конспект занятия "Знакомство с буквой Т"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект  фронтального коррекционного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тнр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_t.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект                                                                                         занятия по подготовке к обучению грамоте                                        в подготовительной к школе группе                        компенсирующей направленности для детей с тнр.


Звук и буква «т»

Цели занятия
1. Обучение четкому произношению звука [т], звуковому анализу.
2. Составление схемы обратных слогов, деление слов на слоги.
3. Сочинение предложений по сюжетным картинкам.
4. Обучение согласованию глагола с существительным.
5. Ознакомление с буквой «т», обучение воспроизведению и чтению слоговых рядов.
6. Обучение печатанию буквы «т» и отдельных слогов, дифференциации звуков и выделению звука [т].
7. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти и мелкой моторики.

Оборудование: стенд «Домик звуков и букв»; разрезные азбуки; сюжетные картинки; карта-схема; сюжетная картинка с изображением кота Пита на автомобиле; «волшебная» указка; ручки; тетради; наборы для составления схем слов; «волшебный» сундучок с призами; картинки с изображением тополя и буквы «т»; набор букв.

Введение

Логопед. Дети, вы сейчас прослушаете разные звуки. Если вы узнаете их, то получите приз из «волшебного» сундучка.
Логопед включает аудиозапись. Дети слушают разные звуки: кряканье утки, мяуканье кота, кукареканье петуха, скрип калитки.

Логопед. Скажите, какие звуки вы сейчас прослушали и кто их издавал?
Дети. Утка крякала: «Кря-кря-кря». Кот мяукал: «Мяу-мяу-мяу». Петух кукарекал: «Ку-ка-ре-ку». Калитка скрипела: «Скрип-скрип».

Логопед благодарит детей за правильные ответы и раздает призы (фрукты, овощи) из «волшебного» сундучка.

Знакомство со звуком [т]
На доске расположены картинки: утка, кот, петух, калитка.
Логопед (показывает указкой на картинку с изображением утки). Кто это?
Дети. Утка.

Логопед произносит слово «утка» с выделением звука [т]. Затем повторяет диалог с детьми про петуха, кота и калитку, акцентируя внимание детей на звуке [т].

Логопед. А теперь скажите, какой звук вы слышали во всех словах?
Дети. Звук [т].

Характеристика звука [т]
по артикуляционным и акустическим признакам

Логопед. Теперь послушайте, как правильно произносится звук [т].
Дети повторяют звук.

Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук [т]?
Дети. Стучит.

Логопед. Да, стучит по бугоркам. Вы чувствуете, как наружу прорывается воздушная струя? Попробуем спеть звук [т].
Дети. Он не поется.

Логопед. Потянем ниточку.
Дети жестами изображают ниточку.

Логопед. Ниточка рвется? Положите ладошку на горло и произнесите звук [т]. Голосок поет или спит?
Дети. Спит.
Логопед. Вы догадались, какой это звук? Согласный, твердый глухой. Где он будет жить?
Дети. В «синем домике».
Логопед подходит к стенду «Домик звуков и букв»,  показывает указкой месторасположение «синего домика» и вкладывает в его кармашек синий кружочек.

Развитие фонематического восприятия и внимания

Логопед. Звук [т] на письме обозначается таким знаком, который я вам сейчас покажу.
Логопед ищет и не находит букву «т».
Логопед. А где же наша буква? Без нее мы не сможем прочитать слова: у..ка, ..ома, пе..ух. Какую букву мы потеряли?
Дети. Мы потеряли букву «т».
Логопед. Что же нам теперь делать? Может, позовем на помощь фею Тому? Сейчас мы с помощью волшебной указки встретимся с ней. Я нажму на кнопку указки, и мы вместе произнесем волшебную скороговорку: «Ткач ткёт ткани на платье Тани». Закроем глаза и сосчитаем до десяти.

Входит фея Тома (логопед в платье феи) и здоровается с детьми. Дети открывают глаза и здороваются.
Фея. Зачем вы меня позвали? Что у вас произошло?
Дети. У нас пропала буква «т».
Фея. Я вам смогу помочь, но сначала вы должны отгадать мои загадки.
Я соткана из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» - приглашаю.
И любите вы все меня за это. Я…
Дети. Лето.
Фея
Я тут. Я на чеку. У-у!
Я всех вас допеку!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький…
Дети. Петух.

Фея
Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный…
Дети. Салют.

Фея награждает детей призами и дарит им карту-схему с изображением на лесной тропинке Колобка и Зайца, а также следов от буквы «т». Фея кружится и превращается в логопеда. Она вывешивает карту-схему на стенде и просит рассмотреть ее.
Логопед. Пойдем по следам буквы «т». На пути нам встречается Колобок.
Логопед рисует стрелочку на тропинке, достает из кармашка Колобка конверт с заданием.
Логопед. Колобок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. Он нам предлагает поиграть в игру «Поймай звук». Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [т]:
- «т», «д», «т», «к», «д», «п», «т»;
- «том», «дом», «ком», «топ», «пот», «дым», «танк», «паук», «туфли», «хвост».
Логопед награждает детей призами и говорит, что Колобок показывает дорогу дальше по стрелочке. Она приводит к Зайцу. Логопед достает конверт с заданием.

Начинается игра «Живые звуки». Логопед читает слоги: «ап», «ат», «уп», «от», «ип», «ит», «оп», «ут» и предлагает назвать в них последний и первый звуки; определить, сколько всего звуков в слоге.
Дети отвечают и получают призы. Логопед рисует красную стрелочку на тропинке.

Физкультминутка

Дети (становятся в круг)
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием коленей)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперед),
По дороге растеряли. (Ритмичное разведение рук в стороны.)

Знакомство с буквой «т»
Логопед включает аудиозапись, звучит плач. На стенде появляется картинка с изображением тополя и буквы «т».
Логопед. Дети, посмотрите, кто это плачет возле тополя?
Дети. Это буква «т».
Логопед. Наша буква «т» заблудилась в лесу. Вы же знаете, что без разрешения взрослых далеко ходить нельзя, иначе можно заблудиться. Но мы с вами смогли ее найти. И теперь прочитаем слова и слоги с буквой «т».
Логопед вкладывает букву «т» в слоги и слова («утка», «Тома», «петух», «кот»). Дети читают обратные слоги («ат», «от», «ут», «ит»).

Логопед показывает в воздухе элементы буквы «т» (прямая горизонтальная линия и прямая вертикальная линия), а дети обводят контур «т», пишут ее в воздухе. Затем печатают букву в тетради по точкам. Дети складывают, читают и преобразовывают обратные слоги с помощью разрезной азбуки; составляют схемы слогов; печатают один или два обратных слога в тетради.

Составление предложений по сюжетным картинкам

Логопед выставляет на стенде кота Пита, едущего на автомобиле. В салон автомобиля вложены картинки.
Логопед. К нам в гости на машине приехал кот Пит. Он привез картинки со звуком «т» и предлагает поиграть в игру «Назови картинку». Я каждому раздам по картинке. Нужно будет назвать, что на ней изображено, уточнить положение звука [т] (в начале, в середине, в конце слова), поделить слово на слоги. Помните, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове. Затем нужно будет составить предложение со словом из рисунка.
Дети выполняют задание.
Логопед. Кот Пит очень доволен вашими ответами. Сейчас он уезжает в другой детский сад, чтобы узнать, как там дети выучили букву «т». Попрощаемся с котом Питом.

Заключение
Логопед. Давайте вспомним, какой звук мы сегодня изучали?
Дети вместе с логопедом произносят и характеризуют звук [т], припоминают картинки и договаривают слова, играют в игру «Закончи слово звуком [т]» («бан..», «лиф..», «хобо..», «ко..», «ки..», «самока..», «бин..», «бале..», «буке..», «паке..», «кюве..», «хвос..», «мос..», «кус..»).
Логопед дает общую оценку занятия, выделяет самых активных детей,  и обещает рассказать в будущем о других буквах и звуках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...