Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности в условиях школьного логопедического пункта
рабочая программа по коррекционной педагогике

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка для учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_shkolnogo_logopunkta.doc760.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Содержание                                                                                                                                                                                                                                                                                          

1.Пояснительная записка…………………………………………………2
1.1.Статус документа……………………………………………………   2
1.2. Аннотация……………………………………………………………..3
1.3.Актуальность программы……………………………………………..3
1.4.Цель, задачи, принципы программы…………………………………..4
2.Характеристика речевых нарушений у младших школьников……….6
2.1.Характеристика речи детей с ФНР……………………………………6
2.2. Характеристика речи детей с ФФНР…………………………………6
2.3.Характеристика речи детей с ОНР- III уровня развития речи……… 6
2.4.Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР………..
2.5.Психолого-педагогическая характеристика с легкой умственной отсталостью…………………………………………………………………
3. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях  школьного логопедического пункта……………………………………………………………………….
4.Заключение………………………………………………………………..10
5. Приложение 1………………………………………………………………11-

5.1.  Перспективный план логопедической работы по преодолению  
ФНР, ФФНР, ОНР-III уровня речевого развития у учащихся 1 класса...
6. Приложение 2…………………………………………………………….
7.Приложение  3…………………………………………………………….
8. Приложение 4…………………………………………………………….
8.1.Программа индивидуального  логопедического сопровождения  учащихся  с ОВЗ (ЗПР), как часть АОП  ООО. ………………………….
8.2. Программа логопедической коррекции учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости………………………………………………………
9. Литература…………………………………………………………………




                                 
   1. Пояснительная записка.

Статус документа.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Декларация прав ребенка.
3. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
5. Положение о логопедическом пункте  МОУ Красносельской СШ;
6. Устав Учреждения;
В основу логопедической работы положены традиционные, классические программы:

1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.

2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
3.Н.В.Нищева. Программа коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР.
4.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи. -М.: Просвещение,2016.
а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.




Аннотация
Рабочая Программа представляет коррекционно- развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития младшего школьника  с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Актуальность программы 
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания мира как речь, поэтому развитие речи учащихся в настоящее время одна из важных и основных задач учителя-логопеда. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения устной и письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут построить текст, выражающий их мысли и чувства, поэтому своевременное развитие речи обучающихся начальных классов, имеющих нарушения устной и письменной речи имеет особую важность. В последние 10 лет число учащихся, посещающих логопедические пункты, значительно увеличилось.
 Это результат того, что детей с речевыми недостатками  становится все больше, а в процессе обучения на них значительно увеличиваются нагрузки. В этой связи, нужно говорить о четкой системе, при которой будет осуществляться комплексный подход к решению данной проблемы.



Цель программы:

Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать и развивать связную устную и письменную речь.
Задачи программы:
Образовательные:
 - развитие анализаторов, участвующих в автоматизации навыков звукопроизношения, чтения и письма;
- развитие фонематического слуха;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста, предложения,  слова, слога ;
- развитие связной речи;
- обогащение словаря .
Воспитательные:
- мобилизация ребёнка на активное участие в учебе, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, нормализация отношений со сверстниками, с учителями и в семье.
 Развивающие:
- развитие неречевых психических процессов;
- развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;
 Коррекционные:
 - диагностика и коррекция различных видов речевых нарушений, степени их тяжести. Комплексное логопедическое обследование.
- коррекционная работа по устранению различных недостатков речи.




 Обучение проводится в двух
направлениях:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
 - усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков посредством коррекционных занятий:
 индивидуальных занятий по постановке звуков
 подгрупповых занятий по темам, указанным в Программе.
Педагогические
принципы, положенные в основу программы:                                                                                                                                

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей                                                          развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;                                                                                                                                                                                                                    
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами
    принцип обеспечения активной языковой практики.

  • В логопедической работе используются разные
    формы контроля:
    - анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
    - проверочные работы и диктанты в течение года (в подгруппе);
    - тестирование;
    - ИКТ диагностика.


    2. Характеристика речевых нарушений у младших школьников.
    2.1Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
     
    Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в еѐ звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному.
    Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков: - искаженное произношение звука; - отсутствие звука в речи; - замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

    2.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР).
    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это
    нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
    В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
    Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

    2.3.Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
    К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
    Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV ур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Т.о. логопедическое воздействие органически связано с развитием у школьников  внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

2.4.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

        Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

        Категория обучающихся с ЗПР - неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

        Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

        

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения.

 

  3. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению учителя-логопеда.
Планирование занятий с учащимися, имеющими диагноз ФН, ФФН,
ОНР-III-IV ур.  разделено на 3 периода обучения:
1-я половина сентября  (с1-15 сентября) – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
I период – сентябрь-октябрь ;
II период –ноябрь, декабрь, февраль;
III период-март, апрель, май.
2 –я половина мая (с 15-30 мая)-обследование речи обучающихся,
 с1 июня– повторение пройденного материала.


Вся коррекционно-логопедическая работа позволяет осуществлять логопедическую помощь детям 7 -10 лет с фонетическим нарушением речи (ФНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), НВОНР (ОНР -4 ур.),ОНР-3 ур. в условиях  школьного логопункта.
   Организация деятельности учителя-логопеда в течение учебного года определяется поставленными задачами его Рабочей Программы.


Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом ( с 15 мая - повторение пройденного материала).
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

 
Форма организации занятий:
- подгрупповая ( 3-6 человек в подгруппе)
- в минигруппах (2-3 человека)
- индивидуальная
Периодичность подгрупповых занятий 1-2 раза в неделю, индивидуальных занятий и в микрогруппах-2 раза в неделю.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений обучающихся в коррекции произношения.
В соответствии СанПиНом, продолжительность подгрупповых занятий
25-30 минут.
Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях:  логопедическая работа вынесена во вторую половину дня.
Для
 подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения
 Продолжительность занятий с детьми:
 ФНР – до 6 месяцев;
ФФНР и ФНР– 1 год;
ОНР 3-4 ур. – 1-2 года.

Частота проведения
индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФНР – 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР – III-IV ур. – 2 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
Логопедическое воздействие осуществляется различными
методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Направления коррекционно-развивающей работы:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты
    Консультационно-профилактическая работа 
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.
На
индивидуальных консультациях родителям  обучающихся  учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков, созданием развивающей среды вне школы – т.е. активным участием в коррекционном процессе.
 Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.
Для  успешной реализации Рабочей программы  необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и  групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

4.Заключение
Данная программа доступна к применению на школьном логопедическом пункте. С её помощью, у младших школьников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо-произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

                                                                           
Приложение
  1

   Перспективный план логопедической работы по преодолению  
              ФНР, ФФНР, ОНР-III ур.р. у учащихся 1 класса.

Периоды

Звуковая  сторона  речи

Развитие  речи

Основные содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

I

Сентябрь, октябрь, первая половина ноября

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к]-[к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

• изолированно;

• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.


Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

II

Вторая половина ноября — первая половина февраля

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

     • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];

• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

•дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же материале:

• определение места звука в слове;

• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

• осуществление анализа и синтеза прямого слога;

• выделение согласного звука в начале слова;

• выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);

• по глухости — звонкости:

[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах;

• составление предложений с определенным словом;

• анализ двусловного предложения;

• анализ

предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• согласования порядковых числительных с существительным.

Закрепление умения:

• подбирать однокоренные слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

• составлять предложения по опорным словам;

• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;

• заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

III

Вторая половина февраля — май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;

в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.


Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции.

Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.

Совершенствование интонационной выразительности речи.

Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.





Приложение 2

Список обучающихся, имеющих нарушения развитии устной и письменной речи
(заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

                        

N
п/п

Фамилия, имя,
обучающегося,
дата рождения


Класс

Дата
обследования

Реальная
успеваемость по родному
языку

Заключение
учителя-логопеда


Примечания






Приложение  3

Речевая карта
 (заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)                        

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):


а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: 

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); 
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); 

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта). 

                  






                                        Литература

1.Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко . Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М.,1991
2. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991
3.А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе . 1996
4. И.Ю. Майсурадзе. Нарушения письма и чтения у детей. У.,1999
(Методическое пособие)
5.И.Ю.Майсурадзе. Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей. (Методические рекомендации) М.: 2005
6. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. Организация логопедической работы в школе. М., 2005
7.М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. В., 2006
8.О.В. Бачина, М.П. Вилочева . Школьный логопункт: Организация и содержание работы. М.,2009
9. Т.А.Ткаченко. Логопедическая энциклопедия.- М.: 2008
10.О.В. Бачина, Л.Н. Самородова . Взаимодействие логопеда и семьи ребенка
с недостатками речи. М.: 2009.
11. С.Е. Большакова. Формирование мелкой моторики рук. М.: 2009
12.Я.Л.Юдина. Сборник логопедических упражнений. М.: 2010.
13. В.И. Руденко. Логопедия: практическое пособие. Р.: 2012
14. Г.В. Ханьшева.  Логопед спешит на помощь. Р.: 2013
15.А.Ф. Рыбина. В помощь логопеду. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет. В.: 2014
16.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Дидактический материал для логопедов. Автоматизация звуков. М.: 2015



                               













                                                                                                 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ регулирует работу специалиста в старшей-подготовительной логопедической группе для детей с ОНР и ФФНР. Программа включает в себя пояснительную записку, характери...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ

Программа будет интересна и полезна учителям-логопедам, которые работают на логопункте. Составлена на основе примерной АООП Нищевой Н.В....

Формирование начального детского лексикона через расширение сенсорного опыта. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ с детьми 2-3 лет.

Программа  «Формирование начального детского лексикона через расширение сенсорного опыта» направлена на осуществление индивидуально-ориентированной логопедической помощи детям третьег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.

Актуальность программы.Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи...