Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Описывются нестандартные формы взамимодействия с родителями на логопункте
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Осипян Э. К.
(с. Кочубеевское, МДОУ Детский сад №38 «Гвоздика»)
В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромной работы. Одно из них: вовлечение родителей в образовательный процесс.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. Но в силу своей занятости не каждый родитель имеет возможность личной консультации по преодолению речевых нарушений у ребенка. Задача учителя-логопеда во взаимодействии с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. И тогда современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и инновационные формы. Одной из таких форм является организация сетевого взаимодействия с родителями дошкольников. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.
На сайте нашего сада Гвоздика38 (www.gvozdika38.ru), существует несколько разделов по интересам, по проблемам, которые есть необходимость или желание у воспитателей, специалистов или родителей обсудить. На сайте есть возможность обратной связи, обмена быстрыми сообщениями (блоги, форумы), возможность представлять материалы для обсуждения, обменяться опытом. На сайте я выкладываю консультации для родителей, отвечаю на интересующие их вопросы, оставляю к записям блога комментарии и отзывы, которые также доступны для чтения, получаю обратную связь от родителей, отвечая на комментарии.
А также на сайте я выкладываю видео-уроки для родителей, которые способствуют эффективному усвоению родителями определенных логопедических знаний. Родителям не всегда понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность, зайдя на наш сайт, на родительскую страничку «Домашний логопед», увидеть видео-урок по интересующей теме и просмотреть его дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания.
Еще одна из нестандартных форм логопедического просвещения родителей - это электронная почта. Во время сбора сведений о родителях, я обмениваюсь с родителями адресами электронной почты. При помощи электронной почты без визуального контакта я консультирую родителей, отвечаю на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, даю рекомендации, рассылаю приглашения на тренинги, очные консультации, а также контролирую своевременное выполнение домашних заданий, упоминаю о специальных логопедических порталах и сайтах в Интернете.
Я отправляю воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, (например, по постановке или автоматизации звуков, картинные материалы, памятки и т.п.). Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать образовательную деятельность ДОУ.
Ниже перечислены консультации - интернет-задания, которые я отправляю на электронную почту родителей, они систематизированы с учетом потребностей детей по темам:
- «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?»;
- «10 простых советов от логопеда»;
- «Первый комплекс упражнений, вырабатывающий основные движения и положения органов артикуляционного аппарата»;
- «Семейная игралочка»;
- «Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков»;
- «Автоматизация Ш в словах»;
- «Комплекс артикуляционных упражнений для звука Л»;
- «Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях»;
- «Автоматизация звука Л в словах»;
- «Упражнения для растягивания подъязычной связки»;
- «Комплекс артикуляционных упражнений для звука Р»;
- «Стихи и загадки про звук Р»;
- «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях» и др.
Полезные ссылки, консультации я оставляю на сайте нашего сада в разделе «Делимся опытом», где родители могут посмотреть упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Здесь с целью профилактики речевых нарушений, я размещаю материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить.
В нашем детском саду я использую еще одну из современных форм логопедического просвещения родителей – это дистанционное консультирование. В последнее время большую популярность приобретает виртуальное общение. Всем понятна эффективность комплексного подхода, когда семья и получают одновременно социальную, педагогическую, психологическую, медикаментозную помощь. Но часто семья по разным причинам не может обеспечить ребенку с речевыми нарушениями помощь, в основном, из-за недостатка информации, из-за невозможности посещать различные службы. И тогда на первое место снова выходят информационные технологии, позволяющие осуществить дистанционное консультирование и обучение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На базе нашего консультативного пункта через сайт ДОУ я провожу дистанционное консультирование родителей в удобное для них и нас время.
Родители получают консультации, не выходя из дома, по интересующим их вопросам по скайпу, а дети обучается навыкам общения.
В условиях дошкольного логопедического пункта, наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями (анкетирование, консультации, домашние задания, информационный стенд «Уголок логопеда» с брошюрами, буклетами, памятками, талонами на консультативный прием, с фотографиями самых успешных детей, папки-передвижки, игротренинги «Методика в действии», открытые занятия для родителей, родительские пятиминутки, выступления на родительских собраниях, фестиваль чтецов), я использую и проведение клубной работы, способствующей достижению высокого качества образования детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, удовлетворению запросов родителей в интересах детей.
На базе нашего ДОУ сентябре 2016 года был создан родительский клуб «Домашний логопед», целью которого является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих детский сад и профилактике речевых нарушений.
Клуб «Домашний логопед» является дополнительным компонентом образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения. Клуб посещают родители, желающие повысить свой уровень в вопросах воспитания и образования детей. Заседания проводятся три раза в год в вечернее время. В логопедическом клубе родители обучаются совместным коррекционным формам деятельности с детьми: приемам артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, просматривают видеоролики с участием своих детей, задают интересующие вопросы специалистам: учителю-логопеду и педагогу-психологу, принимают участие вместе со своими детьми в логопедических игротренингах, мастер-классах. Темы заседаний родительского клуба «Домашний логопед» определяются мною на основе родительского запроса. Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.
Нами используются разные эффективные формы работы, такие как просмотр видеоматериалов с детьми, тематические беседы, консультации, игротренинги, диалоги, семинары, лекции, показ открытых мероприятий с детьми. Вся работа ведется в тесном взаимодействии всех сотрудников ДОУ: логопеда, педагога-психолога, медсестры, ст. воспитателя, музыкального руководителя, воспитателей групп.
Родительский клуб «Домашний логопед» — это инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда совместно с семьей в условиях детского сада. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач.
В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста, что связано с тенденцией роста числа речевых нарушений у таких детей. Раннее начало коррекционной работы позволяет скомпенсировать имеющиеся отклонения в развитии и повысить потенциал ребенка в будущем. Для решения данной проблемы в нашем детском саду также проводится клуб «Мамина школа». Целью клуба является логопедическое просвещение родителей на тематику речевого развития и активизации словаря, правильного звукопроизношения у детей раннего возраста. Родители воспитанников младшего дошкольного возраста сами изъявляют желание встретиться с логопедом и готовы выполнять рекомендации специалистов, все это помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то не терять времени и не усугублять речевой дефект.
Таким образом, использование нестандартных форм взаимодействия с родителями, а именно, внедрение современных информационных компьютерных технологий, проведение клубной работы в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной, способствуя достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку с нарушением речевой деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
Освещен опыт оказания всесторонней помощи ребенку с речевыми нарушениями в условиях посещения логопункта при ДОУ....
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)
годовой план работы с родителями....
Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
В работе представлена подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.Детский...
«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».
В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...
Сетевое взаимодействие учителя-логопеда и родителей в условиях дошкольного логопедического пункта.
В статье описывается опыт дистанционной работы с родителями в условиях дошкольного логопункта....
"Детский календарь" как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного ДОО
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здор...