  порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического развития детей.

Особую тревогу вызывает рост детей  с  речевыми нарушениями, такими как: НВОНР,  ОНР, дизартрия, моторная и сенсорная алалия, заикание.  Количество детей, у которых обнаруживаются речевые недостатки в дошкольном возрасте, весьма значительно. Соответственно велик риск школьной дизадаптации,  неуспеваемости, обусловленной  недоразвитием устной речи ( дисграфии и дислексии) .

В связи с насущими проблемами,  на современном этапе развития системы дошкольного образования, на первый план, выдвигаются задачи  создания  условий становления личности  каждого ребёнка  в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и особенностями. Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных  для каждого воспитанника, предполагает  формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающих  все многообразие  различных типов образовательных учреждений. Ведущая роль в коррекционной работе с детьми, име ющими сложные речевые нарушения, конечно, принадлежит специализированным детским садам и группам. Но не секрет, что  массовые детские сады, не имеющие в своей структуре специализированных групп, посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Причины этого многообразны: нежелание родителей переводить ребёнка в  речевые группы другого дошкольного учреждения, отказ родителей в обследовании ребёнка на МПК, отсутствие специализированных детских садов  и специализированных групп в данном районе или  местности; отдаленность специализированных дошкольных учреждений от  района проживания ребёнка, отсутствие свободных мест в логопедических группах, а также невозможность укомплектования группы детей  со сходными речевыми нарушениями в небольших городах и посёлках и многие другие.

В Положении об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, утвержденном  на заседании актива дефектологов г. Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24 февраля 2000г.,  сказано, что  на логопедические занятия отбираются дети подготови тельных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию,  фонетико-фонематические нарушения. А как же дети с ОНР, НВОНР, дизартрией, выходом из моторной алалии?  Значит, оставить детей  без оказания необходимой коррекционной помощи? Конечно, нет!

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие), отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно, но только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства  требований, предъявляемых детям. В типовой программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) даны предложения по организации сотрудничества учителя-логопеда с другими специалистами детского сада.

В условиях дошкольного логопункта  до настоящего времени  не создана  единая система  своевременной комплексной квалифицированной помощи ребёнку с тяжелыми речевыми нарушениями. Однако, такая форма организации оказания коррекционной логопедической помощи, как «логопункт» при дошкольном учреждении, необходима и популярна на сегодняшний день, т.к. позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, включая и раннюю возрастную группу, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Поэтому разработка вопросов  и  организации комплексного воздействия на ребёнка с речевой недостаточностью   в условиях  непосещения специализированных групп, является одним из приоритетных направлений.

Детский сад  «Белоснежка» расположен в небольшом рабочем поселке и охватывает всех детей дошкольного возраста. В 2004году детский сад  получил статус - Центр развития ребёнка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. В основе  воспитательно-образовательного процесса положена программа «Истоки», которая является программой «открытого вида», что предполагает творческий подход  в выборе основных  и парциальных программ узкими специалистами и педагогами. Детский сад полностью укомплектован педагогическими  и медицинскими кадрами, имеющими достаточно высокий профессиональный и квалификационный уровень, что позволяет успешно решать современные задачи развития личности ребенка.   Реализация данных  задач,  требует координированной и четко спланированной работы всех специалистов, работающих с детьми.  С этой целью в ДОУ разработана и апробируется система взаимосвязи всех участников  педагогического процесса: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, педагога дополнительного образования по компьютерным играм, психолога, социального педагога,  а также медицинского персонала  ДОУ в коррекции  речевых расстройств в условиях дошкольного логопедического пункта. Нормативно – правовую основу данной системы составляют следующие локальные акты:   Положение о взаимодействие специалистов ДОУ в коррекции речи ребёнка,  Положение о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, Положение о СМППс,  которые базируются  на  Законе РФ «Об образовании», Типовом положении «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», письме  Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002г., № 03-51-5 ин/23-03  «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии  дошкольных образовательных учреждениях».

Взаимодействие педагогов начинается с психолого-медико-педагогического обследования, так называемой «стартовой диагностики», которое проводится в начале учебного года всеми специалистами ДОУ по различным направлениям: состояние речевых процессов - логопедом, общее представление об окружающем, математические знания - воспитателем группы, состояние общего психомоторного развития - инструктором по физической культуре, обследование мелкой моторики – педагогом  по изобразительной деятельности, состояние психических процессов – психологом  и т.д. Результаты обследования, представляются  на заседание СМПС ДОУ, где определяются дети «группы риска», к числу которых относятся дети с речевыми нарушениями. С целью комплексного сопровождения детей разработан «Индивидуальный маршрут», который помогает скоординировать коррекционную работу  специалистов. Такая последовательная организация процесса выявления  и отслеживания детей позволяет всем специалистам ДОУ  определить положительные и отрицательные стороны в развитии ребенка,  и успешно справиться с имеющимися проблемами.

Главная роль взаимодействия специалистов и логопеда, конечно,  принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Работа воспитателя тесно переплетается с работой ло гопеда. Иногда она предшествует логопедическим заня тиям,  в других случаях воспитатель закрепляет результаты, до стигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за  обеспечением речевого режима в группе. Воспитатель контролирует речевую активность детей, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы, а также проводит массаж биологических активных точек (БАТ) на руках и  ушах и т.д. Эти мероприятия проводятся  не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов,  поэтому воспитателю необходимо овладеть основой  знаний и умений работы с такими детьми, а именно,   знать детей, имеющих дефектное произношение, уметь на слух, определять дефектное произношение, ориентироваться в основных положениях органов артикуляции наиболее часто нарушаемых звуков в речи детей, а также отслеживать продвижение ребёнка в соответствии с  этапами  работы над звуками с логопедом  (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).   Для пропаганды логопедических знаний, повышения информационной готовности педагогов в работе с особыми детьми и проведения коррекционных мероприятий  специалистами,  учителем - логопедом  проводятся теоретические и практические консультации в различных формах («Пресс-конференция», «Логопедическая неделя», «Семинары практикумы», «День открытых дверей», «Школа молодого специалиста» и многие другие.)

Для координации логопедического воздействия  в каждой возрастной группе  детей, с которыми занимается логопед, существует «Дневник взаимодействия логопеда и воспитателя», который заполняется в соответствии с разделами: число, фамилия, имя ребенка, содержание задания, отметка о выполнении и подпись педагога, осуществляющего коррекционную работу. На первой странице «Дневника»,  размещен  «Протокол обследования речи детей» по основным разделам речевого развития: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух,  навыки звукового анализа (старшая и подготовительная группы), слоговая структура слова, лексико-грамматическое развитие,  развитие связной речи. Отмечено  заключение  логопеда по обследованию речи: норма речевого развития, ФН, ФФН, ОНР, а также «Речевой профиль детей, посещающих логопеда», который  необходим для проведения и отслеживания  воспитателем речи  детей.  Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели  могут  самостоятельно планировать  занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач, а также выполнять предложенные логопедом задания. Для облегчения организации индивидуальных занятий,  в кабинете логопеда  находится картотека разработанных практических заданий в соответствии с направлениями работы по коррекции и развитии речи (комплексы артикуляционной гимнастики; речевой материал для автоматизации звука в слогах, словах и предложениях;  упражнения по развитию фонематического слуха, лексики, грамматического оформления высказывания и развитию связной речи).  

Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции, которая достигается за счет опоры на индивидуально - типологические и компенсаторные возможности ребёнка. Недоразвитие психических процессов, таких как память, внимание, зрительное и слуховое восприятие зачастую тормозят успешность коррекционного процесса, поэтому в ДОУ разработан и проводится курс занятий индивидуальной и групповой работы  на развитие психических процессов с детьми, имеющих речевую недостаточность, который проводится перед началом коррекционных занятий с логопедом(10 занятий). В течение года проводится курс интегрированных психолого-логопедических занятий  по развитию речемыслительных процессов  (1р. в месяц).

     В коррекционной логопедической работе, безусловна, важна  и необходима взаимосвязь с музыкальным руководителем.  Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства темпа и  ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В диагностике, которую проводят музыкальные руководители, также имеются указанные разделы.  И наибольшая эффективность работы достигается, если материалы исследований, а также динамика развития этих функций будут постоянно взаимно дополняться. Музыкальные руководители  в ДОУ «Белоснежка» опираются  на программу «Синтез» (К.В.Тарасова и др.), но в занятия включают фонетическую ритмику   и логоритмику,  артикуляционные упражнения, распевочки, дыхательные упражнения с пропеванием гласных звуков и другие формы работы, предложенные логопедом. Кроме того, музыкальные руководители  имеют возможность  на индивидуальных занятиях помочь ребёнку с тяжелыми нарушениями  речи  в развитии неречевого слуха, упражнять в формировании умения слышать и передавать ритмический рисунок, проводить голосовые упражнения (для детей с дизартрией), а также закрепить правильное произношение звуков в разучиваемых стихотворных текстах  и песнях. Ознакомление  музыкального руководителя с  проблемами  работы с детьми с речевыми нарушениями,  вооружает его знаниями по отбору музыкальных и стихотворных произведений на праздники, утренники, развлечения с учетом речевых возможностей детей, этапа работы над звуком, а, следовательно, и осуществлении  личностно-ориентированного подхода.

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах:

-включение  в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание: активно применяется комплекс парадоксальной  дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой    («Ладошки», «Кошка», «Наклон»);  упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания, упражнения на формирование умения сочетать фиксированный и форсированные выдохи; на развитие плавности и длительности выдоха и др. Суть этой  методики  заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

-по согласованию с логопедом,   привлечение детей  к проговариванию рифмованных текстов  и ритмических движений в соответствии с  отрабатываемыми  звуками.

-учёт в планировании занятий недельную лексическую тему каждой группы.

-использование нестандартного оборудования, в коррекции общей моторики (массажные дорожки, сухой бассейн др.)

-на элементах разминки - включение упражнений  на развитие мелкой моторики, артикуляционной и мимической гимнастики, которая также согласовывается с логопедом.

Введение этих приемов в практику работы позволяет избежать быстрой утомляемости детей на физкультурных занятиях, заинтересовать их физическими упражнениями, научить получать радость от движения. Это помогает справиться с трудностями организации целенаправленной двигательной активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии, т.к. исследование многих специалистов доказывают взаимодействие ручной и речевой моторики. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой  тонких движений пальцев рук, в результате чего совершенствуется состояние речи реб1нка. Для детей, испытывающих сложности в речевом развитии и недостатках развития мелкой моторики на базе нашего ДОУ педагогом по изобразительной  деятельности  проводится кружковая работа «Умелые пальчики». В структуру таких занятий входит: массаж и самомассаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, массаж карандашами, работа с мелкими предметами, требующих хорошей координации кистей рук, упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления и различные нетрадиционные техники: тестопластика, кляксография, изонить и др.

 Планирование  основных занятий изобразительной деятельности осуществляется в соответствии с модифицированной программой «Цветные ладошки» (И.А.Лыкова), где педагог  учитывает лексический материал по разделу развития речи.

Всестороннее развитие личности  ребёнка – логопата, воспитание у него речевой активности, инициативности, стремления к четкой, правильной и выразительной речи, уверенности в своих силах достигается за счет театрализации логопедического процесса. Она  вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение.  На театральных занятиях используются необходимые в коррекции речи детей,  следующие упражнения:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

-сопряженная артикуляционная гимнастика, способствующая не только координации кистей рук, но и развитию артикуляционного аппарата;

- художественно-речевая  деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Использование перечисленных упражнений,   способствует развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;  развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Особо, хочется осветить процесс взаимодействия  коррекционно-речевой работы с педагогом дополнительного образования по компьютерным играм, который достигается через включение в практику логопедической работы  специализированных  компьютерных  программ:

-в коррекции просодики и звукопроизношения  «Игры для Тигры»,

-в коррекции фонематического недоразвития  и лексико-грамматического недоразвития речи «Учимся говорить правильно», «Башня знаний» «Азбука», «Баба яга учится читать», «Учимся запоминать» из серии Несерьёзные уроки,  Развивающая игра для детей 3-6 лет «Маленький искатель» и др.  Кроме того, на интегрированных занятиях по развитию лексики и грамматики широко применяется приём демонстрации тематических слайдов  и презентации в соответствии с изучаемым материалом. Например: в разрезе темы «Домашние животные» демонстрируются  слайды «Ферма»; «Моя родина –Россия» - используются слайды с фотографиями г. Москва и т.д., Слайды  совместно разрабатываются педагогом по компьютерным играм и логопедом.  В ДОУ оборудован компьютерный класс, в котором  и проводятся интегрированные занятия по обучению грамоте и лексико-грамматическому оформлению речи, где одновременно могут заниматься 6 -8 детей , создана  «Копилка компьютерных игр и  тематических слайдов, презентаций занятий  по развитию  речи детей». В настоящее время разрабатывается интегрированный курс логопедических занятий с компьютерными играми « Я играю и учусь».

Опыт применения компьютерных технологий и интеграции с педагогом по компьютерным играм  показал положительные результаты в использовании данного взаимодействия:

-повышение мотивации к логопедическим занятиям;

-возможность  использования многократного повторения речевого материала и специальных упражнений через использования различных компьютерных игр с разными игровыми сюжетами.

 -активное обогащение словаря ребёнка и увеличение темпов автоматизации звуков в речи;

-отсутствие необходимости собственноручного изготовления наглядности;

-повышение качества коррекционного воздействия на ребенка с речевыми нарушениями.

Взаимодействие в работе логопеда с медицинским персоналом ДОУ  достаточно известен .  Для проведения индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения  необходима  обработка  логопедических зондов,  которая осуществляется  старшей медицинской сестрой. При сборе анамнеза логопед  опирается не только на данные родителей, но и анализируют  и содержание медицинских карт (карт развития), хранящихся в медицинских кабинетах. Через медицинский персонал осуществляется преемственность в работе и с другими медицинскими  специалистами, например: стоматологом, ортодонтом, педиатром,  лором, окулистом и мн. др.  Дети, имеющие дизартрический компонент,  ярко выраженную напряженность в шейном отделе при выполнении артикуляционной гимнастики,  направляются к сестре по массажу, для проведения расслабляющего курса  массажа воротниковой зоны, массажа верхних конечностей, волосистой части головы и. т.д. Кроме того мед персонал  проводит и отслеживает медицинское лечение, назначенное психоневрологом, невропатологом, к которым обращаются родители детей по направлению логопеда. Но, следует отметить, что медицинский персонал ДОУ не может оказать необходимую для логопедов  физиотерапевтическую помощь в преодолении спастичности или  вялости мышц артикуляционного аппарата по причине  отсутствия  специальной физиотерапевтической аппаратуры (например: Дарсонваль ДЕ-212КАРАТ) и квалифицированного специалиста для проведения необходимых процедур с детьми, имеющих выраженную дизартрию,  что естественно затрудняет работу логопеда , удлиняет коррекционный период, а иногда и делает практически невозможной полную коррекцию речи у детей с дизартрией.

Социальный педагог также принимает участие в комплексном воздействии на ребёнка с речевыми нарушениями. Проводя занятия по социальному развитию, педагог  участвует в обогащении словарного запаса, учитывает уровень речевого развития, привлекает детей с речевыми нарушениями к активным высказываниям и логическим рассуждения в соответствии с разбираемыми ситуациями, что позволяет формировать связную речь ребенка и умения строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Для полноценной коррекционной работы необходимо участие родителей и здесь социальный педагог приходит на помощь: составляет социальный паспорт семей воспитанников; выявляет  интересы и потребности , трудности, отклонении в поведении  детей с речевыми нарушениями; привлекает к посещению ДОУ неорганизованных детей, становится  организатором заседаний Клуба молодых родителей, где логопед ведет профилактическую работы и др.

Важно, что все специалисты, работающие с ребёнком с речевыми нарушениями, одновременно, каждый на своём занятии, игровой или другой деятельности одновременно решали как общеразвивающие, так и коррекционно-развивающие задачи. Таким образом, основными принципам системы взаимодействия в решении проблем в коррекции речи должны стать:

-принцип комплексного и системного подхода ;

-принцип индивидуализации развития с учетом структуры и механизма речевого нарушения и психического здоровья ребёнка;

- принцип единства  требований педагогического окружения к ребёнку с речевыми нарушениями;

-принцип обратной связи (обработка информации о процессах коррекционной работы в целях отслеживания промежуточного результата, позволяющего своевременно скорректировать деятельность педагогов);

Использованная литература:

  1.  Степанова О.А.  Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении», М., 2003.
  2. Коноваленко  В. В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа  по коррекции звукопроизношения . М.,1998.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
  4. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с ОНР//Дефектология.№1.1995.
  5. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. М.2000г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.

Анализ специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР  в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС....

Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказ...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта

Описывются нестандартные формы взамимодействия с родителями на логопункте...

Сетевое взаимодействие учителя-логопеда и родителей в условиях дошкольного логопедического пункта.

В статье описывается опыт дистанционной работы с родителями в условиях дошкольного логопункта....