Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек
методическая разработка по теме

Заговорич Ирина Михайловна

Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

В нашем случае клуб «Знаек-Познаваек» - это неформальное объединение родителей для решения практических задач в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста.

Обычно подобного рода клубы организуются группой энтузиастов, дети которых вместе занимаются в кружках, студиях, секциях.

В нашем случае – это совместное участие детей в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста.

В основе деятельности клуба «Знаек-Познаваек» – добровольность, личная заинтересованность родителей в интеллектуальном и творческом развитии личности своего ребенка.

Подобная работа с родителями дала свои продуктивные результаты, так как в нашем МБДОУ значительно увеличилось количество детей, активно принимающих участие в подобных конкурсах, викторинах, олимпиадах в резульате включения родителей в ознакомительную работу с ними. А это в свою очередь способствует продуктивной организации совместного времяпрепровождения родителей и детей. повышает уровень интеллектуального развития детей, помогает развитию творческих способностей, и, что немаловажно. повышает рейтинг нашего учреждения в городе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 76 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Клуб «Знаек-Познаваек»

(план работы клуба с указанием тематики встреч и конспект одной встречи с родителями)

Составила:

Заговорич И.М.,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 76 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара

Сыктывкар, 2016 г.

Фома работы: клуб «Знаек-Познаваек».

Пояснение к выбору формы: В целом «клуб» – форма организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

В нашем случае клуб «Знаек-Познаваек» - это неформальное объединение родителей для решения практических задач в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста.

Обычно подобного рода клубы организуются группой энтузиастов, дети которых вместе занимаются в кружках, студиях, секциях.

В нашем случае – это совместное участие детей в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста.

В основе деятельности клуба «Знаек-Познаваек» – добровольность, личная заинтересованность родителей в интеллектуальном и творческом развитии личности своего ребенка.

Цель работы клуба «Знаек-Познаваек»:

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через участие в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста.

Задачи, реализуемые клубом «Знаек-Познаваек»:

оказывать консультативную и практическую помощь родителям в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста;

повышать педагогическую культуру родителей через организацию совместной работы с детьми по решению вопросов в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

выявлять и транслировать положительный семейный опыт в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста

способствовать установлению межсемейного сотрудничества;

способствовать установлению доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями через объединение их в одну команду при решении вопросов всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста

Предварительная работа при создании клуба «Знаек-Познаваек»: анкетирование родителей по вопросам заинтересованности их участия с детьми в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста. Анализ полученных в результате анкетирования данных. Подготовка материалов для реализации встреч членов клуба «Знаек-Познаваек».

Используемые материалы для полноценного функционирования клуба «Знаек-Познаваек»:

1.Бланки с заданиями интеллектуального характера предыдущих выпусков Всероссийской викторины «Любознайка» центра довузовской подготовки;

2.Бланки с заданиями творческого характера предыдущих выпусков Всероссийских конкурсов «Корабль успеха»;

3. Бланки с заданиями творческого и интеллектуального характера предыдущих выпусков Международного педагогического портала  «Солнечный свет»;

4. Бланки с заданиями творческого и интеллектуального характера предыдущих выпусков Международного педагогического портала  «Изумрудный город».

Тематика встреч:

1 встреча «Что такое конкурсы, викторины, олимпиады интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста?» Цель: познакомить родителей с разноуровневыми конкурсами, викторинами, олимпиадами интеллектуального характера для детей дошкольного возраста. Дать представление о специфике каждого из указанных мероприятий и доступности мероприятий с учетом возрастных особенностей детям дошкольного возраста;

2 встреча «Где мы хотим принимать участие со своими детьми?» Цель: определить круг разноуровневых конкурсов, викторин, олимпиад интеллектуального характера для детей дошкольного возраста и ценовую политику данных мероприятий. Дать представление о необходимости совместного участия в данных мероприятиях родителей и детей как средства интеллектуального и творческого развития детей;

3 встреча «Как работать с бланковыми формами при выполнении заданий с детьми дошкольного возраста?» Цель: познакомить со спецификой оформления бланков по каждому мероприятию из выбранных родителями на предыдущей встрече. Дать представление о формах работы с детьми при выполнении заданий бланкового характера;

4 встреча «Нам трудно ответить на вопрос или Как найти выход из затруднительной ситуации при поиске информации?» Цель: познакомить родителей с вариантами возникающих в процессе работы с детьми по выбранным мероприятиям трудностями. Дать представление о способах выхода из затруднительных ситуаций через совместное обсуждение и активное речевое взаимодействие между членами клуба «Знаек-Познаваек». Выявлять и транслировать положительный семейный опыт в вопросах решения затруднений;

5 встреча «Давайте похвалимся своими достижениями» Цель: способствовать установлению доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями через объединение их в одну команду при показе достижений своей семьи. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста;

6 встреча «Знакомство с перечнем конкурсов на второе полугодие» Цель: определить круг разноуровневых конкурсов, викторин, олимпиад интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста и ценовую политику данных мероприятий на второе полугодие. Дать представление о необходимости совместного участия в данных мероприятиях родителей и детей как средства интеллектуального и творческого развития детей. Способствовать установлению доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями через объединение их в одну команду при решении вопросов выбора мероприятий на второе полугодие;

7 встреча «Как работать с творческими конкурсами» Цель: познакомить родителей с разноуровневыми конкурсами, викторинами, олимпиадами творческого характера для детей дошкольного возраста. Дать представление о специфике каждого из указанных мероприятий и доступности мероприятий с учетом возрастных особенностей детям дошкольного возраста;

8 встреча «Задавайте ваши вопросы» Цель: выявлять и транслировать положительный семейный опыт в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста. Способствовать установлению межсемейного сотрудничества;

9 встреча «Наши дети – наша гордость». Цель: способствовать установлению доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями через объединение их в одну команду при показе достижений своей семьи. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт в вопросах всестороннего развития детей дошкольного возраста через организацию участия в разноуровневых конкурсах, викторинах, олимпиадах интеллектуального и творческого характера для детей дошкольного возраста;

Описание одной встречи с родителями:

4 встреча «Нам трудно ответить на вопрос или Как найти выход из затруднительной ситуации при поиске информации?»

Цель: познакомить родителей с вариантами возникающих в процессе работы с детьми по выбранным мероприятиям трудностями. Дать представление о способах выхода из затруднительных ситуаций через совместное обсуждение и активное речевое взаимодействие между членами клуба «Знаек-Познаваек». Выявлять и транслировать положительный семейный опыт в вопросах решения затруднений;

Ход встречи:

В: Уважаемые родители, я рада видеть всех вас здесь, на нашей встрече. Добрый вам всем вечер.

(по сложившейся традиции нашего клуба, родители при входе в помещение, где проходит встреча, здороваются достаточно громко, обращаясь ко всем членам клуба. По этой причине приветствие во время начала заседания сводится к одновременному ответу на слова приветствия ведущего в той форме, в которой родителям удобнее выразить свое настроение, общее эмоциональное состояние и т.п.)

Р-ли: Добрый вечер! Здравствуйте! и другие варианты вербального и невербального приветствия ведущего встречи и друг друга.

В: Мы собрались с вами уже для 4 встречи, тема которой «Нам трудно ответить на вопрос или Как найти выход из затруднительной ситуации при поиске информации?»

(на экран через проектор выведена тема встречи)

В: На нашей предыдущей встрече «Как работать с бланковыми формами при выполнении заданий с детьми дошкольного возраста?» мы с вами знакомились с бланками викторины «Любознайка» 15 выпуска, над выполнением заданий которой сейчас у нас с вашими детьми ведется работа. Кто помнит названия бланков и суть представленных в них заданий?

Р-ли: Это бланки:

- «Пишичитай», включающие задания по развитию речи, чтению художественной литературы;

- «Умка», включающие задания по логике, сенсорике, занимательной математике;

- «Мир вокруг нас», включающие задания по краеведению, окружающему миру;

- «Безопасное детство», включающие задания по ПДД, правилам поведения, основам этикета.

В: Да, конечно, вы все верно поняли и вспомнили все 4 конкурса викторины. Ваше понимание  - это уже половина успеха! Хочу напомнить, что мы с вами сделали предположение о том, какие возможны ситуации при работе с данными бланками, в которых у детей и у вас могут возникнуть затруднения. Кто-то из вас уже звонил мне и другим родителям и делился опытом затруднений. Кто-то сообщил, что ни одной сложности не возникло в ходе выполнения заданий и именно эти родители готовы сегодня нам с вами помочь найти оптимальный выход из ситуации.

Итак, давайте разберемся с нашими затруднениями.

(на экране представлена таблица (приложение 1), состоящая из пяти столбиков, где в шапочке первого столбика указано «Трудности при ответе на вопрос», в шапочке второго столбика указано «Трудности при разъяснении сути вопроса ребенку», в шапочке третьего столбика указано «Трудности при внесении ответа в бланк ответов», в шапочке четвертого столбика указано «Сложно все, нужна помощь», в шапочке пятого столбика указано «Затруднений не возникло»)

В: Я прошу вас внимательно ознакомиться с формулировками столбиков и определиться, к какой из групп вы можете отнести свою работу с ребенком при выполнении заданий викторины. После чего вам необходимо маркером поставить отметку в соответствующий столбик. Это может быть «плюс», «крестик», «восклицательный знак» или любой другой символ.

(родители после некоторого размышления (2-3 минуты), ставят символ в тот столбик, в котором отражено состояние их работы с детьми при выполнении заданий 15 выпуска викторины «Любознайка». После этого подводится итог и формулируется вывод о том, какого рода затруднения встречаются чаще всего у родителей)    

В: Молодцы, что честно поставили отметки в столбиках. И теперь нам с вами видно, что совсем не возникло затруднений при разъяснении сути вопроса ребенку, вы справились с этим моментом все успешно. Совсем нет сложностей у вас при внесении ответов в бланк, значит, наша предыдущая встреча прошла не напрасно. Молодцы. Здорово, что есть семьи, где затруднений нет совсем никаких. Но у нас есть одна отметка о том, что сложно все и несколько человек показали, что у них возникают проблемы при ответе на вопрос.

(экран очищается от пометок, но на нем остаются названия двух оставшихся столбиков с указанием характера трудностей)

В: Итак, тот родитель, который указал, что указал, что сложно все, вы готовы сейчас озвучить, где и что у вас не получается? Если да, то давайте мы все вместе вам поможем разобраться в ситуации. Если нет, то я предлагаю вам остаться после нашей встречи, и мы проработаем основные моменты индивидуально.

Р-ль: Я сейчас в ходе вашего обсуждения попробую еще разобраться в ситуации. Но предпочитаю остаться после встречи индивидуально.

В: Договорились. И тогда у нас с вами остались «Трудности при ответе на вопрос». Скажите, пожалуйста, какого рода трудности здесь вам повстречались? В чем именно нужна помощь? Давайте конкретизируем.

(родители по желанию поочередно озвучивают возникшие затруднения)

Р-ли: Как действовать, если ребенок дает не правильный ответ на вопрос? Что делать, если ребенок реагирует на рисунки, которые обозначают заведомо ложный ответ? Как быть, если ребенок, не выслушав вопрос полностью, начинает отвечать на него? Как поступить, если ребенок не знает ответа на вопрос совсем? Можно ли задавать уточняющие вопросы? И т.п. трудности.

(пока родители озвучивают все возникающие трудности данного характера, ведущий записывает их последовательно на экране. После чего делается вывод о том, что в большинстве случаев родители переживают из-за возможного не полностью правильного или не верного ответа ребенка на поставленный вопрос в задании викторины)

В: Давайте попробуем разобраться. У нас с вами уже есть мастера в решении с детьми заданий викторины, у которых нет трудностей. И это замечательно. Я хочу обратиться к вам, родители-мастера, вы готовы помочь нам разобраться с этих ситуациях? Кто самый смелый и сделает первый шаг в помощи?

(в результате такого обращения к родителям, не испытывающим затруднений в данной ситуации или родителям-мастерам, кто-то из них либо самостоятельно, либо по просьбе ведущего начинает делиться собственным опытом по выходу из указанных трудностей)

В: Отлично! Мы с вами получили ответ на первый вопрос, выход из первой трудной ситуации. Кто может дополнить что-то из собственного опыта или поделиться впечатлениями от своей работы с ребенком?

(родители-мастера, а затем и те, кто испытывает трудности данного характера,  постепенно начинают обменивать мнением о проблеме. Возникает живая дискуссия, в ходе которой все достаточно активно общаются и даже занимаются поиском оптимального выхода из ситуации, чтобы в дальнейшем воспользоваться им при необходимости. Так проходит обработка всех запросов, которые в ходе дискуссии становятся более конкретными с указанием реальных вопросов викторины и несколькими способами выхода из ситуации. В это время ведущий занимает равную позицию с родителями, активно принимая участие в обсуждении и делясь собственными наработками в направлении возникших трудностей. Важно обратить внимание на то, что в ходе обсуждения родители активно пользовались подручными материалами – листами бумаги, цветными маркерами, доской и мелом, играми и игрушками, спортивным инвентарем как заменителем необходимого оборудования при пояснении вопросов и находящимся в свободном доступе и т.п. для наибольшей наглядности).

В: Вы устроили просто мозговой штурм в ходе нашей с вами дискуссии! Это здорово! И я надеюсь, что каждый из вас получил ответы на свои вопросы.

В: Есть ли родители, которые не услышали решения своей трудности сегодня? Если есть, то вы можете прямо сейчас задать вопрос, и мы постараемся вам ответить на него. Либо вы можете остаться после сегодняшней встречи и мы обсудим проблему индивидуально.

Р-ли: Спасибо, но вопросов нет.

В: Тогда я хочу сказать вам огромное спасибо за продуктивную и очень активную работу сегодня. Вы большие молодцы! Я благодарю вас за вашу заинтересованность и стремление активно работать с детьми дома, занимаясь не только решением заданий, поиском ответов на вопросы. Но и как показала сегодняшняя работа – практическими занятиями по выходу из сложивших затруднительных ситуаций. Ведь все, что вы делаете дома с детьми – это ваш вклад в их развитие. Если больше вопросов нет, то хочу напомнить, что наша 5 встреча произойдет 12 января 2017 года. Тема встречи: «Давайте похвалимся своими достижениями». Подумайте, чем и как вы готовы похвалиться-поделиться-похвастаться.

В: Спасибо за работу.

(родитель. Который планировал остаться индивидуально, сообщил, что в ходе активного общения он получил ответы на все свои вопросы и помощь, к счастью, ему уже не нужна. Но если возникнут трудности, он обязательно придет и договорится об индивидуальной встрече либо пообщается в социальных сетях с родителями клуба «Знаек-Познаваек»).

Приложение 1.

«Трудности при ответе на вопрос»

«Трудности при разъяснении сути вопроса ребенку»

«Трудности при внесении ответа в бланк ответов»

«Сложно все, нужна помощь»

«Затруднений не возникло»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...

Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»

Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, ко...