Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
методическая разработка по психологии
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях инклюзии как особая культура поддержки и оказания помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_soprovozhdenie_psihologo_pedagogicheskoe.pptx | 574.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ
. Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ 1 этап . Установление контакта. От того, как выстроятся отношения в течение первых минут, будет зависеть эффективность консультации. Важной составляющей является готовность обеих сторон к консультированию, общий настрой, выбранное место и время. 2 этап. Прояснение ситуации, выяснение потребностей родителя, выслушивание. На этом этапе педагогу-психологу важно внимательно выслушать причину обращения. Понять, как родитель видит проблему («Что Вас беспокоит?», «Как это происходит?», «В каких ситуациях?»). Уточнить запрос («Правильно ли я вас поняла?») .
Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ 3 этап. Осознание желаемого результата. Выяснить, каких результатов хочет получить родитель («То, что меня бы больше устроило, это…»). Какие попытки родители делали, чтобы самостоятельно справится с ситуацией («Какие варианты решения нашли сами ?»). 4 этап. Выработка альтернатив. Предложить 2–3 рекомендации по исправлению ситуации. Наметить реальный шаг к совершению поступка. Например:(«Начиная с завтрашнего дня, Вы постараетесь контролировать режим дня вашего ребёнка так, чтобы он был максимально приближен к режиму дня детского сада»). Дать возможность родителю самому проговорить варианты решения проблемы («Что бы достичь этого, мне нужно ...»). 5 этап. Завершение консультации. Обобщение в форме резюме: (« Я пришёл к пониманию того, что…»). Поддержать родителей («Я уверена, что у Вас получится»; «Я готова поддержать Вас в трудную минуту»).
Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ Первая стадия – «Шок». Родители стараются доказать себе и окружающим, что ребёнок совершенно здоров, могут длительное время отказываться от помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), не хотят проходить ПМПк , находят объяснения действиям ребёнка («Он устал», «Ему не интересно», «А дома у него получается»). На этой стадии наиболее эффективен деловой тон взаимодействия, ясное информирование о фактах, характеризующих поведение или состояние ребенка.
Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ Вторая стадия – «Гнев, агрессия». Родители испытывают чувство стыда, обиду. Часто задают себе вопрос: «Почему мой ребенок такой?», ищут виновных в случившемся, могут злиться на себя и окружающих. Обращаются к специалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам, психологам, логопедам и врачам по профилю заболевания). Могут корректировать курс назначенного лечения или программу работы с ребёнком на своё усмотрение («Это лекарство может оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»). Если не видят быстрого положительного результата лечения и занятий, перекладывают вину на специалиста, к которому обратились. Гнев родителя может доставаться, как специалисту, так и ребёнку. («Быстро сел и слушай, что тебе говорят, не вертись» (ребёнок с дефицитом внимания)). На стадии «Гнев, агрессия» для педагога важно внимательно выслушать родителя и уточнить, каких конкретно действий он ожидает от дошкольной образовательной организации. На первой и второй стадиях родители могут активнее делиться переживаниями с другими семьями, имеющими ребенка со схожими проблемами, и оказаться не готовыми к помощи специалистов.
Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ Третья стадия – «Защитное отрицание». По мере того как родители начинают принимать и понимать проблемы ребёнка, они погружаются в глубокую печаль, связанную с её осознанием. У членов семьи могут появиться депрессивные и невротические реакции. На этой стадии для педагога важно эмоционально поддержать, сказать о ресурсах, которые он видит в родителе («Вы много для него делаете», «Ребёнок Вас любит») Четвертая стадия – «Принятие». Характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ситуации. Родители понимают особенности своего ребенка и намерены сделать все для его счастья. Действия педагога на стадии «Принятие» заключаются в оказании помощи определения ключевых задач и целей. Большая задача делится на несколько частных, с конкретными этапами их достижения .
Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ Пятая стадия – «Конструктивное действие». Родители ребёнка с ограниченными возможностями здоровья меняют жизненные ценности, образ жизни. Значимой целью становится воспитание малыша так, чтобы он стал личностью, счастливым человеком. Можно услышать следующие высказывания родителей: «Что можно сделать, чтобы мой ребёнок это смог?», «Что Вы мне посоветуете?», «Какие занятия будут более эффективны?». На стадии «Конструктивное действие» происходит максимальное взаимопонимание родителя и педагога. Это наиболее благоприятный период для выстраивания общих действий и планов. Эффективно обсуждение индивидуального маршрута с четкими рекомендациями по обучению и воспитанию ребенка, оценки результативности совместных действий взрослого и ребенка.
Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ Взаимодействуя с родителями, педагогу важно осознавать, что в настоящее время формирование родительской компетентности во многом зависит от формы организации психолого-педагогической помощи. Опираясь на проверенные методы с доказанной эффективностью и при этом используя в работе современный подход (дистанционные технологии, коучинг , проектную деятельность, межведомственный подход), специалисты сопровождения могут удовлетворить потребность семьи ребенка с ОВЗ в преодолении психологических трудностей и трудностей социальной адаптации и жизненного планирования. Спасибо за внимание !
Особенности работы педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ Список литературы: 1. Семья особого ребенка. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Семья особого ребенка» (28 ноября 2022г., г. Москва) [Электронный ресурс] /Сост. Г.Ю.Одинокова , И.А.Мещерякова . — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. — 583 с. 2. Грищенко , И. И. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребѐнка с ОВЗ / И.И. Грищенко. – Текст : электронный // Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сб. материалов I Всерос . науч.– практ . конф . с международным участием Чебоксары. – 2022. – С. 181-184. – URL : https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=48412461 3. Корнеева , Т. П . Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ / Т.П. Корнеева. – Текст : электронный // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. – 2018.– №1. – С. 9-15. – URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=32819500 4. Информационно-методический сборник по комплексному сопровождению семей с детьми с РАС «Синий мост», Великий Новгород – 2018 г. – 124 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием
Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...
Особенности работы педагога-психолога в развитии одаренности у дошкольников
Работа с одаренными детьми...
Особенности работы педагога-психолога в развитии одаренности у дошкольников
Работа с одаренными детьми...
Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...
Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...
Особенности работы педагога-психолога с семьями участников СВО
Разлука с отцом для всех детей и обучающихся разного возраста всегда психологически травматична, поэтому родным и педагогам очень важно оказывать им психологическую поддержку. Целью работы ...