Конспект занятия знакомство с буквой и звуком «Ж»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анастасия Евгеньевна Демкина

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж» через произношение; формировать умения определять местоположение звука в слове через игру «Назови ласково»;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух через упражнение «Шумящие коробочки», развивать умение образовывать существительные при помощи суффикса –ОК через игру «Назови ласково»;

развивать артикуляционную моторику детей через артикуляционную гимнастику, развивать общую, мелкую моторику через физминутку, упражнение «Сложи из палочек», написание буквы.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность в написании буквы, умение слушать воспитателя, не перебивая их во время занятия.

 

Ход занятия

I Вводная часть

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, проходите на свои места, присаживайтесь.

Давайте вспомним с вами как нужно правильно сидеть за партами?

-Сели ровно, спинки ровные, прямые. Ножки стоят на полу рядом друг с другом, ручки красиво сложили, ушки приготовили, слушаем внимательно не отвлекаемся.

У нас в гостях сегодня «Незнайка», давайте с ним поздороваемся.

-Здравствуй Незнайка, мы очень рады видеть тебя

- Здравствуйте ребята, здравствуйте Анастасия Евгеньевна. Мне мои друзья сказали, что вы здесь все умные, буквы и звуки изучаете, а я еще ни все буквы и звуки знаю. Вот хотел спросить, можно я с вами останусь на занятие? Я тоже хочу быть грамотным.

-Ребята возьмем Незнайку с собой на занятие? (возьмем)

-Давайте ему расскажем, как нужно правильно сидеть за партой (дети показали)

Правильно это жук, посмотрите какой жук прилетел к нам сегодня в гости на занятие, ему очень интересно понаблюдать, как вы работаете на занятиях.

Покажем жуку какие мы молодцы?

Мы его посадим на наш цветочек он посидит и понаблюдает за нами, хорошо? (хорошо)

2.Актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика:

 

 «Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

 «Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

Дыхательное упражнение «Трубач»

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу

Подудим в свою трубу.

Чтение слоговой таблицы.

ВА  СА  МА  ЛА  ДА

ВО  СО  МО  ЛО  ДО

ВУ  СУ  МУ  ЛУ  ДУ

ВЫ  СЫ  МЫ ЛЫ ДЫ

 

Упражнение «Шумящие коробочки»

3.Сообщение темы

- Ребята отгадайте загадку.

Шесть ног без копыт, летит – жужжит,

Упадет, в землю ползет. (Жук)

- Правильно ребята, это жук.

- Как можно назвать маленького жука? (Жучок)

- Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? (Жуки)

- Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? (Ж)

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой и звуком «Ж»

 

II Основная часть

 

1.Знакомство со звуком «Ж»

а) выделение звука в упражнении

Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.

Произнесите: Ж Ж Ж.

б) произношение звука

Воспитатель: Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,

жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Дети: повторяют вместе с воспитателем.

в) характеристика звука

- Скажите пожалуйста, звук «Ж» гласный или согласный звук? (согласный)

-А чем отличаются гласные звуки от согласных? (воспитатель помогает детям)

- Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

г) оречевление звука

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок                  шаг - шажок

снег – снежок                   пирог - пирожок

берег – бережок                круг - кружок

друг – дружок                   утюг - утюжок

сапог - сапожок                творог – творожок

Игра «Кто внимательный?»

Воспитатель: Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш.

Дети: отвечают по - одному.

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

 

2.Знакомство с буквой «Ж».

а) рассматривание печатной буквы Ж

Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

Это буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук Ж  -  Ж  -  Ж  -  Ж.

- На что похожа буква Ж?

- На жука похожа?

- Еще на что похожа буква Ж? (на бантик, на бабочку)

б) разбор элементов буквы

- Из каких элементов состоит буква Ж? (из палочек, из одной большой и четыре маленьких)

Упражнение «Сложи из палочек букву»

- Ребята, давайте с вами попробуем выложить на столе букву Ж из счетных палочек (дети выкладывают буквы из палочек)

в) демонстрация написания буквы педагогом

-А теперь давайте посмотрим, как она пишется (воспитатель демонстрирует написание буквы Ж)

г) прописывание буквы в воздухе

-Сейчас давайте попробуем написать букву Ж в воздухе, возьмите свои карандаши, как мы правильно держим карандаши (дети показывают, как правильно нужно держать карандаш, прописывают букву Ж в воздухе)

д) написание буквы на листе

Ребята, перед вами лежат листочки давайте мы с вами попробуем на них написать букву Ж. (дети прописывают печатную букву Ж)

- Изображение выглядит как линия    Автоматически созданное описание

 

III Итог занятия.

- С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает?

- Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж.

Жа         жи    лак      кот

Жук      жар    тук     мороз

Лужа    Жора стук   лимон

Молодцы ребята, наше занятие подошло к концу.

- Незнайка тебе понравилось у нас на занятии?

- Что ты нового узнал? (незнайка отвечает)

-Незнайка: спасибо вам за все мне пора! До свидания ребята!

(дети прощаются с незнайкой)

-Спасибо ребята, занятие окончено!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия знакомство с буквой и звуком «Ж»

Методическая ситуация дети подготовительной группы с ЗПР.

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж» через произношение; формировать умения определять местоположение звука в слове через игру «Назови ласково»;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух через упражнение «Шумящие коробочки», развивать умение образовывать существительные при помощи суффикса –ОК через игру «Назови ласково»;

развивать артикуляционную моторику детей через артикуляционную гимнастику, развивать общую, мелкую моторику через физминутку, упражнение «Сложи из палочек», написание буквы.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность в написании буквы, умение слушать воспитателя, не перебивая их во время занятия.

Ход занятия

I Вводная часть

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, проходите на свои места, присаживайтесь.

Давайте вспомним с вами как нужно правильно сидеть за партами?

-Сели ровно, спинки ровные, прямые. Ножки стоят на полу рядом друг с другом, ручки красиво сложили, ушки приготовили, слушаем внимательно не отвлекаемся.

У нас в гостях сегодня «Незнайка», давайте с ним поздороваемся.

-Здравствуй Незнайка, мы очень рады видеть тебя

- Здравствуйте ребята, здравствуйте Анастасия Евгеньевна. Мне мои друзья сказали, что вы здесь все умные, буквы и звуки изучаете, а я еще ни все буквы и звуки знаю. Вот хотел спросить, можно я с вами останусь на занятие? Я тоже хочу быть грамотным.

-Ребята возьмем Незнайку с собой на занятие? (возьмем)

-Давайте ему расскажем, как нужно правильно сидеть за партой (дети показали)

Правильно это жук, посмотрите какой жук прилетел к нам сегодня в гости на занятие, ему очень интересно понаблюдать, как вы работаете на занятиях.

Покажем жуку какие мы молодцы?

Мы его посадим на наш цветочек он посидит и понаблюдает за нами, хорошо? (хорошо)

2.Актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика:

 «Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

 «Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

Дыхательное упражнение «Трубач»

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу

Подудим в свою трубу.

Чтение слоговой таблицы.

ВА  СА  МА  ЛА  ДА

ВО  СО  МО  ЛО  ДО

ВУ  СУ  МУ  ЛУ  ДУ

ВЫ  СЫ  МЫ ЛЫ ДЫ

Упражнение «Шумящие коробочки»

3.Сообщение темы

- Ребята отгадайте загадку.

Шесть ног без копыт, летит – жужжит,

Упадет, в землю ползет. (Жук)

- Правильно ребята, это жук.

- Как можно назвать маленького жука? (Жучок)

- Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? (Жуки)

- Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? (Ж)

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой и звуком «Ж»

II Основная часть

1.Знакомство со звуком «Ж»

а) выделение звука в упражнении

Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.

Произнесите: Ж Ж Ж.

б) произношение звука

Воспитатель: Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,

жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Дети: повторяют вместе с воспитателем.

в) характеристика звука

- Скажите пожалуйста, звук «Ж» гласный или согласный звук? (согласный)

-А чем отличаются гласные звуки от согласных? (воспитатель помогает детям)

- Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

г) оречевление звука

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок                  шаг - шажок

снег – снежок                   пирог - пирожок

берег – бережок                круг - кружок

друг – дружок                   утюг - утюжок

сапог - сапожок                творог – творожок

Игра «Кто внимательный?» 

Воспитатель: Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш.

Дети: отвечают по - одному.

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

2.Знакомство с буквой «Ж».

а) рассматривание печатной буквы Ж

Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

Это буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук Ж  -  Ж  -  Ж  -  Ж.

- На что похожа буква Ж?

- На жука похожа?

- Еще на что похожа буква Ж? (на бантик, на бабочку)

б) разбор элементов буквы

- Из каких элементов состоит буква Ж? (из палочек, из одной большой и четыре маленьких)

Упражнение «Сложи из палочек букву»

- Ребята, давайте с вами попробуем выложить на столе букву Ж из счетных палочек (дети выкладывают буквы из палочек)

в) демонстрация написания буквы педагогом

-А теперь давайте посмотрим, как она пишется (воспитатель демонстрирует написание буквы Ж)

г) прописывание буквы в воздухе

-Сейчас давайте попробуем написать букву Ж в воздухе, возьмите свои карандаши, как мы правильно держим карандаши (дети показывают, как правильно нужно держать карандаш, прописывают букву Ж в воздухе)

д) написание буквы на листе

Ребята, перед вами лежат листочки давайте мы с вами попробуем на них написать букву Ж. (дети прописывают печатную букву Ж)

- Изображение выглядит как линия  Автоматически созданное описание

III Итог занятия.

- С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает?

- Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж.

Жа         жи    лак      кот

Жук      жар    тук     мороз

Лужа    Жора стук   лимон

Молодцы ребята, наше занятие подошло к концу.

- Незнайка тебе понравилось у нас на занятии?

- Что ты нового узнал? (незнайка отвечает)

-Незнайка: спасибо вам за все мне пора! До свидания ребята!

(дети прощаются с незнайкой)

-Спасибо ребята, занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по коллажу «Буква и звук «Н»

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием коллажа....

конспект занятия "Знакомство с буквой Т"

Конспект  фронтального коррекционного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тнр...

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного воз...