Работа педагога-психолога ДОУ с семьей аутичного ребенка
материал по коррекционной педагогике

 

« Работа педагога-психолога ДОУ с семьей аутичного ребенка»

 

 

 

 

Работа педагога-психолога ДОУ с семьей аутичного ребенка.

 

Актуальность.

 Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих – агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.

 Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать – ребенок с аутизмом, но и мать – отец, мать – здоровый ребенок и другие члены семьи, это необходимо для создания оптимальной психологической обстановки в семье, адекватного понимания состояния и проблем ребенка-инвалида. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

 

Отношение родителей к поставленному диагнозу.

 Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других — к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа — люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

 А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку.     Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

 Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

 Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится “около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

 Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

 Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

 Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

 В семье, где растёт особый ребёнок, множество проблем: родители не знают, как может проявиться отклонение в развитии, как будет развиваться ребёнок, они бояться за его судьбу, в то время, когда не смогут его уже опекать. Родители пытаются найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?» и «Что дальше? Отказаться от больного ребёнка и поместить его в стационарное учреждение, или они преодолеют все трудности, связанные с воспитанием». С появлением такого ребёнка в семье могут появиться много проблем самого разного характера от материального и социального статуса родителей до взаимосвязи семьи и общества.

 

Астапов В. М.( Астапов Валерий Михайлович — доктор психологических наук. Окончил факультет дефектологии МГПИ им. В.И. Ленина, аспирантуру психологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. Ветеран труда, отличник народного образования. Награжден медалью к 850-летию Москвы, «За службу Отечеству с детства».)

выделяет 5 уровней реакции родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект.

 

Уровни реакции родителей на появление ребёнка с дефектами.

 

  • 1 Принятие ребенка и его дефекта 

Родители принимают дефект, который есть у ребёнка, адекватно его оценивают и проявляют настоящую преданность. У родителей нет чувства вины

  • 2 Реакция отрицания 

Отрицается, что у ребенка дефект, родители настаивают на высоких результатах в его деятельности

  • 3 Реакция чрезмерной защиты, протекции опеки

Родители проявляют чувство жалости и сочувствия, защиты и чрезмерной любви. Они все делают за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне

  • 4 Скрытое отречение, отвержение ребенка 

Дефект считается позором. Родители скрывают свое негативное отношение за слишком заботливым воспитанием

  • 5 Открытое отречение, отвержение ребенка 

Родители полностью осознают свои негативные чувства, ребенок принимается с видимым отвращением. Родители готовы обвинить общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.

 

 Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку инвалиду:

  • Первая фаза –  «ШОК»

Характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха , возникновения чувства собственной неполноценности.

  • Вторя фаза – «НЕАДЕКВАТНОЕ ОТНОШЕНИК К ДЕФЕКТУ»

Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

  • Третья фаза – «ЧАСТИЧНОЕ ОСОЗНАНИЕ ДЕФЕКТА РЕБЕНКА»

Сопровождается чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений.

  •  Четвертая фаза

Начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

 

Особенности работы с родителями аутичных детей.

Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Так, иногда родители приходят к психологу и спрашивают, почему сын или дочь отреагировали на их слова или действия необъяснимым, с точки зрения взрослого, образом. 
Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

 Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно этому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка 
Очень часто аутичный ребенок ведет так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его в воспитание и обучение, необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д.  Однако получить эту «обратную связь» родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния за мимикой, жестами. Ведь иногда только 
случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

 Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

  Как и в случае с гиперактивными детьми педагог, и родители кроме всего вышесказанного, должны поддерживать контакт с психологом и врачом. Только в результате сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка, окажется эффективной. Конечно, наблюдение является одним из лучших способов работы с аутичным ребенком. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.

  Даже если, на первый взгляд, им покажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним, облекая в слова все его действия и возможные переживания. Скорее всего, со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с их поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и можно общаться с окружающими. 
 Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств. 
  Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе.

 

Характерные  признаки нарушений при РАС

 

Отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие, наиболее важные и характерные признаки нарушений при РАС:

 

  1. «Аутистическое одиночество»- отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации;

 

  1. Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий: раскачивания; взмахи руками; ходьба на цыпочках; бег по кругу; перебирание пальцами у себя перед глазами; пристрастие к необычным предметам (к веревочке, соломинке, к тюбику зубной пасты и т.д.), одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, киданию, открыванию и закрыванию; стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание или облизывание, постоянное ощупывание различных поверхностей);

 

  1. Особенности речевого развития: полное отсутствие речи, жестов, мимики; эхолалии, речевые штампы (повторение одних и тех же звуков, слов, фраз), отсутствие в речи 1-го лица, неправильное употребление местоимений, фонографическая («попугайская») речь, беглая речь, используемая особым образом.

 

 Кроме этого, у детей с РАС можно наблюдать непреодолимое навязчивое стремление к постоянству (возвращаться домой одним и тем же путем, носить одну и ту же одежду и т.д.), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям (шум лифта, рев пылесоса, сигналы машин, даже дуновение ветра могут вызвать бурную реакцию ребенка- аутиста). Для большинства детей с РАС характерны трудности с приемом пищи или необычные пристрастия в еде, для многих- явления агрессии и самоагрессии.

 

Наиболее распространенными проблемами родители называют следующие:

 

  • ребенок не реагирует на собственное имя;
  • не понимает, что ему говорят, сам не говорит;
  • повторяет вопрос вместо ответа на него;
  • сопротивляется контакту, отгораживается от детей и взрослых;
  • не интересуется окружающим миром;
  • постоянно в движении, не может задерживаться на одном месте;
  • настаивает на определенных ритуалах и привычках;
  • постоянно носит с собой один и тот же предмет;
  • испытывает различные страхи;
  • паникует, истерит, когда что-то происходит не так, как обычно;
  • иногда кусает, царапает, бьет себя, выдирает волосы, разрушает предметы и т.д.

 Синдром раннего детского аутизма в отличие от других аномалий развития характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологией развития.

 

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

 

  • - полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
  • - обособленность от окружающего мира;
  • - слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно полное безразличие к ним (аффективная блокада);
  • - неспособность различать неодушевленные предметы и людей, зачастую таких детей считают агрессивными, например, когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу. Эти действия доказывают, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты;
  • - дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
  • - аутичные дети предпочитают неизменность окружающего (феномен тождества по Л. Каппег). Подобное явление проявляется очень рано, даже на первом году жизни. Отсюда вытекает и следующий признак – неофобии – боязнь всего нового. Ребенок может негативно отреагировать на появление новой одежды и обуви, перестановку кровати, также они не переносят перемены места жительства и так далее;
  • - однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
  • - речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
  • - характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

 

Трудности в  работе с родителями

 

 Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с РДА является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге - каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях.  Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Другой проблемой во внутрисемейных отношениях может быть отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиск «виноватого» в заболевании ребенка. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни, которое вызывает ощущение невостребованности, ненужности.

 

 В данном случае психологическая поддержка будет заключаться в:

  • - переформулировании жалоб родителя («возможно, не супруг плохой, а вам трудно, тяжело»);
  • - совместном с родителем называние создавшейся проблемы (например, разобщенность, обида, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку;
  • - планирование конкретных шагов по сближению с родственниками.

 

  Если же обнаружены признаки эмоционального шока и дезориентации родителей, помощь психолога направлена на улучшение контакта родителя с реальностью, побуждение к налаживанию контактов с другими родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, изучению специализированной литературы и так далее. Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

 

 Чтобы сделать менее болезненным процесс адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях для детей с аутизмом целесообразно предпринимать такие шаги:

- эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей (позитивное подкрепление усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка, нормализация переживаний и переносимых трудностей);

 

- укреплять родительскую самооценку (привлечение внимания родителей к их значимости в данной ситуации, оказание помощи в систематизации имеющегося опыта обращения с детьми, и так далее);

 

- помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий;

 

- способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы);

 

- способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;

 

- помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.

 

 Существенной проблемой для семей, имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями. Специалист должен способствовать поиску внутренних ресурсов членами семьи, для решения этой проблемы.

 

Психологическая поддержка родителей детей с РАС

 

 Важным звеном в системе психологической помощи детям с ранним детским аутизмом является психологическая поддержка, которая осуществляется в двух основных направлениях:

 

  • психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии;
  • психологическая поддержка самих детей и подростков.

 

 К сожалению, и сегодня дети с нарушениями в развитии нередко воспринимаются как социально опасные для здоровых детей: окружающие зачастую воспринимают такого ребенка как источник катастрофы, наказания для семьи. Кроме отгороженности от ребенка-инвалида, у отдельных лиц может проявляться неприязнь, презрение ко всей семье в целом.

 Как правило, ранний детский аутизм диагностируется у ребенка далеко не сразу после рождения, а в возрасте полутора-четырех лет. В первые два-три года жизни ребенка не только родители, особенно если они впервые воспитывают ребенка, но и врачи, наблюдающие малыша, не всегда замечают его проблемы. Родители детей с аутизмом часто обращаются к специалистам, когда ребенку уже более трех лет, выдвигая на первый план жалобы на задержку в речевом развитии. И когда специалисты спешат сообщить им о необучаемости ребенка, его неперспективности, делают прогнозы о его дальнейшей инвалидизации, родители переживают глубочайший стресс. Состояние стресса усугубляется еще и тем, что в нашей стране, к сожалению, практически отсутствуют специализированные учреждения для детей с аутизмом. Категоричные оценочные суждения специалистов о ребенке усугубляют негативный эмоциональный фон в семье и нередко оказывают деструктивное влияние на семейные отношения.

Пример

 Одна из мам, посещавшая занятия коррекционной группы для родителей детей с аутизмом, в процессе групповых дискуссий рассказывала: «Мне врач-психиатр сказала (сыну было 5 лет), что он никогда не будет таким, как все дети, он никогда не будет учиться в школе, а в подростковом возрасте будет агрессивным. Вы, говорит, никогда не будете чувствовать себя счастливой матерью, а ваш муж уйдет от вас к другой женщине. Мне показалось, что меня опустили в глубокую яму, что жизнь моя прошла. После такой консультации мне вдруг захотелось уйти из этой жизни, но вместе с ребенком... Мне ничего не хотелось делать, не хотелось никого видеть, даже мужа... Потом почему-то я решила, что муж виноват во всем».

 Какую цель преследовала врач-психиатр, утверждая неперспективность ребенка и трагичность ситуации, остается только гадать. Родители приходят к специалисту не за диагнозом, а за помощью, и поэтому особую важность приобретает не констатация проблем ребенка, которые родители видят и понимают иногда лучше психиатра и психолога, а активное участие специалистов в реабилитации ребенка и поддержке его семьи. Некорректные оценочные суждения специалистов могут крайне негативно отразиться и на супружеских взаимоотношениях, взаимоотношениях с прародителями ребенка. Многие исследователи отмечают большой процент разводов в семьях с ребенком с нарушениями в развитии. Постоянное беспокойство со стороны матери за здоровье и судьбу особого ребенка, полное переключение матери только на проблемы ребенка, сниженный фон настроения негативно отражаются на эмоциональном состоянии отца, которое проявляется в высокой тревожности и фрустрированности.

 В исследованиях психологов и психотерапевтов было показано, что отношение родителей к ребенку является фундаментальной основой его психического развития. Еще давно было замечено, что существуют различия между материнским и отцовским отношением к ребенку [Эриксон, 1996; Фромм, 1998; Адлер, 1998; и др.].

 Так, Э. Фромм противопоставил материнскую и отцовскую любовь, определяя материнскую любовь как безусловную, не связанную с достоинствами и достижениями ребенка. Любовь матери, по Фромму, слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче. Отец, напротив, любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери и отца» [Фромм, 1998, с, 207]. 

 В то время как матери в своих высказываниях о ребенке с аутизмом чаще отражают его эмоциональные характеристики: «безобидный», «красивый», «добрый», «родной», «милый», — в описаниях отцов доминируют поведенческие характеристики ребенка: «неопрятен», «громко кричит», «часто бегает из стороны в сторону», «ничего не делает» и пр. В высказываниях матерей четко прослеживается безусловное эмоциональное принятие ребенка (термин А. Адлера). А. Адлер подчеркивал, что, помимо безусловного эмоционального принятия ребенка, мать своим образцом нежности и заботы о детях, муже, людях поощряет его к формированию товарищеских, дружеских интересов за пределами семьи. При этом важно, чтобы она не замыкалась только на ребенке, а реализовывала доброжелательные отношения к другим членам семьи и к более широкому социальному окружению [Адлер, 1998].

  У большинства матерей наблюдается выраженное эмоциональное замыкание на проблемах аутичного ребенка, следствием которого нередко становится уход в себя. У таких мам наблюдается внешнее равнодушие к ребенку, они не прислушиваются к специалистам, а иногда и проявляют к ним недоверчивость, ограждают ребенка от любых контактов со специалистами и с другими детьми, сами перестают общаться с родственниками и друзьями. Эти мамы преданы своему ребенку, пытаются удовлетворить все его потребности, не делают ему замечаний, спокойно созерцают разрушительные действия, аффективные вспышки ребенка, не формируют у него даже навыков опрятности. Например, разрешают ребенку ходить в туалет в любом месте квартиры или комнаты. Подобное состояние матери может быть обусловлено не только ее переживаниями в связи с психическим состоянием дочери или сына, но и потерей любимой работы, конфликтами с супругом и его родственниками, недостатком общения с друзьями.

 Психологическая защита представляет собой форму психологической активности, которая реализуется в виде отдельных приемов переработки информации с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Для разрешения внешнего или внутреннего конфликта, ослабления тревоги человек, как правило, применяет не одну защитную стратегию, а сразу несколько. В психологии известно более 20 видов защитных механизмов, таких как регрессия, отрицание, рационализация, проекция, идентификация, изоляция, сублимация, подавление и др. Несмотря на различия между ними, их функции сходны: все они направлены на обеспечение устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

 

Традиционно в психологии выделяются три группы защитных психологических механизмов:

• компенсаторные: гиперкомпенсация, замещение и др.;

• деструктивные, оказывающие деструктивное влияние на личность и способствующие ее дезадаптации: вытеснение (подавление аффективных переживаний может привести к тяжелому психосоматическому расстройству), реактивные образования и др.;

• пассивные: рационализация, изоляция, проекция и др.

Важным психотехническим приемом психологической поддержки являются родительские семинары.

 Основной задачей родительских семинаров является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на семинарах не только повышается информированность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам его воспитания. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения существующих конфликтов. Участие самого психолога в процессе семинара должно быть достаточно активным, так как он выступает в роли специалиста. Однако в процессе семинаров ему не следует давать оценочные суждения, интерпретации, порицания или советы. Активность психолога должна проявляться в убедительных и аргументированных изложениях некоторых психологических вопросов. Его основной задачей является организация и ведение таких семинаров.

  Как специфический способ психологической поддержки родительский семинар строится на использовании нескольких специальных приемов.

Прежде всего, речь идет о лекционных приемах, позволяющих психологу сообщить родителям необходимую им психологическую информацию. Перед психологом стоит задача специального подбора тем применительно к интересам и системе переживаний участников семинара. Среди актуальных тем для родителей с аутичными детьми можно выделить следующие: «Особенности психического развития детей с аутизмом», «Особенности семейного воспитания детей с аутизмом», «Психологический климат в семьях и роль каждого члена семьи в работе с ребенком», «Проблемы интеграции аутичных детей в обществе» и пр. Можно предложить также темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности и в этом случае привлекать соответствующих специалистов для их освещения. Главное, чтобы темы лекций излагались просто, живо, убедительно. На родительских семинарах недопустимо оперировать научной терминологией.

  Групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой проведения родительских семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая Дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций, темы которых предлагают сами родители. Цель дискуссии — совместная выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей и их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем. Также целесообразно использовать дискуссии по «трудным ситуациям, связанным с воспитанием аутич-ного ребенка». Этот прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию больного ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить случай, который наверняка знаком многим из них. Например, ситуацию, связанную с поведенческими проблемами в общественном месте: «ребенок раскачивается в вагоне метро, на него все смотрят» или «на детской площадке ребенок-аутист отнимает у других детей игрушки». Родители в совместном обсуждении ищут наиболее оптимальные способы реагирования в подобной ситуации.

  Частота и длительность таких семинаров зависят от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт нашей работы показывает, что родительские семинары целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц. Желательно, чтобы дети во время семинаров находились под присмотром педагогов или социальных работников.

В ходе родительских семинаров необходимо уделять особое внимание не только когнитивным и поведенческим аспектам семейного воспитания, но и эмоциональным аспектам семейного взаимодействия. Знания об эмоциональных основах воспитания ребенка способствуют повышению жизненного тонуса родителей, повышают их уверенность в своих родительских возможностях ухода за ребенком и его воспитания и, главное, усиливают способность родителей к пониманию сложного эмоционального мира аутичного ребенка. По нашим наблюдениям, активное участие родителей больных детей в групповых дискуссиях гармонизирует не только родительские, но и супружеские взаимоотношения, а также способствует личностному росту членов семьи.

  Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме организации их взаимодействия с родителями со сходными проблемами, но и в процессе индивидуальных психотерапевтических бесед с психологом о трудностях семьи, семейных взаимоотношений. В процессе психотерапевтической работы с семьей аутичного ребенка психолог помогает родителям разрешить межличностные конфликты, связанные с проблемами воспитания ребенка. Следует отметить, что главным направлением психотерапевтической работы психолога с семьей аутичного ребенка является включение родителей в медико-психологическую работу с ребенком, основанную на объективном, реалистическом подходе к перспективам дальнейшего развития ребенка.

  Оценка эффективности психологической поддержки родителей проводится по субъективным параметрам (обратная связь родителей) и по объективным параметрам (эмоциональное состояние самого ребенка).

  Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессиональной квалификации психолога, его профессионального и жизненного опыта, но и от его личностных особенностей.

 

Психолог, работающий с детьми с аутизмом и их родителями, должен обладать следующими качествами:

 

• глубоким интересом к людям и терпением в процессе общения с ними;

• эмоциональной стабильностью и объективностью;

• сензитивностью;

• уважением прав других людей;

• проницательностью;

• сознанием профессионального долга и др.

 

  Итак, психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей, страдающих аутизмом. Основные цели психологической поддержки состоят в повышении сензитивности (чувствительности) родителей к проблемам ребенка, снижении эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формировании у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала. Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс. Сам процесс психологической поддержки является непрерывным, комплексным, предъявляющим высокие требования к личности специалиста-психолога.

 

 

Полезная информация для родителей

 

Рекомендации при работе с аутичными детьми

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

Избегать переутомления ребенка.

 

Как играть с аутичными детьми

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.

 Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись “по вкусу” вашему ученику.

 Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

 Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

 Индивидуальные игры — результат более чем 20-летнего труда психолога — дефектолога Г.Д. Черепановой . Каждая из этих игр может послужить началом коррекционной работы.

Некоторые из игр (например, “Покажи нос”) могут быть использованы как при индивидуальной, так и при групповой работе.

 

Признаки РАС

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей, 
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи, 
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде, 
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует, 
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам, 
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому, 
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.И. И. Мамайчук  «Помощь психолога детям с аутизмом». — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.   ISBN5-9268-0633-Х

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.: Генезис, 2000.
  2. Клементьева Н.К «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом». [Электронный ресурс]
  3. Ткачева В.В. «Гармонизация внутри семейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Прак-м по формир. внутриадекватных отношений».  М.; Издательство Гном и Д, 2000
  4.  Янушко Е.А. « Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия». – Изд.2-е. – М.; Теревинф, 2007  (Особый ребенок).
  5. Никольская О. С. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. М., Теревинф, 2007
  6. Немов Р.С. «Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд., кн.1. Общие основы психологии» . М.:ВЛАДОС, 2003.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishutina_elena_leonidovna.docx55.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

Работа по курсу « Особенности педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра».

Тема: « Работа педагога-психолога ДОУ с семьей аутичного ребенка».

Выполнила:

Педагог- психолог

МБДОУ № 442

Ишутина Е.Л.

Нижний Новгород

Работа педагога-психолога ДОУ с семьей аутичного ребенка.

Актуальность.

 Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих – агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.

 Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать – ребенок с аутизмом, но и мать – отец, мать – здоровый ребенок и другие члены семьи, это необходимо для создания оптимальной психологической обстановки в семье, адекватного понимания состояния и проблем ребенка-инвалида. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

Отношение родителей к поставленному диагнозу.

 Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других — к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа — люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

 А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку.     Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

 Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

 Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится “около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

 Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

 Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

 Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

 В семье, где растёт особый ребёнок, множество проблем: родители не знают, как может проявиться отклонение в развитии, как будет развиваться ребёнок, они бояться за его судьбу, в то время, когда не смогут его уже опекать. Родители пытаются найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?» и «Что дальше? Отказаться от больного ребёнка и поместить его в стационарное учреждение, или они преодолеют все трудности, связанные с воспитанием». С появлением такого ребёнка в семье могут появиться много проблем самого разного характера от материального и социального статуса родителей до взаимосвязи семьи и общества.

Астапов В. М.( Астапов Валерий Михайлович — доктор психологических наук. Окончил факультет дефектологии МГПИ им. В.И. Ленина, аспирантуру психологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. Ветеран труда, отличник народного образования. Награжден медалью к 850-летию Москвы, «За службу Отечеству с детства».) 

выделяет 5 уровней реакции родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект.

Уровни реакции родителей на появление ребёнка с дефектами.

  • 1 Принятие ребенка и его дефекта 

Родители принимают дефект, который есть у ребёнка, адекватно его оценивают и проявляют настоящую преданность. У родителей нет чувства вины

  • 2 Реакция отрицания 

Отрицается, что у ребенка дефект, родители настаивают на высоких результатах в его деятельности

  • 3 Реакция чрезмерной защиты, протекции опеки

Родители проявляют чувство жалости и сочувствия, защиты и чрезмерной любви. Они все делают за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне

  • 4 Скрытое отречение, отвержение ребенка 

Дефект считается позором. Родители скрывают свое негативное отношение за слишком заботливым воспитанием

  • 5 Открытое отречение, отвержение ребенка 

Родители полностью осознают свои негативные чувства, ребенок принимается с видимым отвращением. Родители готовы обвинить общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.

 Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку инвалиду:

  • Первая фаза –  «ШОК»

Характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха , возникновения чувства собственной неполноценности.

  • Вторя фаза – «НЕАДЕКВАТНОЕ ОТНОШЕНИК К ДЕФЕКТУ»

Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

  • Третья фаза – «ЧАСТИЧНОЕ ОСОЗНАНИЕ ДЕФЕКТА РЕБЕНКА»

Сопровождается чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений.

  •  Четвертая фаза

Начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

Особенности работы с родителями аутичных детей.

Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Так, иногда родители приходят к психологу и спрашивают, почему сын или дочь отреагировали на их слова или действия необъяснимым, с точки зрения взрослого, образом. 
Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

 Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние. Именно этому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагога, который работает с ребенком, хорошо знает особенности восприятия и поведения и может объяснить маме или папе причину неадекватного поступка 
Очень часто аутичный ребенок ведет так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его в воспитание и обучение, необходимо получить от него «обратную связь»: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д.  Однако получить эту «обратную связь» родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния за мимикой, жестами. Ведь иногда только 
случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

 Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

  Как и в случае с гиперактивными детьми педагог, и родители кроме всего вышесказанного, должны поддерживать контакт с психологом и врачом. Только в результате сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка, окажется эффективной. Конечно, наблюдение является одним из лучших способов работы с аутичным ребенком. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.

  Даже если, на первый взгляд, им покажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним, облекая в слова все его действия и возможные переживания. Скорее всего, со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с их поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и можно общаться с окружающими. 
Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств. 
 Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе.

Характерные  признаки нарушений при РАС

Отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие, наиболее важные и характерные признаки нарушений при РАС:

  1. «Аутистическое одиночество»- отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации;

  1. Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий: раскачивания; взмахи руками; ходьба на цыпочках; бег по кругу; перебирание пальцами у себя перед глазами; пристрастие к необычным предметам (к веревочке, соломинке, к тюбику зубной пасты и т.д.), одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, киданию, открыванию и закрыванию; стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание или облизывание, постоянное ощупывание различных поверхностей);

  1. Особенности речевого развития: полное отсутствие речи, жестов, мимики; эхолалии, речевые штампы (повторение одних и тех же звуков, слов, фраз), отсутствие в речи 1-го лица, неправильное употребление местоимений, фонографическая («попугайская») речь, беглая речь, используемая особым образом.

 Кроме этого, у детей с РАС можно наблюдать непреодолимое навязчивое стремление к постоянству (возвращаться домой одним и тем же путем, носить одну и ту же одежду и т.д.), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям (шум лифта, рев пылесоса, сигналы машин, даже дуновение ветра могут вызвать бурную реакцию ребенка- аутиста). Для большинства детей с РАС характерны трудности с приемом пищи или необычные пристрастия в еде, для многих- явления агрессии и самоагрессии.

Наиболее распространенными проблемами родители называют следующие:

  • ребенок не реагирует на собственное имя;
  • не понимает, что ему говорят, сам не говорит;
  • повторяет вопрос вместо ответа на него;
  • сопротивляется контакту, отгораживается от детей и взрослых;
  • не интересуется окружающим миром;
  • постоянно в движении, не может задерживаться на одном месте;
  • настаивает на определенных ритуалах и привычках;
  • постоянно носит с собой один и тот же предмет;
  • испытывает различные страхи;
  • паникует, истерит, когда что-то происходит не так, как обычно;
  • иногда кусает, царапает, бьет себя, выдирает волосы, разрушает предметы и т.д.

 Синдром раннего детского аутизма в отличие от других аномалий развития характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологией развития.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • - полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
  • - обособленность от окружающего мира;
  • - слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно полное безразличие к ним (аффективная блокада);
  • - неспособность различать неодушевленные предметы и людей, зачастую таких детей считают агрессивными, например, когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу. Эти действия доказывают, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты;
  • - дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
  • - аутичные дети предпочитают неизменность окружающего (феномен тождества по Л. Каппег). Подобное явление проявляется очень рано, даже на первом году жизни. Отсюда вытекает и следующий признак – неофобии – боязнь всего нового. Ребенок может негативно отреагировать на появление новой одежды и обуви, перестановку кровати, также они не переносят перемены места жительства и так далее;
  • - однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
  • - речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
  • - характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Трудности в  работе с родителями

 Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с РДА является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге - каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях.  Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Другой проблемой во внутрисемейных отношениях может быть отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиск «виноватого» в заболевании ребенка. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни, которое вызывает ощущение невостребованности, ненужности.

 В данном случае психологическая поддержка будет заключаться в:

  • переформулировании жалоб родителя («возможно, не супруг плохой, а вам трудно, тяжело»);
  • - совместном с родителем называние создавшейся проблемы (например, разобщенность, обида, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку;
  • - планирование конкретных шагов по сближению с родственниками.

  Если же обнаружены признаки эмоционального шока и дезориентации родителей, помощь психолога направлена на улучшение контакта родителя с реальностью, побуждение к налаживанию контактов с другими родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, изучению специализированной литературы и так далее. Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

 Чтобы сделать менее болезненным процесс адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях для детей с аутизмом целесообразно предпринимать такие шаги:

- эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей (позитивное подкрепление усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка, нормализация переживаний и переносимых трудностей);

- укреплять родительскую самооценку (привлечение внимания родителей к их значимости в данной ситуации, оказание помощи в систематизации имеющегося опыта обращения с детьми, и так далее);

- помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий;

- способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы);

- способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;

- помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.

 Существенной проблемой для семей, имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями. Специалист должен способствовать поиску внутренних ресурсов членами семьи, для решения этой проблемы.

Психологическая поддержка родителей детей с РАС

 Важным звеном в системе психологической помощи детям с ранним детским аутизмом является психологическая поддержка, которая осуществляется в двух основных направлениях:

  • психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии;
  • психологическая поддержка самих детей и подростков.

 К сожалению, и сегодня дети с нарушениями в развитии нередко воспринимаются как социально опасные для здоровых детей: окружающие зачастую воспринимают такого ребенка как источник катастрофы, наказания для семьи. Кроме отгороженности от ребенка-инвалида, у отдельных лиц может проявляться неприязнь, презрение ко всей семье в целом.

 Как правило, ранний детский аутизм диагностируется у ребенка далеко не сразу после рождения, а в возрасте полутора-четырех лет. В первые два-три года жизни ребенка не только родители, особенно если они впервые воспитывают ребенка, но и врачи, наблюдающие малыша, не всегда замечают его проблемы. Родители детей с аутизмом часто обращаются к специалистам, когда ребенку уже более трех лет, выдвигая на первый план жалобы на задержку в речевом развитии. И когда специалисты спешат сообщить им о необучаемости ребенка, его неперспективности, делают прогнозы о его дальнейшей инвалидизации, родители переживают глубочайший стресс. Состояние стресса усугубляется еще и тем, что в нашей стране, к сожалению, практически отсутствуют специализированные учреждения для детей с аутизмом. Категоричные оценочные суждения специалистов о ребенке усугубляют негативный эмоциональный фон в семье и нередко оказывают деструктивное влияние на семейные отношения.

Пример

 Одна из мам, посещавшая занятия коррекционной группы для родителей детей с аутизмом, в процессе групповых дискуссий рассказывала: «Мне врач-психиатр сказала (сыну было 5 лет), что он никогда не будет таким, как все дети, он никогда не будет учиться в школе, а в подростковом возрасте будет агрессивным. Вы, говорит, никогда не будете чувствовать себя счастливой матерью, а ваш муж уйдет от вас к другой женщине. Мне показалось, что меня опустили в глубокую яму, что жизнь моя прошла. После такой консультации мне вдруг захотелось уйти из этой жизни, но вместе с ребенком... Мне ничего не хотелось делать, не хотелось никого видеть, даже мужа... Потом почему-то я решила, что муж виноват во всем».

 Какую цель преследовала врач-психиатр, утверждая неперспективность ребенка и трагичность ситуации, остается только гадать. Родители приходят к специалисту не за диагнозом, а за помощью, и поэтому особую важность приобретает не констатация проблем ребенка, которые родители видят и понимают иногда лучше психиатра и психолога, а активное участие специалистов в реабилитации ребенка и поддержке его семьи. Некорректные оценочные суждения специалистов могут крайне негативно отразиться и на супружеских взаимоотношениях, взаимоотношениях с прародителями ребенка. Многие исследователи отмечают большой процент разводов в семьях с ребенком с нарушениями в развитии. Постоянное беспокойство со стороны матери за здоровье и судьбу особого ребенка, полное переключение матери только на проблемы ребенка, сниженный фон настроения негативно отражаются на эмоциональном состоянии отца, которое проявляется в высокой тревожности и фрустрированности.

 В исследованиях психологов и психотерапевтов было показано, что отношение родителей к ребенку является фундаментальной основой его психического развития. Еще давно было замечено, что существуют различия между материнским и отцовским отношением к ребенку [Эриксон, 1996; Фромм, 1998; Адлер, 1998; и др.].

 Так, Э. Фромм противопоставил материнскую и отцовскую любовь, определяя материнскую любовь как безусловную, не связанную с достоинствами и достижениями ребенка. Любовь матери, по Фромму, слепа и не знает справедливости. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче. Отец, напротив, любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери и отца» [Фромм, 1998, с, 207].  

 В то время как матери в своих высказываниях о ребенке с аутизмом чаще отражают его эмоциональные характеристики: «безобидный», «красивый», «добрый», «родной», «милый», — в описаниях отцов доминируют поведенческие характеристики ребенка: «неопрятен», «громко кричит», «часто бегает из стороны в сторону», «ничего не делает» и пр. В высказываниях матерей четко прослеживается безусловное эмоциональное принятие ребенка (термин А. Адлера). А. Адлер подчеркивал, что, помимо безусловного эмоционального принятия ребенка, мать своим образцом нежности и заботы о детях, муже, людях поощряет его к формированию товарищеских, дружеских интересов за пределами семьи. При этом важно, чтобы она не замыкалась только на ребенке, а реализовывала доброжелательные отношения к другим членам семьи и к более широкому социальному окружению [Адлер, 1998].

  У большинства матерей наблюдается выраженное эмоциональное замыкание на проблемах аутичного ребенка, следствием которого нередко становится уход в себя. У таких мам наблюдается внешнее равнодушие к ребенку, они не прислушиваются к специалистам, а иногда и проявляют к ним недоверчивость, ограждают ребенка от любых контактов со специалистами и с другими детьми, сами перестают общаться с родственниками и друзьями. Эти мамы преданы своему ребенку, пытаются удовлетворить все его потребности, не делают ему замечаний, спокойно созерцают разрушительные действия, аффективные вспышки ребенка, не формируют у него даже навыков опрятности. Например, разрешают ребенку ходить в туалет в любом месте квартиры или комнаты. Подобное состояние матери может быть обусловлено не только ее переживаниями в связи с психическим состоянием дочери или сына, но и потерей любимой работы, конфликтами с супругом и его родственниками, недостатком общения с друзьями.

 Психологическая защита представляет собой форму психологической активности, которая реализуется в виде отдельных приемов переработки информации с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Для разрешения внешнего или внутреннего конфликта, ослабления тревоги человек, как правило, применяет не одну защитную стратегию, а сразу несколько. В психологии известно более 20 видов защитных механизмов, таких как регрессия, отрицание, рационализация, проекция, идентификация, изоляция, сублимация, подавление и др. Несмотря на различия между ними, их функции сходны: все они направлены на обеспечение устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

Традиционно в психологии выделяются три группы защитных психологических механизмов:

• компенсаторные: гиперкомпенсация, замещение и др.;

• деструктивные, оказывающие деструктивное влияние на личность и способствующие ее дезадаптации: вытеснение (подавление аффективных переживаний может привести к тяжелому психосоматическому расстройству), реактивные образования и др.;

• пассивные: рационализация, изоляция, проекция и др.

Важным психотехническим приемом психологической поддержки являются родительские семинары.

 Основной задачей родительских семинаров является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на семинарах не только повышается информированность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам его воспитания. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения существующих конфликтов. Участие самого психолога в процессе семинара должно быть достаточно активным, так как он выступает в роли специалиста. Однако в процессе семинаров ему не следует давать оценочные суждения, интерпретации, порицания или советы. Активность психолога должна проявляться в убедительных и аргументированных изложениях некоторых психологических вопросов. Его основной задачей является организация и ведение таких семинаров.

  Как специфический способ психологической поддержки родительский семинар строится на использовании нескольких специальных приемов.

Прежде всего, речь идет о лекционных приемах, позволяющих психологу сообщить родителям необходимую им психологическую информацию. Перед психологом стоит задача специального подбора тем применительно к интересам и системе переживаний участников семинара. Среди актуальных тем для родителей с аутичными детьми можно выделить следующие: «Особенности психического развития детей с аутизмом», «Особенности семейного воспитания детей с аутизмом», «Психологический климат в семьях и роль каждого члена семьи в работе с ребенком», «Проблемы интеграции аутичных детей в обществе» и пр. Можно предложить также темы психолого-педагогической, юридической, медицинской направленности и в этом случае привлекать соответствующих специалистов для их освещения. Главное, чтобы темы лекций излагались просто, живо, убедительно. На родительских семинарах недопустимо оперировать научной терминологией.

  Групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой проведения родительских семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая Дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций, темы которых предлагают сами родители. Цель дискуссии — совместная выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей и их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем. Также целесообразно использовать дискуссии по «трудным ситуациям, связанным с воспитанием аутич-ного ребенка». Этот прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию больного ребенка. Психолог предлагает родителям обсудить случай, который наверняка знаком многим из них. Например, ситуацию, связанную с поведенческими проблемами в общественном месте: «ребенок раскачивается в вагоне метро, на него все смотрят» или «на детской площадке ребенок-аутист отнимает у других детей игрушки». Родители в совместном обсуждении ищут наиболее оптимальные способы реагирования в подобной ситуации.

  Частота и длительность таких семинаров зависят от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт нашей работы показывает, что родительские семинары целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц. Желательно, чтобы дети во время семинаров находились под присмотром педагогов или социальных работников.

В ходе родительских семинаров необходимо уделять особое внимание не только когнитивным и поведенческим аспектам семейного воспитания, но и эмоциональным аспектам семейного взаимодействия. Знания об эмоциональных основах воспитания ребенка способствуют повышению жизненного тонуса родителей, повышают их уверенность в своих родительских возможностях ухода за ребенком и его воспитания и, главное, усиливают способность родителей к пониманию сложного эмоционального мира аутичного ребенка. По нашим наблюдениям, активное участие родителей больных детей в групповых дискуссиях гармонизирует не только родительские, но и супружеские взаимоотношения, а также способствует личностному росту членов семьи.

  Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме организации их взаимодействия с родителями со сходными проблемами, но и в процессе индивидуальных психотерапевтических бесед с психологом о трудностях семьи, семейных взаимоотношений. В процессе психотерапевтической работы с семьей аутичного ребенка психолог помогает родителям разрешить межличностные конфликты, связанные с проблемами воспитания ребенка. Следует отметить, что главным направлением психотерапевтической работы психолога с семьей аутичного ребенка является включение родителей в медико-психологическую работу с ребенком, основанную на объективном, реалистическом подходе к перспективам дальнейшего развития ребенка.

  Оценка эффективности психологической поддержки родителей проводится по субъективным параметрам (обратная связь родителей) и по объективным параметрам (эмоциональное состояние самого ребенка).

  Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессиональной квалификации психолога, его профессионального и жизненного опыта, но и от его личностных особенностей.

Психолог, работающий с детьми с аутизмом и их родителями, должен обладать следующими качествами:

• глубоким интересом к людям и терпением в процессе общения с ними;

• эмоциональной стабильностью и объективностью;

• сензитивностью;

• уважением прав других людей;

• проницательностью;

• сознанием профессионального долга и др.

  Итак, психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей, страдающих аутизмом. Основные цели психологической поддержки состоят в повышении сензитивности (чувствительности) родителей к проблемам ребенка, снижении эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формировании у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала. Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс. Сам процесс психологической поддержки является непрерывным, комплексным, предъявляющим высокие требования к личности специалиста-психолога.

Полезная информация для родителей

Рекомендации при работе с аутичными детьми

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

Избегать переутомления ребенка.

Как играть с аутичными детьми

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.

 Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись “по вкусу” вашему ученику.

 Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

 Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

 Индивидуальные игры — результат более чем 20-летнего труда психолога — дефектолога Г.Д. Черепановой . Каждая из этих игр может послужить началом коррекционной работы.

Некоторые из игр (например, “Покажи нос”) могут быть использованы как при индивидуальной, так и при групповой работе.

Признаки РАС

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей, 
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи, 
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде, 
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует, 
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам, 
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому, 
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению

Список использованной литературы

  1. И. И. Мамайчук  «Помощь психолога детям с аутизмом». — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.   ISBN5-9268-0633-Х

  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.: Генезис, 2000.
  3. Клементьева Н.К «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом». [Электронный ресурс]
  4. Ткачева В.В. «Гармонизация внутри семейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Прак-м по формир. внутриадекватных отношений».  М.; Издательство Гном и Д, 2000
  5.  Янушко Е.А. « Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия». – Изд.2-е. – М.; Теревинф, 2007  (Особый ребенок).
  6. Никольская О. С. «Аутичный ребенок. Пути помощи». О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. М., Теревинф, 2007
  7. Немов Р.С. «Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд., кн.1. Общие основы психологии» . М.:ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....

Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...

Из опыта работы педагога-психолога Антоновой Т.А. «Как избавить ребенка от вредной привычки?

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность(если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойствомопределяются трудности, когда надо избавиться от нежелательной.К.Д....

Профилактическая работа педагога –психолога ДОУ с детьми семей "группы риска"

žВ современной психологии встречаются разные определения и классификации детей, которых можно отнести к «группе риска», но во всех определениях выделяется одна принципиальная позиция.&laqu...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях инклюзии как особая культура поддержки и оказания помощи....