Конкурс конспектов занятий по ИЗО "Легенды Югры"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Ув. коллеги, представляю Вашему вниманию конспект занятия и презентацию по декоративно-прикладному искусству коренных народов Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
декоративное рисование на тему: «Хантыйская рукавица». | 23.56 КБ |
prezentatsiya_silyavko_s.n.pptx | 674.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Елочка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» декоративное рисование на тему: «Хантыйская рукавица».
(подготовительная группа)
Силявко С.Н.
Педагог дополнительного образования
Первая квалификационная категория
п.Юганская Обь
2016г
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, «художественно – эстетическое» развитие.
Цель: Расширить представления детей о быте, традициях, культуре и жизни народов ханты и манси посредством изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать связную речь;
- Обобщить знания детей о быте, традициях, и культуре народов ханты и манси;
-Вызвать интерес к рисованию хантыйского орнамента;
-Учить детей составлять хантыйские узоры на рукавице.
Развивающие:
- Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум и др.
-Развивать чувство цвета, творческое воображение и эстетический вкус;
- Воспитательные:
- Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.
-Воспитывать аккуратность при рисовании;
Предварительная работа:
-Чтение произведений Р.Ругина «Молитва рыбака», «Молитва охотника», «Молитва пастуха», «Песни трудовые» в записи и литературной обработке Е.Г.Сусой;
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Народы севера земли»;
-Разучивание физкультминутки – «Чум»;
-Цикл бесед на тему «Моя родина - Югра»;
-Отгадывание загадок.
Материал: образцы орнаментов, тонированные листы , простой карандаш, фломастеры или гуашевые краски, неразливайки, интерактивная доска, компьютер, слайдовая презентация.
Методы и приёмы:
-Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, пояснение, поощрение, одобрение;
- Наглядный метод: рассматривание узоров, слайдовая презентация, сюрпризный момент;
-Практический метод: упражнение-имитация (рисование в воздухе), физкультминутка, применение практических умений и навыков при рисовании орнаментов.
Оборудование: кукла в национальном костюме, сувениры детям. ТСО: магнитофон, аудиокассеты с записями музыкальных произведений.
Ожидаемый результат:
Рисование хантыйских узоров я надеюсь, помогут развить у детей чувства ритма, цвета и заинтересует детей, так как наибольший процент составления узоров связан с животным миром: ноги утки, беличьи ушки, заячьи лапки и т.д. Подарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее, ярче.
НОД
Педагог. Я очень рада видеть вас сегодня в таком дружном коллективе. Ребята, а я сегодня с самого утра улыбаюсь. А знаете почему? Да потому, что у меня хорошее настроение. А хотите, я вам подарю хорошее настроение?
Полине в кармашек, Роме в ладошки, а Маше - прямо на бантик.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Предлагаю вам сделать наши добрые - солнышки (в ладошках) и подарить друг другу.
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое,
-Здравствуй, быстрый ручеек,
- Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю.
Очень сильно Вас люблю.
Педагог. Ребята, а как называется территория, где мы с вами живем.
Дети: отвечают.
Вы на карту посмотрите,
И Юганскую найдите.
Потому что здесь наш дом,
В ХМАО с вами мы живем!
Слайд №1(показ карты - территории ХМАО).
Педагог. Мы побываем в гостях у народов ханты и манси и увидим, где и как они живут, чем занимаются.
(Сюрпризный момент). Стук дверь. Вносится кукла, одетая в национальную одежду.
Педагог. Ребята, к нам в гости пришла бабушка Айого.
Бабушка Айого. Здравствуйте, ребята.
Дети: Рассматривают куклу и здороваются.
Бабушка Айого. Мне хотелось бы вам рассказать о традициях нашего народа.
Мы ханты – кочевники, переезжаем с одного места жительства в другое, ищем новые пастбища для оленей.
А как вы думаете, где мы будем жить на новом месте? (ответы детей).
Слайд №2.
Бабушка Айого. Хотите, я вам покажу (показывает иллюстрации с изображением чума) - правильно, в чуме. А может, вы знаете, из чего мы делаем свое жилище?
Дети: ответы детей.
Бабушка Айого. Правильно в чуме - легком, разборном, сооруженном из жердей, покрытых зимой оленьими шкурами, а летом – иногда берестой. Он очень прочен и в дождь, и в пургу. Скажите мне, пожалуйста, на что похож чум, какая у него форма? (ответы детей: на треугольник, конус).
Педагог. Ребятам предлагают закрыть глаза и представить себя в гостях на стойбище.
Нарисовать в воздухе форму чума (треугольник, конус) - (Дети выполняют).
Обратить внимание, что издавна треугольник служил символом единства мира: воздух – земля – вода.
Бабушка Айого. Посмотрела бы как вы ловко отвечаете, на сложные вопросы.
Педагог предлагает отдохнуть выполнить –
Физкультминутку: «Чум» В. Берестов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бабушка Айого. Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место и живущие в нем поддерживают порядок.
Кто занимается хозяйством в чуме? (ответы детей).
Бабушка Айого. Что она делает, ребята?
Дети. Хозяйка варит еду, убирает в чуме. Занимается рукоделием.
Бабушка Айого. Посмотрите на мою одежду, обувь. Хозяйки шьют одежду для мужчин – малицу, для женщин – ягушку, на ноги – длинные сапоги из оленьего меха – кисы. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает (показ).
Слайд №3.
Педагог. Чем отличается ягушка от малицы?
Дети. Ягушка – женская одежда, у нее разрез впереди и нет капюшона. Она надевается на пальто.
Педагог. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха. Если у мужчин гордость – пояс, то у женщин – сумочка (показ).
Слайд № 4.
Всю одежду женщины-мастерицы украшают орнаментами из сукна, металлическими бляшками, монетами и бисером (показ).
Дети рассматривают орнаменты узоров, которые расположены на одежде и называют их: ноги утки, беличьи ушки, заячьи лапки.
Бабушка Айого. (хвалит детей). Очень мне с вами было интересно общаться, но мне пора возвращаться. Одену я варежки – на улице мороз. Ой, а где же моя варежка? Что делать?
Педагог. А мы ребята, можем помочь, бабушке? Как?
Дети предлагают варианты – связать, слепить, сшить. Размышляют… Выясняется, что у нас нет ткани, шерсти. И решают нарисовать красивые рукавички с хантыйскими узорами и подарить бабушке на память.
Дети приступают к рисованию.
Если трудно составить узор самим для рукавицы, то можно воспользоваться одним из образцов.
Анализ детских работ. Бабушка восхищается и благодарит детей.
Итог.
Бабушка Айого. Спасибо вам дети за гостеприимство, а мне пора спешить домой.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам оберег, который сделали ребята из стойбища. Пусть он напоминает вам о нашей встрече (Дарит детям обереги).
Рефлексия. Ребята, кто к нам приходил в гости. Какой национальности? Какие у народов ханты традиции? Вам понравилась наша гостья?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия “Хвойные деревья Югры”
Конспект занятияПодготовительная к школе группа“Хвойные деревья Югры”Задачи: Обучающие:1. Обобщить и расширить знания детей о хвойных ...
Конкурс. Конспект занятия. "Откуда в хлебе дырочки?"
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию....
Конспект занятия "Путешествие по Югре"
Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Жизнь народов Югры"
Конспект занятия "Жизнь народов Югры"...
Конспект занятия "Мы будущее Югры"
Цель: Закрепить представления детей о природе, о жизни и быте народов ХМАО-ЮграЗадачи:Образовательные:Закрепить знания детей о символиках округа, города;Закрепить знания детей о животных, проживающих ...
Конспект занятия МОЯ РОДИНА ЮГРА.
Задачи: Познакомить со сказками коренных народов Югры.Закрепить знания детей об истории родного края.Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к природе и истории родного края....
Конспект занятия «Моему краю ЮГРА –90 лет».
Важно ознакомить детей старшего дошкольного возраста с родным краем к 90 летию ЮГРЫ....