Организация специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Вовчук Екатерина Ивановна

Анализ специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями ФНР и ФФНР  в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями   здоровья

в условиях образовательного учреждения»

на тему:  « Организация  специальных условий для получения образования детей с речевыми нарушениями  ФНР и ФФНР

 в рамках логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС».

         Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
При разработке Стандарта учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: "Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, … в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ".

Согласно статье 79 Федерального закона об образовании в Российской Федерации:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

  

Анализ специальных условий для получения образования детей с нарушениями речи ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта ДОУ.

Категория детей с ОВЗ. Дети с ФНР и ФФНР в рамках логопедического пункта (4 – 7 лет)

 Особенности психофизического развития:

Речевое развитие: 

  • ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи;
  • трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками;
  • пониженная способность к анализу и синтезу;
  • остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы;
  • несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция;
  • незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем.

Психическое развитие:

  • Слабое речевое развитие детей.
  • Неразвитость тонкой моторики.
  • Неправильное формирование способов учебной работы.
  • Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое  владение  операциональными навыками.
  • Слабое развитие произвольного внимания, памяти.
  • Низкий уровень развития самоконтроля.

Социально-личностное развитие:

  • избегание сложных заданий, требующих речевой активности.  
  • неуверенность в себе; наличие заниженной самооценки;
  • снижение мотивации в деятельности и познавательных интересов;
  •  наличие тревожности.

Физическое развитие:

  • нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Специальные образовательные  программы

(согласно диагнозу детей)

М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М., Просвещение 1989

Г.А.Каше Т.Б.Филичева «Программа обучения детей  с недоразвитием фонетического строя» М., 1978.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.2016.

Методы обучения и воспитания (особенности проведения и организации НОД, деятельности (игра, продуктивная деятельность)

Основными задачами коррекционного обучения    для детей с ФФНР в детском саду являются:

  • формирование звукопроизношения;
  • развитие фонематического восприятия;
  •  подготовка  к  обучению  грамоте.  

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, логопед.  Проводит работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с учителем-логопедом.

    Взаимосвязь между логопедом и воспитателем  осуществляется  в  процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи,  не тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и  разработки приёмов  и  методов  проведения  занятий,  каждому  из  них  предоставляется свобода творческих поисков.

В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:

  • необычное начало занятия;
  • присутствие на занятии “духа открытия”;
  • удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;
  •  предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
  • не оставление без внимания ни одного ответа;
  •  развитие речи в любых формах деятельности;
  •  учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
  • обучение видению многовариативности выполнения задания;
  • поддержка у детей ощущения успешности.  

В продуктивной деятельности  дети  нуждаются в поддержке взрослого. Игровая деятельность детей

С ФНР и ФФНР разнообразна (сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, подвижные и др. игры). Дети с  нарушением речи постоянно нуждаются во внимании взрослых, поддержке и положительной оценке.

Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы (требования к ним)

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

 5. Спивак Е.Н.Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5 – 7 лет

Требования к дидактическим играм.

  • дидактическая игра должна опираться на программный материал;
  • дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (слухового, зрительного и тактического);
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;
  • пособия, используемые  при проведении игр, должны быть внешне привлекательными;
  • условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.  

 

Специалист (психолог, логопед, сурдопедагог,  тифлопедагог, специалист ЛФК)

 Учитель – логопед

Педагог - психолог

Музыкальный руководитель

Физ. инструктор

Мед. сестра

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

  Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей.  В течение года состав подгрупп меняется в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей работы.

Подгруппы формируются по 2-4 человек, периодичность занятий – 2-3 раза в неделю, не более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года жизни, не более 20 минут для детей пятого года.

Направление коррекционно-развивающей работы в подгруппах:

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  • пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  • автоматизация звуков в речи;
  • дифференциация звуков в речи;
  • развитие словаря;
  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
  • обучение элементам грамоты;
  • развитие связной речи и речевого общения;
  • сенсорное развитие;
  • развитие психических функций;
  •  ознакомление с окружающей действительностью;
  • совершенствование общей координации речи с движениями и мелкой моторикой пальцев рук.

Организация индивидуальных занятий

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10  - 20 минут.

ФНР – 1-2 раза в неделю;   ФФНР – 2-3 раза в неделю;

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д.

4. Постановка звуков разными способами.

5. Автоматизация звуков в речи.

6. Дифференциация звуков в речи.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.  

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

  • соответствие возрастным особенностям детей;
  •  многофункциональность предметно-развивающей среды;
  • открытая, незамкнутая система функционирования;
  • формирование активного, познавательного отношения к  окружающей среде.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства в соответствии с ФГОС:

  • гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
  • непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
  • вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
  •  интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
  • открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
  •  установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1. Система взаимодействия;

  • с родителями:  Рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно при необходимости в письменной форме   в логопедической тетради ребёнка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии.
  • с узкими специалистами  по  индивидуальной работе с детьми как на занятии, так и вне ее  (через тетради взаимодействия);
  • с воспитателями; работа по закреплению правильного произношения в свободной речи,  развитию коммуникативных навыков и личностных качеств (через тетради взаимодействия)

2.Взаимоотношение с ребенком и родителями.

 Литература.  

  1.  1. Арефьева З.О., Подобед СО. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6.
  1.  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  2. 3. Докутович В.В. Кыласова Л.Е. Дневник учителя-логопеда ДОУ.  2013.
  3. 4. Каше. Г Л., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1978.
  4.  5.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
  5. 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  6.  7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
  1. 8. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г.
  2. 9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993 г.- 72 с.
  3.  

Официальны источники:

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013)
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (от 17.102013 г. №1155)
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 05.08.2013)
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №  26. П. 1.12

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Аннотация к рабочей  программе учителя-логопеда.Аннотация к рабочей  программе учителя-логопеда.Рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех...

Приказ об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации эксклюзивного образования и создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в...

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах...