Конкурс конспектов занятий по ИЗО "Легенды Югры"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Ув. коллеги, представляю Вашему вниманию конспект занятия и презентацию по декоративно-прикладному искусству коренных народов Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.56 КБ |
![]() | 674.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Елочка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» декоративное рисование на тему: «Хантыйская рукавица».
(подготовительная группа)
Силявко С.Н.
Педагог дополнительного образования
Первая квалификационная категория
п.Юганская Обь
2016г
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, «художественно – эстетическое» развитие.
Цель: Расширить представления детей о быте, традициях, культуре и жизни народов ханты и манси посредством изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать связную речь;
- Обобщить знания детей о быте, традициях, и культуре народов ханты и манси;
-Вызвать интерес к рисованию хантыйского орнамента;
-Учить детей составлять хантыйские узоры на рукавице.
Развивающие:
- Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум и др.
-Развивать чувство цвета, творческое воображение и эстетический вкус;
- Воспитательные:
- Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.
-Воспитывать аккуратность при рисовании;
Предварительная работа:
-Чтение произведений Р.Ругина «Молитва рыбака», «Молитва охотника», «Молитва пастуха», «Песни трудовые» в записи и литературной обработке Е.Г.Сусой;
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Народы севера земли»;
-Разучивание физкультминутки – «Чум»;
-Цикл бесед на тему «Моя родина - Югра»;
-Отгадывание загадок.
Материал: образцы орнаментов, тонированные листы , простой карандаш, фломастеры или гуашевые краски, неразливайки, интерактивная доска, компьютер, слайдовая презентация.
Методы и приёмы:
-Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, пояснение, поощрение, одобрение;
- Наглядный метод: рассматривание узоров, слайдовая презентация, сюрпризный момент;
-Практический метод: упражнение-имитация (рисование в воздухе), физкультминутка, применение практических умений и навыков при рисовании орнаментов.
Оборудование: кукла в национальном костюме, сувениры детям. ТСО: магнитофон, аудиокассеты с записями музыкальных произведений.
Ожидаемый результат:
Рисование хантыйских узоров я надеюсь, помогут развить у детей чувства ритма, цвета и заинтересует детей, так как наибольший процент составления узоров связан с животным миром: ноги утки, беличьи ушки, заячьи лапки и т.д. Подарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее, ярче.
НОД
Педагог. Я очень рада видеть вас сегодня в таком дружном коллективе. Ребята, а я сегодня с самого утра улыбаюсь. А знаете почему? Да потому, что у меня хорошее настроение. А хотите, я вам подарю хорошее настроение?
Полине в кармашек, Роме в ладошки, а Маше - прямо на бантик.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Предлагаю вам сделать наши добрые - солнышки (в ладошках) и подарить друг другу.
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое,
-Здравствуй, быстрый ручеек,
- Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю.
Очень сильно Вас люблю.
Педагог. Ребята, а как называется территория, где мы с вами живем.
Дети: отвечают.
Вы на карту посмотрите,
И Юганскую найдите.
Потому что здесь наш дом,
В ХМАО с вами мы живем!
Слайд №1(показ карты - территории ХМАО).
Педагог. Мы побываем в гостях у народов ханты и манси и увидим, где и как они живут, чем занимаются.
(Сюрпризный момент). Стук дверь. Вносится кукла, одетая в национальную одежду.
Педагог. Ребята, к нам в гости пришла бабушка Айого.
Бабушка Айого. Здравствуйте, ребята.
Дети: Рассматривают куклу и здороваются.
Бабушка Айого. Мне хотелось бы вам рассказать о традициях нашего народа.
Мы ханты – кочевники, переезжаем с одного места жительства в другое, ищем новые пастбища для оленей.
А как вы думаете, где мы будем жить на новом месте? (ответы детей).
Слайд №2.
Бабушка Айого. Хотите, я вам покажу (показывает иллюстрации с изображением чума) - правильно, в чуме. А может, вы знаете, из чего мы делаем свое жилище?
Дети: ответы детей.
Бабушка Айого. Правильно в чуме - легком, разборном, сооруженном из жердей, покрытых зимой оленьими шкурами, а летом – иногда берестой. Он очень прочен и в дождь, и в пургу. Скажите мне, пожалуйста, на что похож чум, какая у него форма? (ответы детей: на треугольник, конус).
Педагог. Ребятам предлагают закрыть глаза и представить себя в гостях на стойбище.
Нарисовать в воздухе форму чума (треугольник, конус) - (Дети выполняют).
Обратить внимание, что издавна треугольник служил символом единства мира: воздух – земля – вода.
Бабушка Айого. Посмотрела бы как вы ловко отвечаете, на сложные вопросы.
Педагог предлагает отдохнуть выполнить –
Физкультминутку: «Чум» В. Берестов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бабушка Айого. Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место и живущие в нем поддерживают порядок.
Кто занимается хозяйством в чуме? (ответы детей).
Бабушка Айого. Что она делает, ребята?
Дети. Хозяйка варит еду, убирает в чуме. Занимается рукоделием.
Бабушка Айого. Посмотрите на мою одежду, обувь. Хозяйки шьют одежду для мужчин – малицу, для женщин – ягушку, на ноги – длинные сапоги из оленьего меха – кисы. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает (показ).
Слайд №3.
Педагог. Чем отличается ягушка от малицы?
Дети. Ягушка – женская одежда, у нее разрез впереди и нет капюшона. Она надевается на пальто.
Педагог. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха. Если у мужчин гордость – пояс, то у женщин – сумочка (показ).
Слайд № 4.
Всю одежду женщины-мастерицы украшают орнаментами из сукна, металлическими бляшками, монетами и бисером (показ).
Дети рассматривают орнаменты узоров, которые расположены на одежде и называют их: ноги утки, беличьи ушки, заячьи лапки.
Бабушка Айого. (хвалит детей). Очень мне с вами было интересно общаться, но мне пора возвращаться. Одену я варежки – на улице мороз. Ой, а где же моя варежка? Что делать?
Педагог. А мы ребята, можем помочь, бабушке? Как?
Дети предлагают варианты – связать, слепить, сшить. Размышляют… Выясняется, что у нас нет ткани, шерсти. И решают нарисовать красивые рукавички с хантыйскими узорами и подарить бабушке на память.
Дети приступают к рисованию.
Если трудно составить узор самим для рукавицы, то можно воспользоваться одним из образцов.
Анализ детских работ. Бабушка восхищается и благодарит детей.
Итог.
Бабушка Айого. Спасибо вам дети за гостеприимство, а мне пора спешить домой.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам оберег, который сделали ребята из стойбища. Пусть он напоминает вам о нашей встрече (Дарит детям обереги).
Рефлексия. Ребята, кто к нам приходил в гости. Какой национальности? Какие у народов ханты традиции? Вам понравилась наша гостья?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-762964-1456756447.jpg)
Конспект занятия “Хвойные деревья Югры”
Конспект занятияПодготовительная к школе группа“Хвойные деревья Югры”Задачи: Обучающие:1. Обобщить и расширить знания детей о хвойных ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-731875-1587616957.jpg)
Конкурс. Конспект занятия. "Откуда в хлебе дырочки?"
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-771491-1490185391.jpg)
Конспект занятия "Путешествие по Югре"
Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013138-1518936459.jpg)
Конспект занятия "Мы будущее Югры"
Цель: Закрепить представления детей о природе, о жизни и быте народов ХМАО-ЮграЗадачи:Образовательные:Закрепить знания детей о символиках округа, города;Закрепить знания детей о животных, проживающих ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517347-1415280178.jpg)
Конспект занятия МОЯ РОДИНА ЮГРА.
Задачи: Познакомить со сказками коренных народов Югры.Закрепить знания детей об истории родного края.Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе и истории родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-941568-1673277274.jpg)
Конспект занятия «Моему краю ЮГРА –90 лет».
Важно ознакомить детей старшего дошкольного возраста с родным краем к 90 летию ЮГРЫ....