Конспект занятия знакомство с буквой и звуком «Ж»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж» через произношение; формировать умения определять местоположение звука в слове через игру «Назови ласково»;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух через упражнение «Шумящие коробочки», развивать умение образовывать существительные при помощи суффикса –ОК через игру «Назови ласково»;
развивать артикуляционную моторику детей через артикуляционную гимнастику, развивать общую, мелкую моторику через физминутку, упражнение «Сложи из палочек», написание буквы.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность в написании буквы, умение слушать воспитателя, не перебивая их во время занятия.
Ход занятия
I Вводная часть
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята, проходите на свои места, присаживайтесь.
Давайте вспомним с вами как нужно правильно сидеть за партами?
-Сели ровно, спинки ровные, прямые. Ножки стоят на полу рядом друг с другом, ручки красиво сложили, ушки приготовили, слушаем внимательно не отвлекаемся.
У нас в гостях сегодня «Незнайка», давайте с ним поздороваемся.
-Здравствуй Незнайка, мы очень рады видеть тебя
- Здравствуйте ребята, здравствуйте Анастасия Евгеньевна. Мне мои друзья сказали, что вы здесь все умные, буквы и звуки изучаете, а я еще ни все буквы и звуки знаю. Вот хотел спросить, можно я с вами останусь на занятие? Я тоже хочу быть грамотным.
-Ребята возьмем Незнайку с собой на занятие? (возьмем)
-Давайте ему расскажем, как нужно правильно сидеть за партой (дети показали)
Правильно это жук, посмотрите какой жук прилетел к нам сегодня в гости на занятие, ему очень интересно понаблюдать, как вы работаете на занятиях.
Покажем жуку какие мы молодцы?
Мы его посадим на наш цветочек он посидит и понаблюдает за нами, хорошо? (хорошо)
2.Актуализация знаний
Артикуляционная гимнастика:
«Слоник»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну
А потом их отпускаю
И на место возвращаю
«Чашка»
Язык лопаткой положи
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем,
А края к зубам прижмем.
Дыхательное упражнение «Трубач»
«Тру-ру-ру, бу-бу-бу
Подудим в свою трубу.
Чтение слоговой таблицы.
ВА СА МА ЛА ДА
ВО СО МО ЛО ДО
ВУ СУ МУ ЛУ ДУ
ВЫ СЫ МЫ ЛЫ ДЫ
Упражнение «Шумящие коробочки»
3.Сообщение темы
- Ребята отгадайте загадку.
Шесть ног без копыт, летит – жужжит,
Упадет, в землю ползет. (Жук)
- Правильно ребята, это жук.
- Как можно назвать маленького жука? (Жучок)
- Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? (Жуки)
- Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? (Ж)
Сегодня мы с вами познакомимся с буквой и звуком «Ж»
II Основная часть
1.Знакомство со звуком «Ж»
а) выделение звука в упражнении
Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.
Произнесите: Ж Ж Ж.
б) произношение звука
Воспитатель: Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Дети: повторяют вместе с воспитателем.
в) характеристика звука
- Скажите пожалуйста, звук «Ж» гласный или согласный звук? (согласный)
-А чем отличаются гласные звуки от согласных? (воспитатель помогает детям)
- Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
г) оречевление звука
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.
флаг – флажок шаг - шажок
снег – снежок пирог - пирожок
берег – бережок круг - кружок
друг – дружок утюг - утюжок
сапог - сапожок творог – творожок
Игра «Кто внимательный?»
Воспитатель: Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш.
Дети: отвечают по - одному.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
2.Знакомство с буквой «Ж».
а) рассматривание печатной буквы Ж
Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?
Это буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук Ж - Ж - Ж - Ж.
- На что похожа буква Ж?
- На жука похожа?
- Еще на что похожа буква Ж? (на бантик, на бабочку)
б) разбор элементов буквы
- Из каких элементов состоит буква Ж? (из палочек, из одной большой и четыре маленьких)
Упражнение «Сложи из палочек букву»
- Ребята, давайте с вами попробуем выложить на столе букву Ж из счетных палочек (дети выкладывают буквы из палочек)
в) демонстрация написания буквы педагогом
-А теперь давайте посмотрим, как она пишется (воспитатель демонстрирует написание буквы Ж)
г) прописывание буквы в воздухе
-Сейчас давайте попробуем написать букву Ж в воздухе, возьмите свои карандаши, как мы правильно держим карандаши (дети показывают, как правильно нужно держать карандаш, прописывают букву Ж в воздухе)
д) написание буквы на листе
Ребята, перед вами лежат листочки давайте мы с вами попробуем на них написать букву Ж. (дети прописывают печатную букву Ж)
-
III Итог занятия.
- С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает?
- Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж.
Жа жи лак кот
Жук жар тук мороз
Лужа Жора стук лимон
Молодцы ребята, наше занятие подошло к концу.
- Незнайка тебе понравилось у нас на занятии?
- Что ты нового узнал? (незнайка отвечает)
-Незнайка: спасибо вам за все мне пора! До свидания ребята!
(дети прощаются с незнайкой)
-Спасибо ребята, занятие окончено!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия знакомство с буквой и звуком «Ж»
Методическая ситуация дети подготовительной группы с ЗПР.
Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Ж», «ж»; научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж» через произношение; формировать умения определять местоположение звука в слове через игру «Назови ласково»;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух через упражнение «Шумящие коробочки», развивать умение образовывать существительные при помощи суффикса –ОК через игру «Назови ласково»;
развивать артикуляционную моторику детей через артикуляционную гимнастику, развивать общую, мелкую моторику через физминутку, упражнение «Сложи из палочек», написание буквы.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность в написании буквы, умение слушать воспитателя, не перебивая их во время занятия.
Ход занятия
I Вводная часть
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята, проходите на свои места, присаживайтесь.
Давайте вспомним с вами как нужно правильно сидеть за партами?
-Сели ровно, спинки ровные, прямые. Ножки стоят на полу рядом друг с другом, ручки красиво сложили, ушки приготовили, слушаем внимательно не отвлекаемся.
У нас в гостях сегодня «Незнайка», давайте с ним поздороваемся.
-Здравствуй Незнайка, мы очень рады видеть тебя
- Здравствуйте ребята, здравствуйте Анастасия Евгеньевна. Мне мои друзья сказали, что вы здесь все умные, буквы и звуки изучаете, а я еще ни все буквы и звуки знаю. Вот хотел спросить, можно я с вами останусь на занятие? Я тоже хочу быть грамотным.
-Ребята возьмем Незнайку с собой на занятие? (возьмем)
-Давайте ему расскажем, как нужно правильно сидеть за партой (дети показали)
Правильно это жук, посмотрите какой жук прилетел к нам сегодня в гости на занятие, ему очень интересно понаблюдать, как вы работаете на занятиях.
Покажем жуку какие мы молодцы?
Мы его посадим на наш цветочек он посидит и понаблюдает за нами, хорошо? (хорошо)
2.Актуализация знаний
Артикуляционная гимнастика:
«Слоник»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну
А потом их отпускаю
И на место возвращаю
«Чашка»
Язык лопаткой положи
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем,
А края к зубам прижмем.
Дыхательное упражнение «Трубач»
«Тру-ру-ру, бу-бу-бу
Подудим в свою трубу.
Чтение слоговой таблицы.
ВА СА МА ЛА ДА
ВО СО МО ЛО ДО
ВУ СУ МУ ЛУ ДУ
ВЫ СЫ МЫ ЛЫ ДЫ
Упражнение «Шумящие коробочки»
3.Сообщение темы
- Ребята отгадайте загадку.
Шесть ног без копыт, летит – жужжит,
Упадет, в землю ползет. (Жук)
- Правильно ребята, это жук.
- Как можно назвать маленького жука? (Жучок)
- Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они? (Жуки)
- Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? (Ж)
Сегодня мы с вами познакомимся с буквой и звуком «Ж»
II Основная часть
1.Знакомство со звуком «Ж»
а) выделение звука в упражнении
Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.
Произнесите: Ж Ж Ж.
б) произношение звука
Воспитатель: Давайте, все вместе произнесём чистоговорку.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Дети: повторяют вместе с воспитателем.
в) характеристика звука
- Скажите пожалуйста, звук «Ж» гласный или согласный звук? (согласный)
-А чем отличаются гласные звуки от согласных? (воспитатель помогает детям)
- Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
г) оречевление звука
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.
флаг – флажок шаг - шажок
снег – снежок пирог - пирожок
берег – бережок круг - кружок
друг – дружок утюг - утюжок
сапог - сапожок творог – творожок
Игра «Кто внимательный?»
Воспитатель: Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш.
Дети: отвечают по - одному.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
2.Знакомство с буквой «Ж».
а) рассматривание печатной буквы Ж
Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?
Это буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук Ж - Ж - Ж - Ж.
- На что похожа буква Ж?
- На жука похожа?
- Еще на что похожа буква Ж? (на бантик, на бабочку)
б) разбор элементов буквы
- Из каких элементов состоит буква Ж? (из палочек, из одной большой и четыре маленьких)
Упражнение «Сложи из палочек букву»
- Ребята, давайте с вами попробуем выложить на столе букву Ж из счетных палочек (дети выкладывают буквы из палочек)
в) демонстрация написания буквы педагогом
-А теперь давайте посмотрим, как она пишется (воспитатель демонстрирует написание буквы Ж)
г) прописывание буквы в воздухе
-Сейчас давайте попробуем написать букву Ж в воздухе, возьмите свои карандаши, как мы правильно держим карандаши (дети показывают, как правильно нужно держать карандаш, прописывают букву Ж в воздухе)
д) написание буквы на листе
Ребята, перед вами лежат листочки давайте мы с вами попробуем на них написать букву Ж. (дети прописывают печатную букву Ж)
-
III Итог занятия.
- С какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает?
- Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж.
Жа жи лак кот
Жук жар тук мороз
Лужа Жора стук лимон
Молодцы ребята, наше занятие подошло к концу.
- Незнайка тебе понравилось у нас на занятии?
- Что ты нового узнал? (незнайка отвечает)
-Незнайка: спасибо вам за все мне пора! До свидания ребята!
(дети прощаются с незнайкой)
-Спасибо ребята, занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-642062-1442421114.jpg)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»
Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828472-1476097749.jpg)
открытое фронтальное логопедическое занятие: "Знакомство с буквой и звуком Ц"
Открытое фронтальное логопедическое занятие....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/15/picture-334748-1657854691.jpg)
Конспект занятия по коллажу «Буква и звук «Н»
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием коллажа....
конспект занятия "Знакомство с буквой Т"
Конспект фронтального коррекционного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тнр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-1509920-1707231907.jpg)
Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"
Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного воз...