Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «В царстве Снежной королевы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Закреплять умения детей составлять и употреблять в речи предложения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек» г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «В царстве Снежной королевы»
Учитель-логопед С.В.Терешко
2019г.
Цель – систематизировать и обобщить знания детей о зиме
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный, и словарь признаков по теме «Зима»;
- продолжать учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными, глаголами, наречиями;
- продолжать учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования;
- Закреплять умения детей составлять и употреблять в речи предложения о зиме, с опорой и без опоры на наглядность;
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно - ласкательным значением;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное восприятие, дыхание, силу голоса;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников,
- воспитывать умение выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
- воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе, любовь к природе родного края, наблюдательность;
Оборудование: экран, проектор, платочки белого цвета, раздаточный материал.
Словарная работа: порывистый, прозрачный, крупный
l ч. – Орг. Момент. Введение в тему – психогимнастика.
(дети стоят полукругом)
Логопед: Здравствуйте, ребята, я очень рада встрече с вами!
( Слайд, где Снежная королева увозит Кая)
Логопед: Ой, что же происходит? Вы узнали этих героев? Из какой они сказки?
- Наверное, вы испугались? (дети изображают испуг)
- Или вы удивились? (дети изображают удивление)
- Думаю, не стоит огорчаться, ведь мы все вместе. Давайте улыбнемся друг другу.
( Слайд – картинка, где Кай запорошен снегом)
- Посмотрите, кто это на экране? Ничего не видно, все запорошило снегом. Надо подуть на снежинки. Наберем воздух через нос и, выдыхая ртом, будем рисовать узоры.
(упражнение на формирование воздушной струи)
- А слышите ли вы, как сильно воет ветер: УУУУУУ! Давайте вместе произнесем: УУУУУ! (упражнение на силу голоса)
(Слайд, где Кай перебирает льдинки, голос Кая)
Кай: Ребята, меня похитила Снежная королева и не отпускает домой, пока я не соберу ожерелье из хрустальных снежинок. Помогите мне, пожалуйста.
Логопед: Я думаю, что мы готовы помочь Каю. Но помните, у нас очень мало времени.
*1,2,3,4,5 – Каю надо помогать
Из снежного царства выручать.
* Волшебную палочку в руку возьму
Волшебным движением ею взмахну.
Вокруг себя повернись и в сказке очутись!
Логопед: Ну, вот мы и попали в сказку. Присядьте на «волшебные» стульчики.
( дети садятся на стульчики)
ll ч. – Постановка цели.
(Слайд – снежная королева говорит голосом.)
Снежная Королева: Вы попали в мое снежное царство и хотите помочь Каю. Ну что ж, попробуйте. Но помните, вы должны собрать ожерелье, рассказав все о том времени года, которое длится в моем королевстве вечно, тогда я отпущу Кая. Если не сможете, то этот мальчишка останется здесь навсегда. Ваши ответы должны быть точными и четкими. А задания вы найдете на бусинках-снежинках моего рассыпанного ожерелья.
Логопед: Ребята, сейчас мы должны постараться вспомнить все о зиме. Вы готовы?
lll ч. - (1 задание) Д/И « Что бывает белым зимой?»
Логопед: Догадайтесь, какой у зимы любимый цвет? (белый) А вы знаете, что обозначает слово «белый»? Это значит: ясный, светлый. И в нашей группе все бело, даже в одежде присутствует белый цвет. Поэтому я объявляю сегодня «Белый день». Что ж, пришло время выполнить первое задание Снежной королевы. Она спрашивает: Что бывает белым зимой?
*Снежинки по цвету какие? - Снежинки белые
*Снег какой? – Снег белый.
*Сугробы какие? – Сугробы белые.
*Дорога какая? – Дорога белая.
*Иней какой? – Иней белый.
*Тропинки какие? – Тропинки белые.
*Деревья какие? – Деревья белые.
*Королевство мое какое? – Королевство белое.
Логопед: С первым заданием мы справились, и получаем первую бусинку ожерелья.
( на экране появляется первая бусинка на ниточке)
lV ч. – (2-е задание) Д/И «Зима в моем крае»
Логопед: В следующем задании Снежная королева просит рассказать о том, какая бывает зима там, где мы живем.
- В какой республике мы живем? А в каком городе?
- В Башкортостане бывает холодная, морозная….. (что?)
*Холодная, морозная зима.
- У нас зимой много белого, пушистого ….. (чего?)
*Белого пушистого снега.
- Когда снегопад, летят крупные, красивые….. (что?)
*Крупные, красивые снежинки.
-Дети зимой строят высокие, снежные ….. (что?)
*Высокие, снежные горки.
- На реках у нас прозрачный, гладкий…(что?)
*Прозрачный, гладкий лед.
- Зимой дует порывистый, холодный….. (что?)
*Порывистый, холодный ветер.
- Деревья покрыты колючим, белым… (чем?)
*Колючим, белым инеем.
-С горки катаются довольные, румяные… (кто?)
*Довольные, румяные дети.
Логопед: А что значит слово «порывистый»? Значит ветер какой? (резкий) Да, это значит резкий ветер, а что значит «прозрачный»? Значит лед какой? Чистый, светлый, как стекло, сквозь которое все видно. Ребята, я думаю, что наша зима очень похожа на зиму в снежном королевстве. Мы ответили точно на этот вопрос и получаем следующую бусинку ожерелья.
(появляется вторая бусинка)
V ч. – ( 3-е задание) Д/И «Опиши погоду в Снежном царстве»
(на экране картина «Зима»)
Логопед: В следующем задании Снежная королева предлагает описать погоду в ее царстве?
- Если погода в царстве морозная, то на улице …. (как?)
*На улице морозно.
- Если холодная, то на улице…
*На улице холодно.
- А если погода пасмурная, то….
*На улице пасмурно.
- Если день темный, то…
*На улице темно.
- Если день ветреный, то…
*На улице ветрено.
- Если был сильный снегопад, все вокруг белое, то ….
*На улице бело.
Логопед: Думаю, мы справились и с этим заданием и получаем очередную бусинку.
(появляется третья бусинка)
Vl ч. – ( 4-е задание) Д/И «Назови ласково»
Логопед: Следующую бусинку мы получим, если назовем ласково волшебные слова.
- узкие тропинки – узенькие тропиночки
- легкие снежинки – легонькие снежиночки
- красивые узоры – красивенькие узорчики
- белые дороги – беленькие дорожки
- пушистые ветки – пушистенькие веточки
- гладкий лед – гладенький ледок
- мягкий снег – мягонький снежок
- забавный снеговик – забавненький снеговичок
Логопед: С этим заданием мы тоже справились и получаем очередную бусинку.
( появляется четвертая бусинка)
Vll ч. – Физминутка.
Логопед: Ребята, предлагаю вам отдохнуть и с новыми силами выполнять следующие задания Снежной королевы, ведь наш путь еще далек. Выходите на белую лесную полянку, возьмите белоснежные платочки.
(звучит музыка, выходим на белую полянку, берем белые платочки)
ФИЗМИНУТКА
*Тихо, тихо, как во сне, падает на землю снег.
С неба все летят пушинки, серебристые снежинки.
На дома и на лужок все снижается снежок.
Вот веселье для ребят, все сильнее снегопад,
Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.
Словно в сказке, как во сне, падает на землю снег.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
*Раз, два, три, четыре – мы с тобой снежок слепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и достанем.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
*Мы снежинки увидали, со снежинками играли,
Снежинки вправо полетели – глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели – глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Все, на землю улеглись.
(электронная презентация Power Point )
Vlll ч. – (5-е задание) Д/И «Что это значит»?
Логопед: В следующем задании нам надо слова превратить в предложение
в предложение.
- Блестящий на солнце снег (снег, что делает на солнце?)
*Снег блестит на солнце.
- Сверкающий на солнце снег
*Снег сверкает на солнце.
- Искрящийся на солнце снег
*Снег искрится на солнце.
- Серебрящийся на солнце снег
*Снег серебрится на солнце.
- Хрустящий под ногами снег
*Снег хрустит под ногами.
- Падающий на землю снег
*Снег падает на землю.
- Кружащийся в воздухе снег
*Снег кружится в воздухе.
Логопед: Снежная королева уступает нам и дает еще одну бусинку.
(появляется пятая бусинка)
lX ч.- Развитие мелкой моторики «Собери картину»
Логопед: Снежная королева любит коллекционировать картины и хочет, чтобы мы подарили ей новые, а также рассказали, что на них изображено.
( дали название каждой из них – если время останется)
( дети складывают картинку, работая парами, составляют предложения, говорят, как бы назвали данную картину)
(Слайд – картинки появляются по мере того, как дети составляют предложения)
1-я картинка: - Зимой бывает много пушистого снега.
- Зимой бывают высокие пушистые сугробы.
- Зимой на крышах домов лежит снег.
2-я картинка: - Реки и озера зимой покрыты прозрачным льдом.
- Деревья зимой стоят голые.
- Зимой дует сильный порывистый ветер.
3-я картинка: - Зимой солнце светит, но не греет.
- Зимой на улице морозно.
- Зимой деревья покрыты колючим инеем.
4-я картинка: - Зимой часто бывает снегопад.
- С неба падают мягкие пушистые снежинки.
5-я картинка: - Дети лепят снеговика.
- Девочка катает снежный ком.
6-я картинка: - Дети зимой катаются на санках, на коньках, на лыжах.
- Дети зимой любят играть в снежки.
Логопед: Какие вы молодцы, справились и с последним заданием. Ожерелье собрано. Мы получили последнюю бусинку.
(Слайд Кая с голосом)
Кай: Спасибо, друзья, вам, спасибо без меры,
Что можно на вас положиться всегда,
Что много любви в вас, надежды и веры,
Мне вас, как награду послала судьба.
Логопед: Милый Кай, спасая тебя, мы исполнили много желаний Снежной королевы. Ребята, давайте расскажем Каю какие задания мы выполняли.
*Ответы детей:
--- Мы рассказывали о зиме.
--- Мы рассказывали о том, что бывает белым зимой.
---- Мы рассказывали о зиме в моем крае.
--- Мы говорили о погоде в царстве Снежной королевы.
--- Мы называли «ласковые» слова.
--- Мы собирали картинки и составляли предложения.
Логопед: А, какой день у нас был сегодня объявлен? («Белый день»)
(Слайд – Снежная королева и голос за кадром)
Снежная королева: Своими знаниями и сплоченностью вы растопили и мое сердце, я отдала вам все бусинки, а это значит, что отпускаю Кая.
X ч. – Итог.
Логопед: Наконец, все трудности позади, пора нам возвращаться в детский сад.
(фоновая музыка)
Логопед: Волшебную палочку в руку возьму
Волшебным движением ею взмахну.
Вокруг себя обернись и в детский сад вернись.
Логопед: После нашего путешествия мне хочется сказать, что ваше стремление, дружба и поддержка товарищей помогают преодолевать все трудности и творят настоящие чудеса.
Я предлагаю вам оценить свою работу: если вы считаете, что справились со всеми заданиями легко, и вам было интересно, то возьмите синюю снежинку-бусинку и положите ее в вазочку, а если вы испытывали небольшие затруднения, то возьмите белую снежинку-бусинку и положите ее в другую вазочку.
Посмотрите, все-таки синих снежинок больше, значит, вы уверены в себе и у вас хорошее настроение. (ребята, которые взяли белые снежинки, думаю в следующий раз будут более активными)
А я благодарю вас за встречу и дарю вам волшебные кулечки со сладостями.
з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») по звукороизношению "Звук И" в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (первый год обучения).
Конспект фронтального логопедического занятия "Звук И" в старшей группе (второй период обучения) по звукопроизношению....
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».
Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи, зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Наши помощники — органы чувств"
Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»
Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»
Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»
Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....