Организация специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Анализ специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях образовательного учреждения»
на тему: « Организация специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР
в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС».
Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: "Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, … в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ".
Согласно статье 79 Федерального закона об образовании в Российской Федерации:
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Анализ специальных условий для получения образования детей с нарушениями речи ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ.
Категория детей с ОВЗ. Дети с ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта (4 – 7 лет) | |
Особенности психофизического развития: Речевое развитие:
Психическое развитие:
Социально-личностное развитие:
Физическое развитие:
| |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ | |
Специальные образовательные программы (согласно диагнозу детей) | М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М., Просвещение 1989 Г.А.Каше Т.Б.Филичева «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя» М., 1978. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.2016. |
Методы обучения и воспитания (особенности проведения и организации НОД, деятельности (игра, продуктивная деятельность) | Основными задачами коррекционного обучения для детей с ФФНР в детском саду являются:
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, логопед. Проводит работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с учителем-логопедом. Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, не тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и разработки приёмов и методов проведения занятий, каждому из них предоставляется свобода творческих поисков. В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:
В продуктивной деятельности дети нуждаются в поддержке взрослого. Игровая деятельность детей С ФНР и ФФНР разнообразна (сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, подвижные и др. игры). Дети с нарушением речи постоянно нуждаются во внимании взрослых, поддержке и положительной оценке. |
Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы (требования к ним) | 1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. 4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998. 5. Спивак Е.Н.Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5 – 7 лет Требования к дидактическим играм.
|
Специалист (психолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, специалист ЛФК) | Учитель – логопед Педагог - психолог Музыкальный руководитель Физ. инструктор Мед. сестра |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий | Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. В течение года состав подгрупп меняется в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей работы. Подгруппы формируются по 2-4 человек, периодичность занятий – 2-3 раза в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года жизни, не более 20 минут для детей пятого года. Направление коррекционно-развивающей работы в подгруппах:
Организация индивидуальных занятий Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 - 20 минут. ФНР – 1-2 раза в неделю; ФФНР – 2-3 раза в неделю; На индивидуальных занятиях с детьми выполняются: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков). 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата). 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д. 4. Постановка звуков разными способами. 5. Автоматизация звуков в речи. 6. Дифференциация звуков в речи. На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве. |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства в соответствии с ФГОС:
|
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. | 1. Система взаимодействия;
2.Взаимоотношение с ребенком и родителями. |
Литература.
- 1. Арефьева З.О., Подобед СО. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6.
- 2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- 3. Докутович В.В. Кыласова Л.Е. Дневник учителя-логопеда ДОУ. 2013.
- 4. Каше. Г Л., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1978.
- 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
- 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- 7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
- 8. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г.
- 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993 г.- 72 с.
Официальны источники:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013)
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.102013 г. №1155)
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 05.08.2013)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. П. 1.12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда.Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда.Рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех...
Приказ об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации эксклюзивного образования и создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ
Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в...
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6 летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)
Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах...