Из опыта работы педагога-психолога Антоновой Т.А. «Как избавить ребенка от вредной привычки?
консультация по теме
Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность
(если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством
определяются трудности, когда надо избавиться от нежелательной.
К.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_opyta_psiholog.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы педагога-психолога
Антоновой Т.А.
«Как избавить ребенка от вредной привычки?
«Как избавить ребенка от вредной привычки?
Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность
(если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством
определяются трудности, когда надо избавиться от нежелательной.
К.Д.
Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной
привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергетического
усилия над собой, тогда не трудно было бы от нее избавиться... Но в том -то
и беда, что привычка, установляясь понемногу и в течение времени,
искореняется точно также понемногу и после продолжительной борьбы с нею.
Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже
против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе,
подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею
воспользоваться».
Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то прежде всего
надо найти и постараться устранить ту причину, которая ее обусловила.
«При искоренении привычки, -писал К. Д. Ушинский, -следует вникнуть,
отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против
последствий».
Одно из средств перевоспитания вредной привычки замещение ее
полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе
дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость
достижений в овладении тем или иным умением. Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их и замещение положительными –вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка. В тех случаях, когда малыш поступает в соответствии с требованиями взрослых, вопреки своей привычке, он нуждается в одобрении. Если он стремится исправиться, его усилия надо поддержать добрым словом. Такое поощрение вызовет еще большее старание и породит уверенность в своих силах. Однако поощрение не предполагает вознаграждение ребенка за то, что он поступил так, как требуют правила («вот тебе конфетка!»). Это порождает нехорошую черту характера –торгашество. Если ребенок не выполняет указаний, оставляет их без внимания, не проявляет даже попыток противостоять своей прежней
привычке, он заслуживает порицания. Дети обычно очень чутко реагируют на изменения отношения старших и стараются вернуть их расположение, заслужить одобрение. Когда это не помогает, в исключительных случаях, приходится прибегать к наказанию. Однако оно должно быть крайней мерой.
Опираясь на то положительное, что уже воспитано у ребенка, на его
любовь и привязанность к воспитателю, родным и близким, стремление
пользоваться их расположением, можно достичь гораздо большего в
воспитании навыков и привычек, чем с помощью даже самых разумных
наказаний. Многие отрицательные привычки взрослые сами невольно прививают ребенку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, причем в таких количествах, которые превышают его потребности. Это нередко ведет к так называемой привычной рвоте, которая может в другой раз появиться при одном только виде пищи.
Чрезмерная строгость в отношениях с детьми порождает у них
привычку скрывать свои мысли и чувства, а излишняя опека лишает
самостоятельности, ограничивает возможность приобретения многих
навыков и полезных привычек, доступных их сверстникам. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.
Из опыта работы педагога-психолога
Антоновой Т.А.
«Как надо вести себя родителям с маленьким упрямцем»
«Как надо вести себя родителям с маленьким упрямцем»
Как часто мы, родители, обвиняем своих детей в упрямстве. Возможно,
стоит задуматься, не является ли упрямство и Вашей чертой. Достаточно ли у
Вас воображения и гибкости, чтобы направить упрямство своего ребенка во
что-то более интересное, захватывающее и даже завораживающее, что бы
соответствовало тому сказочному и удивительному миру, в котором он
пребывает?
А может быть, стоит задуматься, что беспокоит Вашего ребенка?
Состояние волнения
и тревоги влечет за собой, как правило, длительный, неразрешимый эмоциональный стресс. А как определить источник детского стресса и вовремя предотвратить состояние невроза у ребенка? Учтите, что в
этом случае в состоянии возбуждения, Ваше неугомонное чадо непоседлив и
не доводит начатое дело до конца по причине возникшей неустойчивости
внимания. Ребенок не в силах следовать Вашим замечаниям. Они только еще
сильнее возбудят его психику и сделают упрямым без предела. Чтобы упрямство не осложняло жизнь родителей и жизнь малыша, не нужно создавать себе искусственных проблем. Вам необходимо вспомнить
себя, каким Вы были в детстве. Если Ваш ребенок особенно упрям, старайтесь не зацикливаться на этой его черте. Не стоит спорить с ребенком и, тем более, ссориться с ним. К примеру, Ваша малышка из самых добрых побуждений захотела Вам помочь: стоит и моет посуду. Вдруг, у нее из рук выскальзывает Ваша любимая чашка. Вы, полная негодования, потребуете прекратить такое мыть. При этом Ваша дочь будет мыть посуду с удвоенной энергией, будто бы Вам «назло». Как правило, дети испытывают интерес ко всему, что «нельзя». Постарайтесь понять своего ребенка, проявить терпение и чуткость. Попробуйте превратить мытье в игру и домыть посуду вместе, подчеркивая при этом, что дочка Вам очень помогла. Постарайтесь объяснить своей малышке, что ей нужно немножечко вырасти, чтобы стать главной помощницей в доме. Пусть она не расстраивается из-
за разбитой маминой чашки. Нужно лишь немного подождать, и посуда
не будет выскальзывать из ее рук. Но если «дух противоречия» беспричинен, Ваш малыш стал тревожен и агрессивен, обязательно покажите его врачу.
Родителям необходимо помнить, что упрямство может быть
проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и симптомами
заболевания малыша.
Из опыта работы педагога-психолога
Антоновой Т.А.
«Гиперреактивность–что это?»
В первую очередь это медицинский неврологический диагноз. Наш
мозг развивается неравномерно и процессы возбуждения формируются
раньше, чем процессы торможения практически у всех. Например, мы
наблюдаем, что малыш, бегает, веселится, балуется и
считаем, что все в порядке, как вдруг! Начинаются капризы, истерика... Что же случилось? Ребёнок переутомился. Он бегает не потому что полон сил, а наоборот, потому что истощён и не может остановиться. И истерика –это крайнее проявление этого утомления. Такое случается со всеми детьми, и они не обязательно являются «гиперактивными». Это может быть просто
разрешаемое взрослыми поведение: «избалованность» или «педагогическая
запущенность». Поэтому, если у вас есть подозрение, что с вашим малышом
что-то не так: посетите врача-невролога, который проведёт специальную
диагностику и примет решение –нужны ли медицинские препараты или
достаточно только педагогического воздействия. Основным признаком гиперактивности является дефицит внимания (врачи так и пишут: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»). Ребѐнок не может долго удерживать внимание (задаѐт много вопросов, но не слышит ни одного ответа), не слышит, что ему говорят (восприятие исключительно речевой инструкции формируется к 5-6 годам), совершает импульсивные поступки (и не может их объяснить), двигательно расторможен (не сидит и не стоит спокойно, отвлекается сам и мешает окружающим).Дети с гиперактивностью «неудобны» для взрослого: они отвлекают на себя внимание как самого педагога, так и других детей. И чаще всего реакция на поведение такого ребѐнка: окрик, замечание, в лучшем случае –тактильный контакт (обнять, взять за руку). Этим детям требуется больше внимания взрослого, ведь не нужно забывать, что ребѐнок просто не может вести себя так, как нам хочется, ему нужна наша помощь и поддержка, а не замечания.Чтобы помочь гиперактивному ребѐнку необходим комплекс мер:
Во-первых, это медицинская консультация.
Во -вторых, собственно педагогические воздействия. В каждом
конкретном случае это могут быть разные меры. Однако, основополагающие
принципы таковы:
Режим дня, как можно более четкий. Если у вас запланированы
мероприятия в выходной день, постарайтесь найти время, чтобы ребёнок
все равно смог отдохнуть и успокоиться.
Система разрешений и запретов. Приём запретов должно быть
немного, они должны быть объяснены и иметь форму правил. Например:
«когда мы переходим через дорогу, нужно держать меня за руку». И
объяснения: «потому что на дороге опасно, / потому что я за тебя
волнуюсь...». И правило выполняется всегда. Если ребёнок делает что-
то не то, лучше говорить не «нельзя», а «можно, только другое».
Снизить нагрузку на ребёнка: давать больше перерывов,
уменьшать время занятия, не требовать педантичности и аккуратности в
начале работы. Отмечать не то, что не получилось, а то, что выполнено
правильно. И вся работа получается лучше, если ребёнок ещѐ не устал: с
утра, в начале занятия. Дать ребѐнку возможность быть успешным, найти то, за что его можно похвалить. Чаще использовать тактильный контакт: (объятия, пальчиковые игры, массажи).Все эти правила можно применять к любому ребёнку, независимо есть ли у него диагноз «гиперактивность» или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Группа кратковременного пребывания в системе работы ГБОУ школы №37 структурного подразделения детский сад №2696 (из опыта работы педагога-психолога Бондаренко С.Б.)
Реализация современных требований социальных заказчиков в системе дошкольного образования обусловила введение новых организационных форм, в частности создания групп кратковременного пребывания (ГКП) в...
Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек
Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...
Из опыта работы педагога-психолога Консультация "Права и обязанности ребенка дошкольного возраста".
Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым...
Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...
Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...
Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...