Рабочая программа коррекционно - образовательной деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бреславец Юлия Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopunkt.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад  № 258»

                                                            УТВЕРЖДАЮ:

 

                                             Заведующая ФГБДОУ «Детский сад  № 258»                                                    

 «___» ________________2017 г.

_____________

Принято на заседании педагогического совета

«___» ________________2017 г.

Рабочая программа

коррекционно-образовательной деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта

                                             

                                                 Разработала: учитель – логопед

Бреславец Ю.В.

                                     

                                            г. Новосибирск

                                                     2017 г.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.1.2 Цели и задачи реализации РП

1.1.3 Принципы и подходы к формированию РП

1.1.4 Значимые для разработки и реализации РП характеристики речевого развития детей

1.2 Планируемые результаты освоения РП

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Направления деятельности РП

2.2 Диагностический блок РП

2.3 Коррекционно-речевой блок РП

2.3.1. Модель организации коррекционно-образовательной работы с детьми 2.3.2. Программно — методическое обеспечение РП

2.3.3. Перспективное планирование по преодолению НВОНР, ФФНР и ФНР 2.3.4. Технология деятельности по коррекции звукопроизношения у детей 2.3.5. Вариативность, формы, способы в реализации РП

2.4. Информационно-консультативный блок РП

2.4.1. Особенности взаимодействия с родителями

2.4.2. Особенности взаимодействия с педагогами и специалистами детского сада

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса на год, на неделю, на день

3.2. Материально-техническое обеспечение и особенности организации предметно-развивающей среды

Приложение

Целевой раздел 

1.1. Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

В  ФГБДОУ «Детский сад   № 258» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта.

Рабочая программа (РП) разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
  • Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 24 февраля 2014г. № 08-249;
  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Устав ФГБДОУ «Детский сад № 258»;
  • Должностная инструкция учителя — логопеда;
  • Положение о логопедическом пункте ФГБДОУ «Детский сад № 258»;
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Автор Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А. В. Лагутина; – М.: «Просвещение», 2010;
  • Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971;
  • Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

 

Информационная справка  о деятельности дошкольного логопедического пункта ФГБДОУ «Детский сад № 258»

В штате дошкольного логопедического пункта состоит следующий персонал: учитель — логопед – 0,5 шт. ед.

Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте – 10 часов, из которых 8 часов20 минут отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 1 час 40 минут на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для работы с детьми 5 — 7 лет, имеющих следующие нарушения:

  • фонетическое нарушение речи (ФНР);
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВ ОНР).

На дошкольный логопедический пункт не подлежат приему дети:

  • с тяжелыми нарушениями речи, подлежащие обучению в компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи группах;
  • имеющие нарушение слуха, зрения и интеллекта, подлежащие обучению в соответствующих группах компенсирующей направленности;
  • страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в детский сад.

Обучение воспитанников дошкольного логопедического пункта ведется на русском языке.

1.2. Цели и задачи коррекционно-образовательной деятельности

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,   сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

1.3. Принципы и подходы к формированию РП

В основе реализации рабочей программы лежат следующие принципы:

  • онтогенетический принцип – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (развитие ребенка до момента рождения, особенности протекания родов, а также развитие ребенка после родов до момента обследования);
  • принцип системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Таким образом, изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;
  • принцип комплексности – гласит, что для логопедического заключения, необходим анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного (двигательного, зрительного, тактильного) развития ребенка;
  • принцип деятельности подхода – организация логопедической работы с детьми осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка (игровой), стимулирующий психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
  • принцип коррекции и компенсации – определение адресных логопедических технологий (направлений работы) в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения у детей;
  • конфиденциальность – нераспространение полученных от родителей сведений об особенностях развития ребенка и результатов логопедического обследования;
  • принцип наглядности – тесная взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых образов детей; принцип постепенного повышения требований – постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

Выше перечисленные принципы ориентированы:

  • на осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в устной речи в детском саду;
  • на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с особыми образовательными потребностями;
  • на единство требований и взаимосвязь содержания воспитания и образования коррекционной программы дошкольного логопункта и образовательной программы детского сада;
  • на формирование коррекционно-образовательной направленности деятельности всех участников образовательного процесса;
  • на партнерское сотрудничество учителей-логопедов и детей, учителей-логопедов и родителей, учителей-логопедов и педагогического, медицинского персонала детского сада.

1.4. Значимые для разработки и реализации РП характеристики речевого развития детей

Нарушения устной речи

Значимые характеристики

фонетическое недоразвитие речи

  • искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи;
  • замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному (по положению губ и языка) укладу;

фонетико-фонематическое недоразвитие речи

  • трудности процесса формирования звуков,
  • отличающихся тонкими артикуляционными (по положению губ и языка) или акустическими (по звучанию) признаками;
  • пониженная способность к анализу (выделению) и синтезу (обобщению) речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава языка;
  • не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определения наличия и последовательности звуков в слове;
  • нарушение речевых кинестезий (ощущений положения и перемещения органов, участвующих в образовании речи) вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи;
  • нарушение звукопроизношения при относительной сохранности слоговой структуры слова;
  • слабо выраженное лексико-грамматическое недоразвитие (нарушение строения и понимания слова и предложения, присущее русскому языку);
  • неточность в понимании и обобщении словарного запаса;
  • нарушение просодических компонентов речи: тембр, темп, мелодия.

нерезко-выраженное общее недоразвитие речи

  • нарушение звукопроизношения;
  • нарушение фонематического восприятия; нарушение слоговой структуры слова;
  • нарушение лексико-грамматического строя речи; нарушение навыков словообразования;
  • нарушение связной речи;
  • неспособность овладения фонематическим анализом;
  • замедленное течение мыслительных процессов;
  •  трудности формирования учебных умений;

1.5. Планируемые результаты освоения РП

Нарушения устной речи

Планируемые результаты

фонетическое недоразвитие речи

  • правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях и формах;
  • четко дифференцируют все изученные звуки речи;

фонетико-фонематическое недоразвитие речи

  • правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях и формах речи;
  • четко дифференцируют все изученные звуки речи;
  • производит элементарный звуковой анализ и синтез;
  • оперирует понятиями «звук», «слово», «предложение»;
  • имеет начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

нерезко выраженное общее недоразвитие речи

  • правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях и формах речи;
  • четко дифференцируют все изученные звуки речи; производит элементарный звуковой анализ и синтез;
  • оперирует понятиями «звук», «слово», «предложение»;
  • правильно передает слоговые структуры слов, используемых в самостоятельной речи;
  • использует в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
  • отгадывает загадки, составляет их по схеме и самостоятельно;
  • отвечает на вопросы по содержанию прочитанного взрослым произведения, ставит вопросы к текстам и пересказывает их;
  • умеет пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
  • имеет начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном.

2. Содержательный раздел

2.1. Направления деятельности учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта 

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления.

Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая деятельность обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях детского сада;
  • коррекционно-образовательная деятельность обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей в условиях детского сада, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная деятельность обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно – просветительская деятельность направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.2. Диагностический блок РП 

Диагностическая работа учителя-логопеда проводится в двух направлениях: 1. Экспресс-диагностика обследования устной речи детей с 15 апреля по 1 июня;

2. Углубленное диагностирование детей, зачисленных на дошкольный логопедический пункт с 1 по 15 сентября, а также в течение первой декады января для тех детей, занятия с которыми начинаются во второй половине учебного года.

Обследование речи проходит по следующим параметрам:

  • состояние речи с импрессивной и экспрессивной сторон, а именно, произношение и понимание родного языка;
  • уровень сформированности общей и мелкой моторики.

Эти параметры основаны на источниках:

  • «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста /под ред. Н.В.Серебряковой
  • «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических пособий»,
  • программно-диагностический комплекс в электронном варианте: Кашина Л.В. «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Издательство «Учитель», 2014.

Диагностика устной речи всех воспитанников детских садов проводится, начиная со второй младшей группы.

По результатам обследования каждый ребенок относится к одной из групп:

1 группа – речевое развитие соответствует возрасту;

2 группа – дети группы «риска»;

3 группа – дети, имеющие расстройства речи.

При выявлении отклонений по нескольким параметрам, изучается медицинская документация ребенка, проводится собеседование с врачом — педиатром детского сада для выявления особенностей физиологического развития и разработки совместного плана коррекции, а также проводится консультативная работа с родителями. Данные, полученные в ходе такого диагностического обследования, фиксируются в журнале «Обследование устной речи детей дошкольного возраста».

2.3. Коррекционно-речевой блок РП

На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения. Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 12 детей, с письменного разрешения родителей (законных представителей). В первую очередь на занятия зачисляются дети подготовительной к школе группы, имеющие нарушения произношения нескольких звуков. Дети старшей группы, имеющие нарушения произношения звуков, зачисляются по мере освобождения мест.

Программы и методические пособия соответствуют государственным стандартам дошкольного коррекционного образования. Реализация коррекционно-образовательной программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу в соответствии с ФГОС.

Учитель-логопед дошкольного логопедического пункта творчески подходит к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающего максимально полноценную коррекцию устной речи ребенка дошкольного возраста. Для решения поставленных задач учителем-логопедом составляется годовой план, календарно-тематический план на основе календарно-тематического планирования детского сада.

2.3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

Вводный — диагности

ческий

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определить структуру речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы.

2 этап

Организации

онный –подготови

тельный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий с детьми в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций а также логопедическим заключением.

2.Конструирование индивидуальных маршрутов по коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Составить календарно-тематического планирование подгрупповой коррекционно-логопедической работы с детьми; разработать планы индивидуальной коррекционно-логопедической работы учителя – логопеда с детьми; обновить кабинет последними новинками специальной литературы и пособиями участвовать в работе ПМПк детского сада; выработать единый подход к ребенку с нарушениями речи родителями, педагогами и учителем – логопедом;

3 этап Коррекции

онный – образова

тельный

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (диагностика).

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния учителя — логопеда для достижения положительного результата в коррекционно-образовательном процессе.

Достигнуть определённый позитивный эффект в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

4 этап Итоговый -диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников дошкольного логопедического пункта.

Принять решение о прекращении логопедической деятельности с ребёнком, изменении её характера или продолжении.

2.3.2. Программно — методическое обеспечение РП

Что осваивает ребенок с нарушением устной речи

Формы организации обучения

Программы и методическая литература

фонетическое недоразвитие речи 

- правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях и формах;

- дифференциацию всех изученных звуков речи;

НОД в подгруппе

НОД подвижными микрогруппами

1.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. с 44-592. 2.Логопедическое пособие для занятий с детьми /А. И. Богомолова. – М.: Просвещение, 2003.

3.Будем говорить правильно. / Н.В Нищева. - СПб.: Дельта, 2005.

фонетико-фонематическое недоразвитие речи 

- правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях и формах;

- дифференциацию всех изученных звуков речи; - элементарный звуковой анализ и синтез;

НОД в подгруппе

НОД подвижными микрогруппами

1.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. / сборник Коррекция нарушений речи. авт. сост. Г.В. Чиркина. – изд-во «Просвещение», 2010г.

2.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. с 44-81,153-155.3.

3.Логопедическое пособие для занятий с детьми /А. И. Богомолова. – М.: «Просвещение», 2003. 4.Будем говорить правильно. / Н.В Нищева. - СПб.: Дельта, 2005.

нерезко выраженное общее недоразвитие речи

- правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях и формах;

- дифференциацию всех изученных звуков речи; - элементарный звуковой анализ и синтез;

- правильную слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользование в самостоятельной речи распространенными предложениями, владение навыками объединения их в рассказ;

- умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного взрослым произведения, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

- пользование интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

индивидуальная НОД НОД подвижными микрогруппами

НОД в подгруппе

1.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. / сборник Коррекция нарушений речи; авт. сост. Г.В. Чиркина. – изд-во «Просвещение», 2010г.

2.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. с 44-88, 155 -158.

3. Логопедическое пособие для занятий с детьми /А. И. Богомолова. – М.: «Просвещение», 2003. 4.Будем говорить правильно. / Н.В Нищева. - СПб.:Дельта, 2005. 5.Компьютерная технология коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь: ПОИКРО, 2005.

2.3.3. Перспективное планирование по преодолению НВОНР, ФФНР и ФНР

Для каждого вида нарушений – 3 периода коррекционной работы:

I период (сентябрь, ноябрь, декабрь)

Основное содержание работы

Звуковая сторона речи

Развитие лексико-грамматических категорий языка и связная речь (дети с НВ ОНР)

Звукопроизношение (дети с ФНР, ФФНР, НВОНР)

Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза (дети с ФФНР, НВ ОНР)

Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Формирование грамматически правильной речи.

Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением

Различение звуков на слух и правильное произношение:

по твёрдости – мягкости;

по глухости – звонкости;

по месту образования

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка.

Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.

Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут.

Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).

Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.

Преобразование слогов.

Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

Составление графической схемы слова.

Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.

Умение давать качественную характеристику звуку.

Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа.

 Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки способом присоединения суффиксов к словам с уменьшительно-ласкательным значением; способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад).

Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев).

Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что? составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.

Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности.

II период (январь, февраль, март, апрель)

В связи с закреплением правильного произношения. усвоение многосложных слов. Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (тра -туар, экскаватор, перекрёсток и др.)

Образование слов (учительница, часовщик, электрический и др.)

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска.

Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный, например, лось, конь, соль т.п.)

 Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья).

Усвоение падежных окончаний существительных прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе; согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе; Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже; Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал).

Развитие умения подбирать родственные слова Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных; Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии.

Привлечение внимания к многозначности слов.

Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.

III период (май)

Различение на слух и правильное произношение близких по акустическим признакам звуков:[ч] – [ть] – [сь] – [щ],[ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация.

Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.

Правильное произношение слов с усвоенной звуко-слоговой структурой.

 Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.

Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу).

Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.).

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Выкладывание из полосок схемы предложения.

Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.

Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах.

 Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах.

Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот.)

Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов.

 Добавление в предложение пропущенных предлогов;

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Составление предложений по опорным словам.

 Составление сложноподчинённых предложений (по образцу, данному логопедом).

 Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.

 2.3.4. Технология деятельности по коррекции звукопроизношения у детей

В коррекционную работу для детей с ФФНР, кроме выше перечисленных, включаются следующие направления коррекционно-логопедической работы:

  • Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);
  • Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
  • Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

Для развития слухового восприятия, внимания проводятся:

  • упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голосок», «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили»;
  • воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я».

Для развития фонематического слуха включаем:

  • упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычисление его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;
  • упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мной повтори».

Для формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

  • последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
  • последовательное вычисление и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
  • обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
  • составление условно-графических схем «Телеграфист».

При нерезко выраженном общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

  • Пополнение словаря;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Совершенствование связной речи.

С целью пополнения словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  • номинальный словарь;
  • предикативный словарь;
  • словарь признаков;
  • числительные и местоимения;
  • навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя осуществляется через работу по:

  • словоизменению;
  • согласованию.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  • пересказ;
  • рассказ по серии сюжетных картин;
  • рассказ по сюжетной картине.

2.3.5. Вариативные методы и формы РП

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: подгрупповых занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.

2.4. Информационно-консультативный блок

Информационно-консультативный блок включает консультации для родителей, воспитателей и других специалистов ФГБДОУ «Детский сад № 258»: 

  • информирование родителей о выявлении у детей нарушений речи, о запланированной коррекционной работе и ее результативности;
  • консультирование родителей по организации домашних занятий по индивидуальной тетради, закреплению полученных на логопедических занятиях знаний и умений, предупреждению вторичных отклонений;
  • тематические консультации и беседы для специалистов;
  • разработка памяток, информационных стендов по логопедической тематике.

2.4.1. Особенности взаимодействия учителя — логопеда с родителями

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки и умения детей, полученные во время занятий с логопедом закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, ухода за растениями и животными, помощи взрослым на даче и дома и т. д.).

Задача учителя-логопеда — помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, и некоторыми приемами преодолениями речевого нарушения, пополнять конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

2.4.2. Особенности взаимодействия учителя — логопеда с педагогами и специалистами детского сада

Хотя коррекция речи в детском саду – дополнительная задача, весь коллектив детского сада не остается в стороне от ее решения. Успешная коррекционная работа может осуществляться только при создании команды единомышленников, куда входят: учитель — логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медицинский персонал. Поскольку время коррекционной работы с детьми в детском саду строго лимитировано, а в специально организованную деятельность учителя-логопеда и ребенка невозможно включить весь лексический и грамматический материал, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре очень актуальна.

Таким образом, осуществляется личностно — ориентированный подход к воспитанникам с нарушениями в развитии речи в детском саду.

3. Организационный раздел

3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Режим работы дошкольного логопедического пункта с 8.00-10.00

Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность проводится учителем-логопедом в соответствии с циклограммой образовательной деятельности на учебный год.

На время коррекционно-логопедических занятий с учителем-логопедом дети освобождаются от других занятий, предусмотренных режимом детского сада.

Администрация детского сада решает вопрос об организации сопровождения детей в логопедический кабинет с участием вспомогательного персонала детского сада.

Образовательная нагрузка на детей с отклонениями в речевом развитии рассчитывается с учетом специальной логопедической деятельности и не может превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Форма организации НОД

Возраст детей

Время проведения

Количество в неделю

Индивидуальные коррекционно-логопедические занятия

5 — 6 лет

6 – 7 лет

15 минут

20 минут

2 раза

2 раза

микрогруппы

5 — 6 лет

6 – 7 лет

25 минут

30 минут

2 раза

2 раза

подгруппы

5 - 6 лет

6 – 7 лет

25 минут

30 минут

2 раза

2 раза

Между индивидуальной непосредственно — организованной коррекционной деятельностью проводятся перерывы в 5 минут, между подгрупповой НОД – 10 минут. Это время используется для подготовки к следующей коррекционно-образовательной деятельности. А также для того, чтобы отвести одних детей в группу и привести других для непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с учителем-логопедом.

У детей с дизартрией срок обучения увеличивается в виду того, что дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. В случае длительного отсутствия ребенка по болезни срок пребывания продлевается учителем-логопедом до полного исправления.

Модель организационно-образовательного процесса на неделю

Дни недели

Время работы

непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда

индивидуальная

подгрупповая

организационная работа

всего часов в неделю

понедельник

8.00 — 10.00

70 мин

30 мин

20 мин

2 ч

вторник

8.00 — 10.00

70 мин

30 мин

20 мин

2 ч

среда

8.00 — 10.00

70 мин

30 мин

20 мин

2 ч

четверг

8.00 — 10.00

70 мин

30 мин

20 мин

2 ч

пятница

8.00 — 10.00

70 мин

30 мин

20 мин

2 ч

Всего:

350 мин

150 мин

100 мин

10 ч

 В подгруппы подбираются дети с однородными нарушениями. В соответствии с особенностями работоспособности ребенка время индивидуального занятия может быть сокращено.

3.2. Материально-техническое обеспечение и особенности организации предметно-развивающей среды

Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации; в-четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.

Моделирование локальной образовательной среды логопедического кабинета детского сада выполнено с учетом требований, предъявляемых к современным образовательным средам:

• безопасность;

• доступность для полисенсорного (зрительно-двигательного) восприятия; • смысловая упорядоченность;

• погружение в систему социальных отношений;

• ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей; • развивающий характер.

Пространство логопедического кабинета поделено на центры:

Первый центр – для индивидуальной деятельности учителя — логопеда с ребенком-логопатом по постановке звуков и их первичной автоматизации. Второй центр – для совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей.

Третий центр – для индивидуальных логопедических тренажеров с использованием компьютера.

Четвертый центр – рабочее место логопеда.

Логопедический кабинет имеет необходимый паспорт

Необходимым условием реализации РП является наличие основной документации:

1. Итоги обследования устной речи детей;

2. Сводный цифровой отчет по выпуску детей из логопункта.

3. Речевая карта на каждого ребенка;

4. Индивидуальный план коррекции речи;

5. Заявление о зачислении на логопедический пункт;

6. Годовой план;

7. Календарно-тематический план;

8. Паспорт логопедического кабинета;

9. Журнал обследования устной речи детей;

10. Режим работы дошкольного логопедического пункта;

11. Расписание логопедических занятий с детьми на неделю.

12. Календарно-тематическое планирование групповых и подгрупповых занятий.

Литература:

  1. Аранович З.Е. /Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб : «Детство-Пресс», 2001.
  2. Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Технологии деятельности учителя – логопеда на логопункте ДОУ. – М.: АРКТИ, 2012.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «От рождения до школы» — М; Мозаика-синтез, 2014.
  4. Волкова Г.А.Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  6. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М; ТЦ Сфера, 2008г.
  7. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издат школа 2000.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально — подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  9. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  10. Лапатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — С.-Пб, 2003г.
  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М; Владос, 1999г.
  12. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. /Авт. — сост. сб. Г.В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2010.
  13. Руководство по организации работы в ДОУ: Сборник примерных документов и методических материалов. / Авт. – сост. Т.О. Йощенко. – М.: АРКТИ, 2008.
  14. Сборник документов для учителей — логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации / Н.Н. Болясова, Е.В. Бариновская, О.Ф.Фролова. – Самара: Изд-во МИР, 2009.
  15. Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие / Под. Ред. Л. С. Вакуленко, — СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в  условиях введения  ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта...

Примерная рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта

Специализированная программа по коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда дошкольного логопункта на 2017-2018 учебный год в условиях введения ФГОС ДО

1.     Пояснительная записка 2.     Характеристика возрастных особенностей воспитанников 2.1. Характеристика речевого развития детей с ФНР, ФФНР 2.2....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда детского сада

  Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требовани...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда Коротаевой С.В.

Рекомендовано учителям логопедам. Программа коррекционной образовательной деятельности предназначена для детей 5-7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР)....