Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_bukva_a.docx | 348.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1. | Дата |
ТЕМА 1. «Звук А. Буква А».
Количество часов: теория – 0,25 час., практика- 0,25 час
Теория:Выявить умение детей выделять, воспроизводить и различать звуки речи. Знание о понятиях «Звуки» и «Буквы». Познакомить с артикуляцией звука А. Упражнять в вычленении звука А в словах. Знать, что буква А - гласная буква.
Практика:Д/И Игра «Кто внимательный». Рассматривание картинок, определение на какой звук начинаются названия картинок. Показ графического изображения буквы А. Чтение по книжке, передвигая пальчик от красной линии. Физминутка: «Хома,- хомячок» Штриховка буквы А, печатание буквы А.
- Организационный момент
В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Звуком и Буквой. Нам нужно запомнить, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем в тетради. (на доске «Ухо», «Рот», Буква А).
2. Основная часть
Знакомство со звуком А.
В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.
Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.
Слова:август, аист, адрес, астры, альбом.
В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!
Покажите, как девочка укачивает куклу: А – А – А
Так, а когда врач нам смотрит горло, какой звук он просит произнести? - А – А – А.
Уточнение артикуляции.
В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.
— губки в спокойном состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— голос «работает».
В.: Произнесите звук А. У всех работает голос? Положите руку на горло, следите за тем, чтобы оно работало!
В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.
В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Запомните А – это гласный звук.
Упражнения в произнесении звука А.
Игра «Длинный – короткий»
В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.
Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.
Аквариум, апельсин, букварь, азбука, капуста, стол, заяц, цветок.
Физкультминутка
Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок | (трут бока руками) |
Хома раненько встает, | (потягиваются) |
Щечки моет | (тереть щеки руками) |
Лапки трет | (движения мытья рук) |
Подметает Хома хатку | (метут воображаемыми метлами) |
И выходит на зарядку | (маршируют) |
Раз | (руки вперед) |
Два | (руки вверх) |
Три | (руки в стороны) |
Четыре, пять | (трясут кистями рук) |
Хомка хочет сильным стать. | (руки согнуты к плечам, как у силачей). |
Знакомство с буквой А.
В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.Штриховка буквы А, печатание буквы А.
ТЕМА 2. «Звук У. Буква У».
Количество часов: теория – 0,25 час., практика- 0,25 час
Теория:Познакомить детей со звуком У. Загадка (Волк, воет У-у-у).
Д/И «Услышишь звук У. Учить слышать звуки А, У в словах. Познакомить с буквой У. Знать, что буква У- гласная. Игра: «Хлопки».
Практика:Учить распознавать графическое изображение. Учить читать букву У в столбик. Учить печатать букву У. Рассматривание картинок в букваре. Показ графического изображения буквы У. Чтение по букварю, передвигая пальчик по вертикали, читать в столбик букву У. Штриховка, печатание буквы У.
- Организационный момент.
Ребета,отгадайте загадки.
По реке Простыне, Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. Утюг | Две антенны на макушке А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет. Улитка. | Что это у Галочки: Ниточка на палочке Палочка в руке, Ниточка в реке. Удочка. |
У – у – утюг, у – у- улитка, у – у – удочка – назовите первый звук в этих словах (звук«У»).(Дети отвечают).
Анализзвука У
Воспитатель: Какой этозвук, если его тоже можно пропеть? (Дети отвечают - гласный).
Гласные звуки мы отмечаем красным цветом? (Дети отвечают - красным).
ЗвукУ произносится голосом. Губы складываем трубочкой. ЗвукУ можно произносить и тихо, и громко, его можно тянуть и произносить коротко.
- Давайте вспомним, звуки мы, что делаем?(Дети отвечают - слышим и произносим).
Игра «Назови слово». А теперь посмотрите вокруг и назовите те предметы, в названиях которых звучит звук У.
(Например: стул, ручка, ракушка и т. д.)
У каждого звука есть свой домик - буква.Букву мы что делаем? (Дети отвечают - видим и пишем).
Звук «У»обозначаетсябуквой У(показываю).
БукваУ - два длинных ушка.
У дубочка два сучочка.
(Прописывание буквы У в воздухе)
- А теперь возьмите из коробки 2 карандашаи сложите букву У у себя на столе(дети выполняют задание).
- Проведите указательным пальчиком по этой букве.
- Какую букву вы сложили?
Подведение итога НОД.
В.: Какие звуки вы сегодня на занятии выучили? А какие буквы? Это гласные звуки? Почему? Доскажи словечко до конца:
возле нас летит ос…а,
в зоопарке мы видели лис…у
на небе ярко светит лун…а,
чтобы съесть суп, мы берем ложк…у.
Аа | У у |
О о | М м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по коррекции речи Звуки [Н], [Н’]. Буква Н.
Конспект занятия по коррекции речи "Звуки [Н], [Н’]. БукваН."...
Конспект занятия «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»
Авторский конспект для работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Один из цикла конспектов "Отработка звуков родного языка"....
конспект занятия "Сказка о музыкальных звуках"
знпкомство детей с названием ступеней полного звукоряда...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспект занятия по теме: «Профессии. Звуки (Р) – (Рь)»
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения на тему "Профессии. Звуки Р - Р".Конспект состоит из планирования и речевого материала....
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия по теме : «Зима. Звук С в закрытых слогах и в конце слова». Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие (коррекция звукопроизношения и развитие речи) для дошкольников старшего возраста.
Интегрированное логопедическое занятие....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".
На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова", "Скажи наоборот". Развивая звуковой...