Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnaya_istoriya_s_-_sh.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия в старшей группе      для детей с тяжелыми нарушениями речи.

                           «Лесная сказка».

             Дифференциация звуков  «С» - «Ш».

Цели :

        уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [С - Ш], познакомить графическими образами букв  С и Ш, закрепить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш];

        установить различия по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль органов артикуляции;

        развивать  фонематический слух;

        актуализировать словарный запас обучающихся, обогащать и активизировать их лексикон по теме «Одежда»,  «Дикие животные»;

        совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;

        упражнять в умении согласовывать местоимения с глаголами, числительные с существительными;

        развивать внимание, мышление.

Материал: картинки предметов одежды, маска совы,, 2 вешалки, артикуляционные профили звуков [С] и [Ш]; ткани (ситец, трикотаж, байка, кожа, мех, лен, шелк, драп, шерсть); зеркала (8 штук), куклы  бибабо ежа, лягушки. мышки, лисы, карточки  со словами СОК и ШОК ,пластмассовые квадратики красного и синего цвета.

ХОД РАБОТЫ

 I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ

- Ребята, сегодня я буду рассказывать вам сказку, а вы мне будете немного в этом помогать.

- Жил-был еж, он очень любил шить (используем куклу бибабо). Пошил еж много интересной одежды. Давайте посмотрим, что у него получилось.

Упражнение № 1. Назвать одежду по картинкам. Дифференциация звуков С-Ш.

- Назовите, что нарисовано на картинках  (шапка, шарф, штаны, свитер, шуба, сарафан). Какие чаще всего звуки  вы назвали? (звуки [С], [Ш]).

 II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ

- С какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуками [С], [Ш]). Мы будем учиться их различать.

- Дайте характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой).

- Дайте характеристику звука [Ш] (согласный, твёрдый, глухой).

- Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. А чем же они отличаются? На этот вопрос нам помогут ответить артикуляционные профили (выставляются профили звуков С и Ш).

- Скажите, пожалуйста, чем же они отличаются? (Положением языка, подъемом языка)

- При произнесении звука [С] язык опускается вниз к нижним зубам. А при произнесении звука [Ш] язык поднимается вверх к верхним зубам. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

– Звук [С] на письме записывается буквой С.

– Звук [Ш] на письме записывается буквой Ш.

– На что похожа буква С? (На кусочек сыра, на месяц)

– На что похожа буква Ш? ( На шкаф, на вилку)

- Давайте поможем ежу развесить одежду, которая у него получилась по двум вешалкам: на первую вешалку - одежду в названии которой есть звук [С], а на вторую - одежду в названии которой есть звук [Ш].

Дети делят картинки на две группы, объясняя свой выбор.

Упражнения по артикуляционной гимнастике.

- Молодцы. А сейчас поставьте перед собой зеркало и сделаем гимнастику для язычка.

"Иголочка".

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

"Белье на ветру".

Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

"Шитье на разных швейных машинках".

Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

"Строчка".

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

- А теперь послушайте сказку дальше. У ежа было много друзей, и они всегда приходили к нему в гости. Чаще всех приходила (зачитывается  загадка и используется кукла бибабо):

Зеленая квакушка,

.Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка  (лягушка)

- Еж и лягушка играли в игру «Поймай звук» и мы тоже поиграем:

Игра «Поймай звук»

- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук С, и топните ногой , если услышите звук Ш .

 Называются слова: мишка, маска, сын, сабля, машина, сапоги, Миша, Маша, соль, санки, шапка, шуба, автобус, стол, шашки, шишки.

- Еще они играли в игру « Угадай звук»

Игра « Угадай звук»

Дети поднимают квадратики нужного цвета, в зависимости от того , гласный звук (красный квадратик) или согласный (синий квадратик) , объясняя  свое действие.

- Потом к ежу приходила  (зачитывается загадка  и используется кукла бибабо):

В лесу живет,

 А в деревне кур крадет (лиса)

- Лиса любила рассматривать одежду  и все время спрашивать: « А какая это одежда?

Упражнение  № 2: «Назови одним словом».  

Одежда из ситца – ситцевая (образец ткани),

из трикотажа- трикотажная,

из байки – байковая,

из кожи – кожаная,

из меха – меховая,

из фетра – фетровая,

из льна – льняная,

из шелка – шелковая,

из драпа – драповая,

из шерсти – шерстяная.

Выставляются образцы тканей.

- Лиса спрашивала и про другие предметы (стакан из стекла, это какой стакан?... и др. )

- К вечеру прилетала сова и пугала всех зверей .

Динамическая пауза. Игра  «Сова»

Дети изображают разных зверей и произносят слова, один ребенок надевает маску и изображает сову. Действия по тексту.

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит

И на нас она глядит.

- Утром любила прибегать  послушайте кто?  (кукла бибабо)

 Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки.   (мышь)

- Мышка была забывчивая и все время путала слова, а еж ее поправлял, давайте поможем ежу.

Упражнения №3 Произношение звуков С и Ш в предложениях.

-Мышка говорила :

Кошка ловит «миску»,

Пожарный носит «кашку»,

Мама взяла  «мышку».

Саша ела «каску»

Маляры красят крысу.

Соня пьет шок.

Миша едет на шашках.

Дети повторяют предложения правильно и получают за это фанты.

- Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков в словах.

Дети отвечают на вопрос и определяют место звука в слове.

1. Кто ведёт поезд? Машинист ( звук находится в середине слова) и т. д.

2. Что светит днём? солнышко

3. Как называется человек, который пасёт стадо? пастушок

4. Чем покрыто тело животных? шерстью

5. Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? сушки

6. Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? смешной

7. Как называются маленькие крапинки на лице? веснушки

8. Как называется дорога, по которой едут машины? шоссе

- Вы сегодня много выполняли заданий, помогали ежу..

- Зачем мы это всё делали?

Дети: «Мы учились различать звуки С и Ш. »

- Все молодцы, очень постарались и помогли рассказать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»

      Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы  с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Звуки "К-КЬ".

Цель: 1. Четкое произнесение, различение звуков.           2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые....

Конспект подгруппового занятия для старших дошкольников с ТНР и нарушением зрения на тему: «Дифференциация звуков с, з. Знакомство с обитателями необычного зоопарка».

Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [с], [з], и их дифференциации; познакомить со скороговорками.Задачи:Коррекционно - обучающие:упражнять в сравнении и различении, правильном произ...