«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Осипян Эгинэ Камоевна

 В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромной работы. Одно из них:  вовлечение родителей в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstopyt.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

   

    В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромной работы. Одно из них:  вовлечение родителей в образовательный процесс. (слайд 2)

   Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции (слайд3). Поэтому тема моего опыта «Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта». (слайд 4)

   Исходя из этого, я поставила цель:  создание единого коррекционно-развивающего пространства  путем внедрения вариативных форм и методов работы с родителями. (слайд 5)

   Новизна моего опыта: применение наряду с традиционными формами работы с родителями,  нетрадиционных форм  сотрудничества семьи и детского сада, такие как: (слайд 6)

  • Родительский клуб «Домашний логопед»
  •  Родительский клуб «Мамина школа»
  •  Фестиваль чтецов
  • Дистанционное консультирование родителей

Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

- систематизировать содержание и методы работы с родителями

- разработать и обучить родителей практическим коррекционным приемам работы в семье по автоматизации звука

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки (слайд 7)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ (слайд 8)

■ Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.

■ Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе, с целью продолжения работы и закрепления полученных знаний и умений дома

■ Повышение педагогической компетентности родителей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (слайд 9) 

1. Организационный этап
(сентябрь - 1-я половина октября) 

2.  Основной (октябрь-март)

3.  Заключительный (апрель-май)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   ЭТАП (слайд 10)

Задачи:

1) Изучение семьи ребенка с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкетирования 

2) Разработка перспективного плана совместной коррекционной работы с родителями на год

3) Формирование у родителей предпосылок педагогической рефлексии

Формы  работы  на первом этапе: (слайд 11)

АНКЕТИРОВАНИЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ГОД

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (слайд 12)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Основной   ЭТАП (слайд 13)

          Задачи основного этапа:

1) Знакомство родителей с доступными для использования в домашних условиях методами стимуляции речевого развития и коррекции речевых недостатков

2) Обучение родителей совместным формам  деятельности с детьми по автоматизации звуков

3) Создание эмоционального контакта между родителями и детьми

Формы  работы  на основном этапе: (слайд 14)

   Фронтальные консультации. Актуальные темы представлены на экране.

   Клуб «Домашний логопед», фрагмент которого вы сегодня увидите. На логопедическом клубе   родители обучаются совместным коррекционным формам деятельности с детьми: приемам артикуляционной, дыхательной и  пальчиковой  гимнастики, просматривают видеоролики с участием своих детей, задают интересующие вопросы специалистам, принимают участие в игротренинге. (слайд 15)

   День открытых дверей Задачей данной формы взаимодействия ДОУ и семьи является знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы. (слайд 16)

 Клуб «Мамина школа» Целью клуба является логопедическое просвещение родителей на тематику речевого развития и активизации словаря, правильного звукопроизношения у детей раннего возраста.(слайд 17)

   Важной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь   служит для меня «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос относительно качества выполнения заданий  ребенком. (слайд 18)

  Фестиваль чтецов дает каждому ребенку возможность для самореализации. Чтение и заучивание стихов решает задачи формирования звуковой культуры речи. (слайд 19)

   Дистанционное консультирование родителей - одно из современных форм просвещения, сотрудничества с семьями в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Связь с родителями  осуществляется при помощи Интернета посредством блогов, сайта (www gvozdika38.ru), электронной почты, скайпа.  (слайд 20)

    Видеоуроки и интернет-задания способствуют эффективному усвоению родителями определенных логопедических знаний.   (слайд 21)

Информационно-деловое оснащение представлено стендом «Уголок логопеда» с практическими советами и рекомендациями, буклетами, с доской почета «Наши успехи» и талонами на консультативный прием. (слайд 22)

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (слайд 23)

 Задачи:

  1. Ознакомление с результатами итогового обследования
  2. Ознакомление с рекомендациями на летний период

Формы  работы  на заключительном этапе: (слайд 24)

Электронные консультации на сайте

Индивидуальных консультации (май) с целью информирования родителей об итогах диагностики и проведенной с детьми работы

Доска почета «Наши успехи»

Выступление на итоговом родительском собрании

Памятка «Рекомендации на летний период». 

   РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ опыт работы показал, что  стабильные положительные результаты коррекционной работы на логопункте достигаются путем создания единого коррекционно-развивающего пространства и внедрения  инновационных форм работы с родителями, которые отразились на итоговой диагностике. (слайд 25)

Количество детей, зачисленных на логопункт в 2015-2016 уч.г.

21

100 %

Количество детей, выпущенных с нормой речевого развития (автоматизация звуков в самостоятельной речи)

14

68 %

Количество детей, выпущенных со значительными улучшениями

1

4%

Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы

6

28%

   

 Я считаю эти результаты успешные. Успех – это вовремя успеть!

       

        И сейчас, уважаемые коллеги, я продемонстрирую вам фрагмент заседания  родительского клуба «Домашний логопед». Я приглашаю четверых человек стать участниками этого мероприятия в качестве родителей.

    Прошу присаживайтесь за столы!

Уважаемые родители!

    Психологи давно доказали, что в контакте со взрослыми ребенок легко развивается и познает мир.

    Ваша любовь, забота и внимание это необходимая вещь для вашего малыша. Всегда помните, что ни одна методика, ни одна самая, что ни на есть хорошая игра, не научит ребенка быть смышленым, любознательным, смелым, отзывчивым, если к ней не приложить маму и папу.

    И сегодня я хочу вам предложить игры на развитие мелкой моторики, в которые вы сможете дома поиграть вместе с детьми.

     Важность развития мелкой моторики невозможно переоценить, особенно в коррекционной работе с детьми. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше развито мышление и речь. Итак, приступим!

  1. Первая игра, которую я хочу вам предложить, называется «Прятки».

Логопед: перед вами тарелочки с крупой, в которых спрятана игрушка со звуком «Р». Ваша задача вместе с ребенком, (а на родительском клубе у нас присутствуют родители вместе с детьми) с помощью кисточки найти спрятанную игрушку. Участники ищут игрушку

Логопед: Теперь вам надо назвать игрушку, выделив голосом звук «Р»

Участники называют игрушку

Логопед: Отодвиньте тарелочки с крупой в сторону. Положите игрушку на фольгу.

  1. Следующая наша игра называется «Волшебная фольга».

Логопед: заверните ваши игрушки в фольгу. Упражнение предполагает, что разворачивать игрушку будет ребенок. А для вас я приготовила заранее завернутые игрушки. Ваша задача определить на ощупь, какая там игрушка.

Участники называют игрушку

Логопед: теперь проверьте себя, разверните фольгу и  назовите игрушку, выделяя голосом звук «Р».

Логопед: давайте уберем игрушки и фольгу в разноцветные тарелочки.

  1. Наша третья игра  «Наряди ватные палочки».

Логопед: возьмите  ватные палочки,  ножницы и трубочки. Сделайте ватные палочки цветными, как показано на экране.

Участники наряжают палочки

          Логопед: Дети с большим удовольствием наряжают ватные палочки, а затем выкладывают из них различные фигурки. Попробуйте и вы, уважаемые родители, придумать свои фигурки.  Участники заканчивают работу 

          Логопед: Молодцы, вы успешно справились с заданием.

  1. Логопед:  Следующее упражнение «Рисуем губкой» я хочу предложить вам посмотреть на экране.

Участники просматривают видео.

         Логопед: итак, мы увидели, что эта нетрадиционная техника рисования очень нравится детям. При помощи этого упражнения у ребенка развивается креативность, фантазия, мелкая моторика и речь.

  1. Логопед: а сейчас возьмите белые тарелочки и с помощью цветных карандашей нарисуйте свое настроение. Участники рисуют под музыку.

          Логопед: Марья Ивановна, что нарисовали вы? Анна Петровна, а что нарисовали вы? Участники рассказывают

           Логопед: У меня тоже сегодня замечательное настроение, мне понравилось, как мы вместе поработали. И я очень надеюсь, что вы, уважаемые родители, будете использовать эти упражнения на развитие мелкой моторики дома с вашими детьми.

Давайте своими руками подтолкнем детей к счастливому будущему!

Мастер-класс

«Работаем с пальчиками, развиваем речь!»

Подготовила

учитель-логопед МДОУ №38

Осипян Э.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта

Описывются нестандартные формы взамимодействия с родителями на логопункте...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраст (5-7 лет) в условиях реализации ФГОС ДО

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношен...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (постановка звука [Ш]), рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста....

"Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"

Использование логопедического массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамиУ большинства детей дошкольного возраста из &nda...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...