Профилактическая работа педагога –психолога ДОУ с детьми семей "группы риска"
презентация к уроку (старшая группа)
«Дети группы риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1_gruppa_riska.pptx | 272.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современной психологии встречаются разные определения и классификации детей, которых можно отнести к «группе риска», но во всех определениях выделяется одна принципиальная позиция. «Дети группы риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с ЗПР и многие другие. Воспитанники «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов и других специалистов .
Цель - помощь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Задачи : 1.Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. 2.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов. Воспитать уверенность в себе; 3.Формирование адекватной самооценки у детей; 4.Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. 5 . Изменение позиции родителей во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей.
Основные принципы психокоррекционной работы 1.Принцип первый–единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. 2.Принцип второй –единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. 3.Принцип третий –единство диагностики и коррекции развития. 4.Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции.
Направления коррекционной работы с детьми «группы риска» Тревожные дети . 1.Повышение самооценки ребенка; 2.Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3.Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Агрессивные дети . 1.Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; 2.Обучение детей приемам саморегуляции , умению владеть собой в различных ситуациях; 3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4.Формирование таких качеств, как эмпатия , доверие к людям. Гиперактивные дети . 1.Развитие дефицитарных функций; 2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Концепция сопровождения ребенка «группы риска» в условиях дошкольного учреждения предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Только совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ можно достичь стабильных существенных результатов в коррекционной работе с ребенком. Родителям очень часто не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации, поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.
Этапы Содержание работы Методическое сопровождение «Знакомство» Социально психологические условия семейного воспитания. Стиль семейного воспитания. Программа мониторинга семьи «Просвещение» Наглядная агитация. Встречи со специалистами на родительских собраниях, практикумах, семейных клубах. Методические рекомендации. Организация встреч с родителями. Сценарии встреч с родителями. «Индивидуализация» Выявление и знакомство с опытом семейного воспитания (семейные газеты) Программа детско-родительского семейного клуба. Методические рекомендации «Индивидуальное консультирование родителей». «Дифференциация» Выявление проблем: беседы, наблюдения, тесты, опросы. Коррекция родительских установок: беседы. Программа детско-родительского семейного клуба. Методические рекомендации «Индивидуальное консультирование родителей». «Интеграция» Совместные мероприятия: развлечения, совместные акции, конкурсы. Сценарий развлечений, конкурсов. «Рефлексия» Выявление изменений родительских установок, запросов. Оценка эффективности проводимых мероприятий. Результаты мониторинговых исследований. « Перспектива » Внесение корректив. Обсуждение планов на будущее.
Диагностический материал «Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста» «Критерии оценки выявления агрессивности ребенка» «Критерии оценки гиперактивности » «Критерии определения тревожности» «Шкала тревожности» Тест «Тревожный ребенок» Проективная методика «Лесенка» Опросник «Интервью» или тест «Страх» Проективные методики «Крокодил» или «Кактус» Социометрия «Домики» «Домик», «Корректурная проба» Анкета для родителей «Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей» Тест «Взаимоотношения с детьми в семье» Проективная методика « Социограмма » Опросник для родителей «Тип воспитания детей»
Следует учитывать, что именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Поэтому такое пристальное внимание уделяется семьям группы риска. Реальность такова, что в современных дошкольных образовательных учреждениях работа с детьми из семей группы риска СОП относится к компетенции педагога-психолога. В нашем ДОУ создана система ранней профилактики. Она направлена на снижение риска попадания детей и их семей в социально опасное положение. Система работы предполагает выявление семей, имеющих проблемы в функционировании, воспитании и поддержке дошкольника, оказание им профилактических и коррекционных услуг с целью предотвращения ухудшения условий развития ребёнка.
«Служба поддержки и доверия семей группы риска в ДОУ»
В условиях современной экономической нестабильности значительно выросло количество малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей, тем самым обострились проблемы воспитания и развития детей в них. Семья « группы риска » – это разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 34» уже много лет действует «Служба поддержки и доверия» , которая осуществляет следующие функции:
- отслеживание процесса адаптации и развития воспитанников; -помощь в решении проблем личности, коллектива, семьи; -психолого-педагогическое сопровождение, опирающееся на результаты диагностики и мониторинга. Штат службы включает следующих специалистов: заведующая ДОУ, зам. з ав по УВР, методист, педагог-психолог .
Работа специалистов Службы включает несколько основных направлений деятельности По профилактике явлений дезадаптации : психологической, социальной и педагогической; По социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прежде всего, Служба ориентирована на оказание квалифицированной психолого-педагогической поддержки , помощи детям и семье.
Особое внимание социально-психологическая «Служба доверия и поддержки» уделяет работе с родителями. Родители постоянно привлекаются к организации и проведению культурно-досуговых мероприятий. Педагоги Службы осуществляют посещение семей в целях изучения условий жизни и воспитании детей, ими оказывается и консультативная помощь. Службой создан банк семей разных категорий, требующих особого внимания (малообеспеченные, многодетные, неполные, семьи с детьми-инвалидами и опекаемыми детьми) Имея определенный опыт социально-психологического сопровождения воспитанников и семей «группы риска», педагоги разрабатывают программы комплексного содержания для воспитательно -образовательного процесса.
Родители приглашаются на консультацию, где педагог-психолог им подробно раскрывает содержание предстоящей работы с данной семьёй. Итогом встречи является подписание родителями индивидуальных планов сопровождения. Родители дают согласие на сотрудничество и участие в плановых коррекционных мероприятиях, выполнение рекомендаций специалистов. Как правило, никто из родителей не отказывается от помощи специалистов ДОУ. С другой стороны, опыт показывает, что индивидуальный план сопровождения, позволяет повысить родительскую ответственность за необходимые изменения в своей воспитательной позиции, в жизни семьи и ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"
Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....
Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет
Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....
Работа педагога-психолога с агрессивными детьми
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.
Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...
- Мне нравится (2)