Методическая разработка. Конспект коррекционного занятия «Лунтик и дары осени» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект коррекционного занятия с детьми с ОВЗ «Лунтик и дары осени»
в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
учителя-логопеда Легомина Т.Е..
Цель:
Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи у дошкольников на материале лексических тем «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять представления детей об осени и разнообразии даров природы в осенний период;
- Расширять и активизировать номинативный и предикативный словарь, словарь прилагательных по теме;
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы полной фразой (предложением);
- Совершенствовать навыки слогового анализа;
- Формировать умение самостоятельно составлять предложения с использованием вариативных синтаксических конструкций, с союзом «потому что».
- Совершенствовать грамматический строй речи, слоговую структуру слов.
- Закреплять умение классифицировать предметы, закреплять знания об обобщающем понятии.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать плавный длительный речевой выдох.
- Развивать чувство ритма, двигательно-моторную координацию посредством логоритмических упражнений и стихотворений.
- Развивать зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис.
- Развивать представления детей о схеме тела и направлении (правая рука, нога, левая рука, нога, направо, налево, право - лево, справа-слева)
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство сопереживания ближнему, желания оказывать помощь и поддерживать слабого в трудной ситуации.
- Развивать интерес у детей к происходящим событиям на занятии, поддерживать положительный фон и чувство успеха каждого ребенка.
- Воспитывать навык сотрудничества и командной работы.
- Воспитывать положительное отношение к занятию, активность и самостоятельность во время занятия.
- Формировать навык контроля за собственной речью.
Предварительная работа: расширение представлений детей в рамках лексической темы, упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слов-названий, входящих в состав лексических тем «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», расширение номинативного, предикативного словаря посредством дидактических игр и бесед, расширение словаря прилагательных с помощью составления рассказов-описаний, отгадывание загадок, разучивание лого-ритмических игр и упражнений, обучение составлению предложений с предлогами, обогащенными прилагательными, составлению предложений с использованием выражения собственной позиции при ответе на вопрос.
Оборудование и материалы: ноутбук, телевизор, презентация с аудио, видео материалами, игрушки из мультфильма «Лунтик», плоскостные изображения на магнитах корзин и раздаточных предметных картинок по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы» на магнитной доске, дидактическая игра на липучках «Пироги», пособие «Волшебные лупы» (6 штук для создания зашумленных изображений), пластиковые стойки с деревьями-плакатами для создания осенней атмосферы на занятии.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_korrektsionnogo_zanyatiya_s_detmi_s_ovz_luntik_i_dary_oseni.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия с детьми с ОВЗ «Лунтик и дары осени»
в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
учителя-логопеда Легомина Т.Е..
Цель:
Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи у дошкольников на материале лексических тем «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять представления детей об осени и разнообразии даров природы в осенний период;
- Расширять и активизировать номинативный и предикативный словарь, словарь прилагательных по теме;
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы полной фразой (предложением);
- Совершенствовать навыки слогового анализа;
- Формировать умение самостоятельно составлять предложения с использованием вариативных синтаксических конструкций, с союзом «потому что».
- Совершенствовать грамматический строй речи, слоговую структуру слов.
- Закреплять умение классифицировать предметы, закреплять знания об обобщающем понятии.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать плавный длительный речевой выдох.
- Развивать чувство ритма, двигательно-моторную координацию посредством логоритмических упражнений и стихотворений.
- Развивать зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис.
- Развивать представления детей о схеме тела и направлении (правая рука, нога, левая рука, нога, направо, налево, право - лево, справа-слева)
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство сопереживания ближнему, желания оказывать помощь и поддерживать слабого в трудной ситуации.
- Развивать интерес у детей к происходящим событиям на занятии, поддерживать положительный фон и чувство успеха каждого ребенка.
- Воспитывать навык сотрудничества и командной работы.
- Воспитывать положительное отношение к занятию, активность и самостоятельность во время занятия.
- Формировать навык контроля за собственной речью.
Предварительная работа: расширение представлений детей в рамках лексической темы, упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слов-названий, входящих в состав лексических тем «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», расширение номинативного, предикативного словаря посредством дидактических игр и бесед, расширение словаря прилагательных с помощью составления рассказов-описаний, отгадывание загадок, разучивание лого-ритмических игр и упражнений, обучение составлению предложений с предлогами, обогащенными прилагательными, составлению предложений с использованием выражения собственной позиции при ответе на вопрос.
Оборудование и материалы: ноутбук, телевизор, презентация с аудио, видео материалами, игрушки из мультфильма «Лунтик», плоскостные изображения на магнитах корзин и раздаточных предметных картинок по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы» на магнитной доске, дидактическая игра на липучках «Пироги», пособие «Волшебные лупы» (6 штук для создания зашумленных изображений), пластиковые стойки с деревьями-плакатами для создания осенней атмосферы на занятии.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия.
Этапы: | Содержание. Речь учителя-логопеда и детей. | Примечания | ||
| Осень, осень помоги, Сильный ветер останови! Л: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте их дружно поприветствуем. Все вместе: Доброе утро! Л.: Ребята, сегодня нас как всегда ждет много интересного и важного на занятии. А зачем нам с вами нужны такие занятия? Д: Чтобы хорошо и красиво говорить, чтобы много знать, чтобы правильно произносить звуки, чтобы учиться дружить и помогать друг другу… и т.д. Л: Посмотрите, ребята, а где мы сегодня оказались? Д: Похоже на лес или парк. Л: Почему вы так подумали? Д: Деревья вокруг разные, красивые. Л: Ой, ребята, вы слышите? Кто-то плачет… Д: Давайте посмотрим, кто там! Л: Давайте! Ой, а кто это? Д: Это Лунтик. Он с Луны. ЛУ: Привет. Я Лунтик. Я заблудился. Баба Капа отправила меня за дарами осени, я хотел помочь, побежал…и заблудился. (плачет) А что за дары такие и где взять эту осень я и не знаю. Л. Ребята, как же нам поступить? Поможем? Д: Давайте поможем ему найти дары осени Л. Хорошо, ребята. Вы готовы? Д: Да. Готовы. Л: Скажем наш девиз: Все вместе: Мы дружные ребята, Мы весело живем, Друг другу помогаем, Друг друга бережем! | Дети и логопед с раскрытым зонтом вбегают в зал, здороваются с гостями. Слайд Плач. Узнают персонаж. За деревом находят плачущего Лунтика.
| ||
Составление предложений о признакая и явлениях осени.
Уточнение представлений детей о понятиях «Право-лево, справа-слева» | Л: Ребята, Лунтик, а вы знаете что такое Осень? Д: Осень – это время года. ЛУ: нет, не знаю. Л: Ребята, назовите признаки, приметы осени, начиная со слова: «Осенью…..» Варианты: Осенью часто идут дожди. Осенью птицы улетают на юг. Осенью дети идут в школу. Осенью опадают листья. Осенью листья меняют цвет. Осенью созревает урожай. Осенью люди собирают фрукты и овощи в огороде и в саду. Осенью животные готовятся к зиме. Л. Верно. Также часто в сказках осень изображают виде образа красивой девушки, с разными дарами. Л Нас ждет приключение, мы отправляемся вместе с Лунтиком на поиски даров осени. В добрый путь? Все вместе: В добрый путь! Ш.: Тише, тише. Куда это вы? Я знаю дорогу к дому Лунтика. Но я люблю поэзию и стихи. Будем идти и как раз, чтобы не заблудиться разучим стихотворение. Вы готовы? Д: Да, готовы. Ш: Тогда вместе со мной начинай. Вставайте на тропинку друг за другом! Чтоб нигде не плутать Право- лево нужно знать! По тропинке мы идем, Право-лево узнаем, Листья собираем И дружно повторяем: Правой ручкой Хлоп, хлоп Левой ручкой Хлоп, хлоп! Правой ножкой Топ, топ! Левой ножкой Топ, топ! Голову – направо повернем, Голову – налево повернем. Листик справа соберем И, конечно, слева! Теперь –другое дело! Выучили вместе мы Где - право, а где- лево! | Дети по очереди составляют фразы. (Слайд. Звучит музыка. Узнают персонаж. Появляется под музыку паук Шнюк. Строятся друг за другом в колонну. Логопед держит паука перед детьми в руке и показывает движения, дети вместе ритмично проговаривают слова и выполняют действия. | ||
| Л: Встаньте в круг. Ш: Ребята, а давайте побольше листьев сдуем с деревьев, поможем деревьям и ветру. Д: Давайте. Л. Вдохните носом, выдохните ртом. Струя воздуха должна быть сильной, щеки надувать не надо, плечи не поднимайте. Дети выполняют упражнение. Л. У вас хорошо получилось. Молодцы! Л: Ребята, а как называетсяявление, когдасразумного листьев опадает? Дети: Это листопад! Л. Верно! | Логопед берет пособие: обруч с легкими тканными кленовыми листьями на леске. Ребята выполняют упражнение. | ||
| Шнюк: Давайте еще расскажем стихотворение про осеннюю листву. Поэзию я просто обожаю. Все вместе: Листья осенние тихо кружатся Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят [Ш] -[Ш]- [Ш]- [Ш]- [Ш]- [Ш]- [Ш]. Будто опять закружиться хотят… [Ш] -[Ш]- [Ш]- [Ш]- [Ш]- [Ш]- [Ш]. | Л.показывает движения, дети вместе ритмично проговаривают слова и выполняют действия, произносят звук. | ||
(Образование прилагательных от существительных во множественном числе. Закрепление по лексической теме «Деревья»). Обучение элементам диалога в стихотворной форме, умения держать паузу, слушать вопрос, отвечать на вопрос. | Ш: вот и почти пришли. Лунтик, а ты знаешь какими бывают листья? ЛУ: Не знаю. Ш: Ребята, давайте расскажем Лунтику вместе какими бывают деревья и листья на деревьях. Дети: Давайте! Все вместе: Один, два, три, четыре, пять Будем листья называть! Листья березы. Какие?(только логопед (Шнюк) – Дети: Березовые Листики ивы. Какие?(только логопед (Шнюк) – Дети: Ивовые. Листья осины. Какие?(только логопед (Шнюк) – Дети: Осиновые. Листики дуба. Какие?(только логопед (Шнюк) Дети: Дубовые. Все вместе: Мы назовем Вместе осенний букет соберем! | На наборном полотне Последовательно закреплены картинки с листьями и деревьями: Береза Рябина Ива Осина Дуб Логопед показывает, дети смотрят и сопряженно все вместе произносят слова стихотворения. Делают паузы по тексту при ответе на вопрос. | ||
Л: Посмотрите, что у нас получилось с вами Д: Это букет из листьев. Л. Верно. Можем сказать, что это – дар осени? Д. Да. ЛА даром другого времени года можно назвать такой букет? Д: Нет. нельзя. Л: Почему? Отвечайте, начиная со слов: потому что... Д. Потому что листья падают только осенью. Потому что меняют цвет только осенью. Потому что деревья готовятся к зиме и сбрасывают лишнее только осенью. Л. Верно. Вы молодцы! Лунтик ты понял? ЛУ: Да понял. Осенний букет из листьев – дар осени. Л. Лу, дети – спасибо паук Шнюк, ты нам очень помог! Увидимся! Ш: И я рад такой встрече. | Логопед поместила букет листьев в вазу. | |||
Игра-классификация «Дары осени бывают разными» | Л. Лунтик, а какие еще дары осени тебе нужны? ЛУ: Я пока и не знаю. Еще не понял. Появляется Вупсень с корзинкой под музыку. Привет. Слышал помощь нужна. Вот вам корзинка, в ней и спрятаны осени подарки. а какие уж вы сами разберитесь. Ищите! Л: Ребята, мы поможем? Дети: Да. Л. Доставайте по-очереди из корзины картинки и раскладывайте по корзинам. Вам понятно, что нужно сделать? Дети: Да, понятно. Л: Лунтик слушай внимательно и запоминай, что скажут ребята. Приступайте. У меня…. называют, прикрепляют к нужной корзине отхлопывают по слогам. Это…фрукт, овощ, гриб, ягода. Вупсень: Лунтик, а теперь ты попробуй, доставай, а ребята вместе с тобой будут называть слова и отхлопывать их. Дети выполняют вместе. Л. Молодцы, ребята! Спасибо, Вупсень за помощь! | Звучит музыка из мультика ( слайд.) Вупсень Корзинка наполнена горохом и фасолью. Дети наощупь находят картинки, достают и называют картинки по лексическим темам : «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», отхлопывают слова по слогам. Сопряженное проговаривание, отхлопывание слов по слогам. | ||
Классификация по месту. Д.И. «Где растут, где растёт? Развитие внимания Развитие связной речи (составление предложений с предлогом в) | Л. Лунтик, теперь ты понял, какие дары бывают? ЛУ: Да, понял, только я не понял, где же их взять? Звучит музыка, прилетает шмель деда ШЕР ШЕР: О, Лунтик, нашелся! А я тебя ищу тут. Слышал, что не понял ты где найти все эти дары осени. Сейчас я тебе помогу. Не зря я генерал Шер! Шер: Гляди, Лунтик, ничего тут сложного! Я хоть и старый, но все знаю. Л: Ребята, посмотрите, а деда Шер ничего не перепутал? Дети: Да, он ошибся, неправильно сделал. Исправляют ошибки: В саду растут фрукты В огороде растут овощи В саду растут ягоды В лесу растут ягоды В лесу растут грибы Шер: Извините меня, ребята, что-то я забывчивый стал. Л. Ничего дедуля Шер, главное, что ты помочь хотел. Спасибо. А ошибки наши ребята исправили. Молодцы! ЛУ: Спасибо, друзья! Я теперь понял, где найти можно дары осени. | Исправление ошибок персонажа детьми Достает картинки с изображением сада, огорода, леса, магазина и моря и быстро прикрепляет их к корзинам. НЕПРАВИЛЬНО. Дети проговаривают предложения и показывают логопеду к какой корзине прикрепить картинки. | ||
Пальчиковая гимнастика со сквишами (приятными на ощупь мягкими полусферами в виде фруктов и овощей, способными после сжатия восстанавливать свою форму для развития мышечного тонуса рук, игрушка-антистресс). | Лунтик: Мы что их все едим, бабуля? Капа: Ну не все, листья радуют глаз в вазе! А так конечно едим. Я собиралась печь пироги. Начинки вы принесли много разной. Будешь помогать вместе с ребятами. Ребята, вы готовы печь пироги? Д: Да, готовы. Капа: Начинка для пирога будет сюрпризом для вас! Давайте разомнем ваши ручки.
| Логопед открывает ведро, дети разбирают половинки сквишей-фруктов, овощей. Затем вместе с логопедом рассказывают стишок и выполняют действия обеими кистями рук. | ||
Определение зашумленного изображения Д/и «Волшебные лупы» Развитие навыка слогового анализа. Д/и на липучках «Пироги» Закрепление порядкового счета. | У каждого свой пирог и свои начинки. Отгадайте, что под волшебной лупой, А чтобы Лунтик запомнил, как что называется отхлопайте по слогам каждое название. Д: у меня под лупой … яблоко, лук, малина… Проговаривают и отхлопывают слова по слогам. Баба Капа: Найдите такие же начинки в тарелках и создайте свой неповторимый пирог. Дети Соотносят изображение на столе и под лупой – выбирают нужное собирают пироги. Л: Какой у тебя пирог получился? ( спрашивает каждого ребенка) Дети: пирог черничный, малиновый, клубничный, яблочный, луковый, лимонный. Л:Как же вкусно! Молодцы, ребята. Спасибо, баба Капа! Капа: И вам спасибо, что Лунтику помогли! А пироги возьмите с собой в детский сад. Давайте положим пироги в корзину и сосчитаем по порядку наши пироги. Дети считают первый…, второй…. ЛУ: Спасибо, ребята! Теперь-то я точно знаю что такое дары осени, где их взять, и что с ними делать! Я очень вам благодарен! Дети: Спасибо! до свидания, друзья! Встают в круг! | Дети выбирают зашумленную лупу, под ней разглядывают изображение, находят нужную начинку по подобию и используя игру на липучках (развитие мелкой моторики, композиционных умений) «Пироги», «пекут» свои пироги на разных цветных тарелках. | ||
Рефлексия. | Л. Ребята, нам пора возвращаться. как же нам попасть обратно? Д. А давайте осень попросим! Л. Давайте раскроем зонт и скажем: Осень, осень помоги, В детский садик нас верни! Все вместе: Осень, осень помоги, В детский садик нас верни! Л. Ребята, вам понравилось наше необыкновенное путешествие? Д. Да. мы много узнали, многому научились, нам понравилось совершать добрые дела. Что вам запомнилось больше всего? Дети перечисляют. Л. Я очень рада, что вы такие добрые, отзывчивые ребята и так много всего знаете. Хочу вас поблагодарить и вручить памятные подарки о нашем путешествии. Л: Ребята, попрощайтесь с нашими гостями. Дети: – До свидания! | Все вместе встают снова под зонтик и проговаривают дружно стихотворение. Прощаются с гостями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») по звукороизношению "Звук И" в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (первый год обучения).
Конспект фронтального логопедического занятия "Звук И" в старшей группе (второй период обучения) по звукопроизношению....
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».
Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике «Путешествие по сказке» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование у старших дошкольников представленияео свойствах предметов, развивать наблюдательность познавательный интерес...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «В царстве Снежной королевы»
Закреплять умения детей составлять и употреблять в речи предложения...
Методическая разработка: Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Яблоня»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к изучаемой теме.Задачи:познавательные:- развивать мотивацию к обучению;коррекционно-развивающие: - развивать произвольное внимание;- активизиров...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»
Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....