Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «В царстве Снежной королевы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Терешко Светлана Владимировна

Закреплять умения детей составлять и употреблять в речи предложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек»  г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «В царстве Снежной королевы»

                                          Учитель-логопед С.В.Терешко

2019г.

Цель –  систематизировать и обобщить знания детей о зиме

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

- уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный, и словарь признаков по теме «Зима»;

-  продолжать учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными, глаголами, наречиями;

 - продолжать учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования; 

-  Закреплять умения детей составлять и употреблять в речи предложения о зиме, с опорой и без опоры на наглядность;

Коррекционно-развивающие:

упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно - ласкательным значением; 

- развивать связную речь;

- развивать общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное восприятие, дыхание, силу голоса;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников,

- воспитывать умение выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

- воспитывать  интерес к сезонным изменениям в природе, любовь к природе родного края, наблюдательность;  

Оборудование: экран, проектор, платочки белого цвета, раздаточный материал.

Словарная работа: порывистый, прозрачный, крупный

l ч. – Орг. Момент. Введение в тему – психогимнастика.

(дети стоят полукругом)

Логопед: Здравствуйте, ребята, я очень рада встрече с вами!

( Слайд, где Снежная королева увозит Кая)

Логопед: Ой, что же происходит? Вы узнали этих героев? Из какой они сказки?

-  Наверное, вы испугались? (дети изображают испуг)

- Или вы удивились? (дети изображают удивление)

- Думаю, не стоит огорчаться, ведь мы все вместе. Давайте улыбнемся друг другу.

( Слайд – картинка, где Кай запорошен снегом)

- Посмотрите, кто это на экране? Ничего не видно, все запорошило снегом. Надо подуть на снежинки. Наберем воздух через нос и, выдыхая ртом, будем рисовать узоры.

(упражнение на формирование воздушной струи)

- А  слышите ли вы, как сильно воет ветер: УУУУУУ! Давайте вместе произнесем: УУУУУ!                                                                                                                    (упражнение на силу голоса)

(Слайд, где Кай перебирает льдинки, голос Кая)

Кай:  Ребята, меня похитила Снежная королева и не отпускает домой, пока я не соберу ожерелье из хрустальных снежинок. Помогите мне, пожалуйста.

Логопед: Я думаю, что мы готовы помочь Каю. Но помните, у нас очень мало времени.

*1,2,3,4,5 – Каю  надо помогать

  Из снежного царства выручать.

* Волшебную палочку в руку возьму

   Волшебным движением ею взмахну.

   Вокруг себя повернись и в сказке очутись!

   

Логопед: Ну, вот мы и попали в сказку. Присядьте на «волшебные» стульчики.

( дети садятся на стульчики)

ll ч. – Постановка цели.  

(Слайд – снежная королева говорит голосом.)

Снежная Королева: Вы попали в мое снежное царство и хотите помочь Каю. Ну что ж, попробуйте. Но помните, вы должны собрать ожерелье,  рассказав все о том времени года, которое длится в моем королевстве вечно, тогда я отпущу Кая. Если не сможете, то этот мальчишка останется здесь навсегда. Ваши ответы должны быть точными и четкими. А задания вы найдете на бусинках-снежинках моего рассыпанного ожерелья.

 Логопед: Ребята, сейчас мы должны постараться вспомнить все о зиме. Вы готовы?

lll ч. -  (1 задание) Д/И « Что бывает белым зимой?»

Логопед: Догадайтесь, какой у зимы  любимый цвет? (белый) А вы знаете, что обозначает слово «белый»? Это значит: ясный, светлый. И в нашей группе все бело, даже в одежде присутствует белый цвет. Поэтому я объявляю сегодня «Белый день».  Что ж, пришло время выполнить первое задание Снежной королевы. Она спрашивает: Что бывает белым зимой?

*Снежинки по цвету какие?  - Снежинки белые

*Снег какой? – Снег белый.

*Сугробы какие? – Сугробы белые.

*Дорога какая? – Дорога белая.

*Иней какой? – Иней белый.

*Тропинки какие? – Тропинки белые.

*Деревья какие? – Деревья белые.

*Королевство мое какое? – Королевство белое.

 Логопед: С первым заданием мы справились, и получаем первую бусинку ожерелья.

( на экране появляется первая бусинка на ниточке)

lV ч. –  (2-е задание) Д/И «Зима в моем крае»

Логопед:  В следующем задании Снежная королева просит рассказать о том, какая бывает зима там, где мы живем.

-  В какой республике мы живем?  А в каком городе?

- В Башкортостане бывает холодная, морозная….. (что?)

*Холодная, морозная зима.

- У нас зимой много белого, пушистого ….. (чего?)

*Белого пушистого снега.

- Когда снегопад, летят крупные, красивые….. (что?)

*Крупные, красивые снежинки.

-Дети зимой строят высокие, снежные ….. (что?)

*Высокие, снежные горки.

- На реках у нас прозрачный, гладкий…(что?)

*Прозрачный, гладкий лед.

- Зимой дует порывистый, холодный….. (что?)

*Порывистый, холодный ветер.

- Деревья покрыты колючим, белым… (чем?)

*Колючим, белым инеем.

-С горки катаются довольные, румяные… (кто?)

*Довольные, румяные дети.

Логопед:  А что значит слово «порывистый»? Значит ветер какой? (резкий) Да, это значит резкий  ветер, а что значит «прозрачный»? Значит лед  какой? Чистый, светлый,  как стекло, сквозь которое все видно.  Ребята, я думаю, что наша зима очень похожа на зиму в снежном  королевстве. Мы ответили точно на этот вопрос и получаем следующую бусинку ожерелья.

(появляется вторая бусинка)

V ч. – ( 3-е задание) Д/И «Опиши погоду в Снежном царстве»

(на экране картина «Зима»)

Логопед: В следующем задании Снежная королева предлагает описать погоду в ее царстве?

- Если погода в царстве морозная, то на улице …. (как?)

*На улице морозно.

- Если холодная, то на улице…

*На улице холодно.

- А если погода пасмурная, то….

*На улице пасмурно.

- Если день темный, то…

*На улице темно.

- Если день ветреный, то…

*На улице ветрено.

- Если был сильный снегопад, все вокруг белое, то ….

*На улице бело.

Логопед: Думаю, мы справились и с этим заданием и получаем очередную бусинку.

(появляется третья бусинка)

Vl ч. – ( 4-е задание) Д/И «Назови ласково»

Логопед: Следующую бусинку мы получим, если назовем ласково волшебные слова.

- узкие тропинки – узенькие тропиночки

- легкие снежинки – легонькие снежиночки

- красивые узоры – красивенькие узорчики

- белые дороги – беленькие дорожки

- пушистые ветки – пушистенькие веточки

- гладкий лед – гладенький ледок

- мягкий снег – мягонький снежок

- забавный снеговик – забавненький снеговичок

Логопед: С этим заданием мы тоже справились и получаем очередную бусинку.

( появляется четвертая бусинка)

 Vll ч. – Физминутка.  

Логопед: Ребята, предлагаю вам отдохнуть и с новыми силами выполнять следующие задания Снежной королевы, ведь наш путь еще далек. Выходите на белую лесную полянку, возьмите белоснежные платочки.

(звучит музыка, выходим на белую полянку, берем белые платочки)

ФИЗМИНУТКА

*Тихо, тихо, как во сне, падает на землю снег.

С неба все летят пушинки, серебристые снежинки.

На дома и на лужок все снижается снежок.

Вот веселье для ребят, все сильнее снегопад,

Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.

Словно в сказке, как во сне, падает на землю снег.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

*Раз, два, три, четыре – мы с тобой снежок слепили,

 Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним и достанем.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

*Мы снежинки увидали, со снежинками играли,

Снежинки вправо полетели – глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели – глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Все, на землю улеглись.

(электронная презентация Power Point )

Vlll ч. – (5-е задание)  Д/И «Что это значит»?

Логопед: В следующем задании нам надо слова превратить в предложение

  в предложение.  

- Блестящий на солнце снег (снег, что делает на солнце?)

*Снег блестит на солнце.

- Сверкающий на солнце снег

*Снег сверкает  на солнце.

- Искрящийся на солнце снег

*Снег искрится на солнце.

- Серебрящийся на солнце снег

*Снег серебрится на солнце.

- Хрустящий под ногами снег

*Снег хрустит под ногами.

- Падающий на землю снег

*Снег падает на землю.

- Кружащийся в воздухе снег

*Снег кружится в воздухе.

 Логопед: Снежная королева уступает нам и дает еще одну бусинку.

(появляется пятая бусинка)

lX ч.- Развитие мелкой моторики «Собери картину»

 Логопед: Снежная королева любит коллекционировать картины и хочет, чтобы мы подарили ей новые, а также рассказали, что на них изображено.

( дали название каждой из них – если время останется)

( дети складывают картинку, работая парами, составляют предложения, говорят, как бы назвали данную картину)

(Слайд – картинки появляются по мере того, как дети составляют предложения)

1-я картинка: - Зимой бывает много пушистого снега.

                        - Зимой бывают высокие пушистые сугробы.

                        - Зимой на крышах домов лежит снег.

2-я картинка: - Реки и озера зимой покрыты прозрачным льдом.

                        - Деревья зимой стоят голые.

                        - Зимой дует сильный порывистый ветер.

3-я картинка: - Зимой солнце светит, но не греет.

                        - Зимой на улице морозно.

                        - Зимой деревья покрыты колючим инеем.

4-я картинка: - Зимой часто бывает снегопад.

                        - С неба падают мягкие пушистые снежинки.

5-я картинка: - Дети лепят снеговика.

                        - Девочка катает снежный ком.

6-я картинка: - Дети зимой катаются на санках, на коньках, на лыжах.

                        - Дети зимой любят играть в снежки.

Логопед: Какие вы молодцы, справились и с последним заданием. Ожерелье собрано. Мы получили последнюю бусинку.

(Слайд Кая с голосом)

Кай:    Спасибо, друзья, вам, спасибо без меры,

            Что можно на вас положиться всегда,

            Что много любви в вас, надежды и веры,

            Мне вас, как награду послала судьба.

Логопед: Милый Кай, спасая тебя,  мы исполнили много желаний Снежной королевы. Ребята, давайте расскажем Каю какие задания мы выполняли.

*Ответы детей:

--- Мы рассказывали о зиме.

--- Мы рассказывали о том, что бывает белым зимой.

---- Мы рассказывали о зиме в моем крае.

--- Мы говорили о погоде в царстве Снежной королевы.

--- Мы называли «ласковые» слова.

--- Мы собирали картинки и составляли предложения.

Логопед: А,  какой день у нас был сегодня объявлен? («Белый день»)

(Слайд – Снежная королева и голос за кадром)

Снежная королева: Своими знаниями и сплоченностью вы растопили и мое сердце, я отдала вам все бусинки, а это значит, что отпускаю Кая.

X ч. – Итог.

Логопед:  Наконец, все трудности позади, пора нам возвращаться в детский сад.

(фоновая музыка)

Логопед: Волшебную палочку в руку возьму

      Волшебным движением ею взмахну.

      Вокруг себя обернись и в детский сад вернись.

     

Логопед: После нашего путешествия мне хочется сказать, что ваше стремление, дружба и поддержка товарищей помогают преодолевать все трудности и творят настоящие чудеса.

                Я предлагаю вам оценить свою работу: если вы считаете, что справились со всеми заданиями легко, и вам было интересно, то возьмите синюю снежинку-бусинку и положите ее в вазочку, а если вы испытывали небольшие затруднения, то возьмите белую снежинку-бусинку и положите ее в другую вазочку.

                   Посмотрите, все-таки синих снежинок больше, значит, вы уверены в себе и у вас хорошее настроение. (ребята, которые взяли белые снежинки, думаю в следующий раз будут более активными)

А я благодарю вас за встречу и дарю вам волшебные кулечки со сладостями.

з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи,  зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»

Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»

Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»

Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....