Конкурс. Конспект занятия.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Комарова Ольга Витальевна

Конспект индивидуального коррекционно – развивающего занятия педагога – психолога ДОО для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)    4 - 5 лет с использованием элементов сенсорной интеграции на тему «Снеговик».

Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми РАС чрезвычайно сложная проблема, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На современном этапе развития теории и практики характерно повышенное внимание к углубленному изучению особенностей психического развития детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста, их когнитивных способностей, выявлению особенностей готовности к учебной деятельности, психических функций, развитию эмоционально-волевой сферы, социальных отношений, коммуникативного поведения. Выявление ранних симптомов РАС позволяет выявить проблему и, следовательно, оказать эффективную коррекционную помощь.

Основным условием обучения детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста является личностно-ориентированное обучение, а также внедрение инновационных образовательных технологий. Образовательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности детей с расстройствами аутистического спектра при разработке коррекционных технологий. Одной из таких технологий является сенсорная интеграция.

Основа метода «сенсорной интеграции» состоит в том, чтобы воспроизводить результат процесса поступления сигналов из внутренней и внешней среды в мозг. Главная задача этой обучающей системы - научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого используется оборудование разных типов: качели, платформы для тренировки равновесия, большие мячи и ролики, рокерборд, скейтборд и тому подобное.

Разнообразные игры «сенсорной интеграции», тренируют зрительное восприятие, развивают наблюдательность, а также внимание, память, формируют представление о цвете, форме, размере, пространственном расположении предметов, расширяют словарный запас детей с РАС дошкольного возраста. Развитие зрительного и слухового восприятия, понимания адресованной речи осуществляется в процессе познания объектов и явлений окружающей действительности, то здесь есть развитие речи и когнитивных процессов осуществляются одновременно.

Метод «сенсорной интеграции» помогает развить такие навыки и образования, как способность концентрироваться, систематизировать впечатления, повысить самоконтроль, то есть все, что поможет ребенку продуктивно функционировать в повседневной жизни.

Таким образом, игры и приемы сенсорной интеграции, используемые в коррекционной работе, помогают ребенку с расстройствами аутистического спектра в осознании себя, окружающего мира, обеспечивают развитие двигательных, речевых, коммуникативных, а также когнитивных, сенсорных навыков.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: создавать условия для развития сенсорных интеграций у ребенка с ОВЗ (РАС), формированию всех психических процессов и коррекции эмоционально – волевой сферы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать тактильное различение свойств предметов.
  2. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
  3. Формировать понятия «Большой», «Средний», «Маленький».
  4. Учить выполнять действия по речевой инструкции.
  5. Формировать коммуникативные функции речи.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать обогащать чувственный опыт ребенка тактильными, слуховыми и двигательными ощущениями.
  2. Продолжать формировать навыки действий с предметами с учетом цвета, формы, фактуры и размера.
  3. Развивать межполушарное взаимодействие.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Создавать условий для снижения психоэмоционального напряжения, зажимов в мышцах.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать умение действовать целенаправленно, поэтапно, преодолевать посильные трудности.
  2. Воспитывать усидчивость, а также стремление доводить начатое дело до конца.
  3. Вырабатывать положительные привычки поведения и по возможности закрепить их.

Ожидаемые результаты:

1. Ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и частично самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; научится выбирать себе род занятий.

2. Овладеет установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства.

3. Научится договариваться, адекватно проявляет свои чувства.

4. Научится подчиняться разным правилам и социальным нормам.

5. Овладеет звукоподражательной речью.

6. Развитие крупной и мелкой моторики.

7. Воспитанник сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

8. Овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; овладеет элементарными представлениями из области живой природы.

Оборудование: ППРС кабинета, банк тактильных ощущений, стеклянные элементы декора круглой формы, мелкие пушистые помпоны, плоскостная игрушка «Снеговик», 3 круга – шаблона разного цвета, релаксационная музыка, мыльные пузыри, фитбол, рокерборд.

План занятия:

  1. Свободная игра по желанию ребенка (с использованием предметов и материалов «банка тактильных ощущений») до 5 мин.
  2. Упражнения по можжечковой стимуляции на рокерборде «Лодочка».
  3. Кинезеологическое упражнение «Колечко».
  4. Дидактическая игра «Снеговик» (с использованием стеклянных элементов декора «блинчиков» круглой формы, мягких пушистых помпонов разного цвета).
  5. Физминутка «Прыжки на фитболе».
  6. Релаксация «Мыльные пузыри».
  7. Рефлексия.
  8. Ритуал прощания.

 

С учетом психофизиологические особенности ребенка с РАС занятие может длиться не более 20-25 минут при сопровождении спокойной релаксационной музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_komarova_ov.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Солнышко»

(МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко»)

Конспект индивидуального коррекционно – развивающего занятия педагога – психолога ДОО для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) 4 - 5 лет с использованием элементов сенсорной интеграции

на тему «Снеговик».

Комарова О.В., педагог-психолог

рп. Усть-Абакан, 2024 г.

Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми РАС чрезвычайно сложная проблема, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. На современном этапе развития теории и практики характерно повышенное внимание к углубленному изучению особенностей психического развития детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста, их когнитивных способностей, выявлению особенностей готовности к учебной деятельности, психических функций, развитию эмоционально-волевой сферы, социальных отношений, коммуникативного поведения. Выявление ранних симптомов РАС позволяет выявить проблему и, следовательно, оказать эффективную коррекционную помощь.

Основным условием обучения детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста является личностно-ориентированное обучение, а также внедрение инновационных образовательных технологий. Образовательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности детей с расстройствами аутистического спектра при разработке коррекционных технологий. Одной из таких технологий является сенсорная интеграция.

Основа метода «сенсорной интеграции» состоит в том, чтобы воспроизводить результат процесса поступления сигналов из внутренней и внешней среды в мозг. Главная задача этой обучающей системы - научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого используется оборудование разных типов: качели, платформы для тренировки равновесия, большие мячи и ролики, рокерборд, скейтборд и тому подобное.

Разнообразные игры «сенсорной интеграции», тренируют зрительное восприятие, развивают наблюдательность, а также внимание, память, формируют представление о цвете, форме, размере, пространственном расположении предметов, расширяют словарный запас детей с РАС дошкольного возраста. Развитие зрительного и слухового восприятия, понимания адресованной речи осуществляется в процессе познания объектов и явлений окружающей действительности, то здесь есть развитие речи и когнитивных процессов осуществляются одновременно.

Метод «сенсорной интеграции» помогает развить такие навыки и образования, как способность концентрироваться, систематизировать впечатления, повысить самоконтроль, то есть все, что поможет ребенку продуктивно функционировать в повседневной жизни.

Таким образом, игры и приемы сенсорной интеграции, используемые в коррекционной работе, помогают ребенку с расстройствами аутистического спектра в осознании себя, окружающего мира, обеспечивают развитие двигательных, речевых, коммуникативных, а также когнитивных, сенсорных навыков.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: создавать условия для развития сенсорных интеграций у ребенка с ОВЗ (РАС), формированию всех психических процессов и коррекции эмоционально – волевой сферы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать тактильное различение свойств предметов.
  2. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
  3. Формировать понятия «Большой», «Средний», «Маленький».
  4. Учить выполнять действия по речевой инструкции.
  5. Формировать коммуникативные функции речи.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать обогащать чувственный опыт ребенка тактильными, слуховыми и двигательными ощущениями.
  2. Продолжать формировать навыки действий с предметами с учетом цвета, формы, фактуры и размера.
  3. Развивать межполушарное взаимодействие.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Создавать условий для снижения психоэмоционального напряжения, зажимов в мышцах.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать умение действовать целенаправленно, поэтапно, преодолевать посильные трудности.
  2. Воспитывать усидчивость, а также стремление доводить начатое дело до конца.
  3. Вырабатывать положительные привычки поведения и по возможности закрепить их.

Ожидаемые результаты:

1. Ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и частично самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; научится выбирать себе род занятий.

2. Овладеет установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства.

3. Научится договариваться, адекватно проявляет свои чувства.

4. Научится подчиняться разным правилам и социальным нормам.

5. Овладеет звукоподражательной речью.

6. Развитие крупной и мелкой моторики.

7. Воспитанник сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

8. Овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; овладеет элементарными представлениями из области живой природы.

Оборудование: ППРС кабинета, банк тактильных ощущений, стеклянные элементы декора круглой формы, мелкие пушистые помпоны, плоскостная игрушка «Снеговик», 3 круга – шаблона разного цвета, релаксационная музыка, мыльные пузыри, фитбол, рокерборд.

План занятия:

  1. Свободная игра по желанию ребенка (с использованием предметов и материалов «банка тактильных ощущений») до 5 мин.
  2. Упражнения по можжечковой стимуляции на рокерборде «Лодочка».
  3. Кинезеологическое упражнение «Колечко».
  4. Дидактическая игра «Снеговик» (с использованием стеклянных элементов декора «блинчиков» круглой формы, мягких пушистых помпонов разного цвета).
  5. Физминутка «Прыжки на фитболе».
  6. Релаксация «Мыльные пузыри».
  7. Рефлексия.
  8. Ритуал прощания.

С учетом психофизиологические особенности ребенка с РАС занятие может длиться не более 20-25 минут при сопровождении спокойной релаксационной музыкой.

Ход занятия:

Психолог говорит: - Ты можешь поиграть. Что тебе хочется?

1. Свободная игра по желанию ребенка (с использованием предметов и материалов «банка тактильных ощущений») до 5 мин.

Переключение внимания ребенка на планируемый вид деятельности:

2. Упражнения по можжечковой стимуляции на рокерборде «Лодочка». Пускаемся в путешествие на нашей «Лодочке», рокерборде.

Сюрпризный момент - появляется игрушка «Снеговик».

Снеговик (говорит грустным голосом): - Здравствуйте! Я Снеговик. А тебя как зовут?

Ребенок: Меня зовут Захар.

Психолог: Снеговик, здравствуй. А меня зовут Ольга Витальевна. Расскажи, почему ты такой грустный?

Снеговик: Скоро Новый год, а я один. Друзей у меня нет. Вот поэтому я грущу.

Психолог: Все будет хорошо! Не расстраивайся. А мы с Захаром тебе друга Снеговика сделаем.

Снеговик: Это отличная идея. Я очень хочу, чтобы у меня появился друг! А как вы это сделаете? Вы волшебники?

Психолог: Нет, но кое – что можем. Правда, Захар?

Психолог: (обращаемся к ребенку): Захар давай сделаем друга нашему Снеговику? Другого Снеговика. И он у нас волшебный будет.

Ребенок: Да!

Психолог (обращается к ребенку): Давай для начала разомнём наши пальчики и сделаем упражнение «Колечко»

3. Развивающее кинезиологическое упражнение «КОЛЕЧКО».

Задание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т.д. Пробы выполняется в прямом и обратном порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно.

Речевое сопровождение:

Правая рука: Скоро, скоро к нам придет

Долгожданный Новый год!

Левая рука: Пусть работа нелегка,

Слепим мы снеговика.

Помогаем ребенку, называем каждый пальчик.

Психолог (обращается к ребенку): Замечательно, размяли пальчики. А теперь приступим к изготовлению снеговика.

4. Дидактическая игра «Снеговик» (с использованием стеклянных элементов декора «блинчиков» круглой формы, пушистых мягких помпонов разного цвета).

Психолог (обращается к ребенку): Давай рассмотрим Снеговика. Он состоит из 3 кругов разного размера. Самый большой (показываем) это нижний круг, затем чуть больше (средний) – он посередине, самый маленький круг – верхний – голова снеговика.

Психолог (обращается к ребенку): Захар, из каких фигур состоит снеговик?

Ребенок: Кругов (ребенок может не ответить).

Психолог (обращается к ребенку): Посмотри, у меня есть 3 круга (выкладываем на стол перед ребенком заготовленные круги). Каждый круг имеет свой цвет.

- Давай рассмотрим эти круги. Нижний, самый большой круг, какого цвета? – голубой.

Средний круг, какого цвета? – зелёный.

А верхний, самый маленький, какого цвета? – желтый.

Психолог (ставим 2 контейнера: с стеклянными плоскими «Блинчиками» и пушистыми шариками): Захар, посмотри. Что это? Потрогай их (ребенок, ощупывает содержимое и проговаривает в слух в «Пушистые шарики» и «Гладкие блинчики»). Психолог, работает вместе с ребенком.

- Выкладывать снеговика мы будем стеклянными «Блинчиками». Покажи, где плоские «Блинчики»? Хвалим ребенка, даже если он допускает ошибки. Сначала ребенок выкладывает одной рукой (ведущей), затем другой. Можно пробовать выкладывать блинчики сразу двумя руками.

Психолог (обращается к ребенку): Захар, посмотри, что это? Да, это «Пушистые шарики». Мы, будем обкладывать круги, начиная с самого большого (показываем). Называем цвет того шарика, что взяли. Давай я тебе помогу, делать будем вместе. Я начну, а ты продолжишь. Далее ребенок по возможности самостоятельно выполняет задание. Также начинаем с ведущей руки, позже меняем на другую. Можно пробовать работать сразу двумя руками.

Психолог (обращается к ребенку): Захар, посмотри на Снеговика. Все ли у него на месте? Может чего-то не хватает? (даем ребенку время подумать). Да, ты прав не хватает глаз. Выкладываем глаза снеговику.

Психолог (обращается к снеговику): Снеговик, посмотри. Мы сделали тебе друга! Нравится?

Снеговик: Мне очень нравится мой друг. Спасибо вам! Теперь у меня есть друг, и мне не скучно будет.

Психолог (обращается к ребенку): Захар, ты хорошо постарался и активно работал. Давай теперь отдохнем. Выходи, давай попрыгаем на мяче и сделаем пару упражнений. Я буду рядом и подстраховывать тебя.

5. Физминутка «Прыжки на фитболе».

Психолог (обращается к ребенку): Как хорошо позанимался и попрыгал на большом мяче. Слышишь? Мне кажется, тебя кто-то зовет. Да, это наш Снеговик? (мы ведем ребенка к столу, где стоит игрушка Снеговик).

Снеговик: Благодарю вас за помощь! Я тоже хочу сделать вам подарок – вот, это - мыльные пузыри. Играйте с ними на занятиях.

Психолог (обращается к ребенку): Давай скажем Снеговику спасибо! (психолог вместе с ребенком произносит слова благодарности).

6. Релаксация «Мыльные пузыри». Под тихую релаксационную музыку психолог пускает мыльные пузыри, ребенок следит за ними.

7. Рефлексия.

Психолог (обращается к ребенку): Захар, что сегодня на занятии мы с тобой делали?

Ребенок (возможные варианты ответа): играли, качались на рокерборде, выкладывали снеговика, прыгали, ловили пузыри – ребенок говорит и может показать руками, что делали.

Вопросы ребенку: - Кто был у нас в гостях? (Снеговик)

- Во что тебе понравилось играть?

- Кого мы выложили? (Снеговика). Ребенок может показать.

#1056;итуал прощания.

Психолог (обращается к ребенку): Теперь пришло время прощаться со Снеговиками.

Игра «Встретимся опять». Педагог и ребенок играют и произносят слова:

Речевое сопровождение:

- Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!

Движения: хлопок перед собой, хлопок ладонями друг с другом.

Наше занятие закончено. А теперь я тебя отведу в группу.

Результативность индивидуальной коррекционно – развивающей работы с ребенком РАС достигается путем систематических занятий, а также осмыслением получаемых результатов, позволяющих уточнять и оптимизировать содержание психологического сопровождения ребенка с РАС в условиях детского сада.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ с расстройствами аутистического спектра на основе комплексного подхода, с применением инновационных технологий и методов, а также своевременной, непрерывной, систематической помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка является достаточно эффективным.

Список литературы:

1. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Электронная версия

2. Пфайффер Б.А., Кениг К., Киннили М. Эффективность сенсорной интеграционной коррекционной работы у детей с расстройствами аутистического спектра: пилотное исследование // Журнал Трудотерапии. – 2019. - № 65. - 76-85 с.

3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. М.: - Гуманит, издание центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с.: и л. – (Коррекционная педагогика).

5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000. – 144 с.

6. Чулкова Р.Н. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2 (4). - 164-166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Конспект занятия. "Откуда в хлебе дырочки?"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию....

Конкурс.Конспект занятия по теме "Волшебница вода"

Конспект образовательной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию старшая группа....

Конкурс.Конспект занятия викторины в подготовительной группе "Золотая рыбка" Тема: "Я-гражданин".

Данный конспект поможет воспитателям подготовительных групп организовать досуг детей  по ознакомлению с патриотическим воспитанием. Поможет педагогу активизировать словарный запас ,речь. создать ...

Конкурс конспектов занятий по ИЗО "Легенды Югры"

Ув. коллеги, представляю Вашему вниманию конспект занятия и презентацию по декоративно-прикладному искусству коренных народов Югры....

Конкурс.Конспект занятия.

Конспект подгруппового логопедического занятия(вид занятия: тренировочное)...

Конкурс. Конспект занятия. НОД с детьми старшей группы «Кто и что загрязняет воздух?»

Цель: обогащение представления о влиянии заводов и техники на окружающую среду и загрязнения воздуха.Задачи:Образовательная:- формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывает те...

Конкурс. Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Угостим медвежат ягодой малиной».

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе лепки.Задачи:·         Обеспечить условия поисковой активности детей (познавательное развити...