ТРИЗ-технология как один из способов работы с одаренными детьми и детьми ОВЗ с речевыми нарушениями
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Вячеславовна

Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. При помощи этих же кругов можно выделить из массы детей особого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_ev_provotorova_nn.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Кузнецова, Н.Н. Провоторова

ТРИЗ-технология как один из способов работы с одаренными детьми и детьми ОВЗ с речевыми нарушениями

Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему

пяти словам - он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинами,

он усвоит их на лету.

К. Д. Ушинский

Переход к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождается усилением внимания к детям с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом. На сегодняшний день в Российской Федерации выстраивается целостная система работы с талантливыми детьми: сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Основополагающим документом, который определил принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования, стала Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [1].

В дошкольном возрасте рано говорить о талантливых детях, так как талант – это более сложный психологический процесс в развиваюшихся способностях ребенка. У детей дошкольного возраста чаще встречается одаренность. Что же это такое?

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность находится где – то в центре пресечений креативности, мотивации и выдающихся способностей, то есть таланта.

Детей со способностями видно сразу среди сверстников. Они отличаются не только своими способностями, но и поведением, из-за которого можно подумать, что перед нами ребенок с ОВЗ. Ведь, что такое одаренный ребенок, - это возможна неуспешность в образовании в каких – либо направлениях (ребенку не интересно), это социальная дезориентация (подобным детям тяжело найти общий язык со сверстниками), это агрессивность и гиперактивность. Ребенок с ОВЗ имеет те же трудности и в общении, и в образовании. Это очень тонкий и трудный процесс разграничения ребенка с признаками одаренности с ребенком ОВЗ. Эту тему мы пытаемся раскрыть, работая в паре: учитель – логопед и воспитатель.

В своей тесной работе мы используем многие современные технологии, причем и интернет ресурсы. Чаще всего в своей работе мы прибегаем к помощи ТРИЗ технологиям и это круги Луллия.

Что же это такое? Круги Луллия – это дидактическое пособие, которое обогащает условия для интеллектуального развития детей и формирования познавательной и речевой активности дошкольников, их творческого мышления и воображения.

Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. При помощи этих же кругов можно выделить из массы детей особого ребенка. Этот ребенок, как правило, объясняет все необъяснимое. Он мыслит по-другому. Например, ребенок с признаками одаренности, может объяснить схожесть солнца и синего квадрата. Объяснение простое: солнце тоже может быть синим, когда его закрывают тучи.

В своей работе мы используем следующие типы кругов Луллия:

  • Найди реальное сочетание секторов.

Следуя этому типу игр с кругами Луллия, дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Применяют предлоги, тем самым развивая речь. Делают выводы. Например, Туча – серая, круг серого цвета. Туча в любое время года имеет темный, серый цвет.

  • Найди и объясни необычное сочетание.

Данный тип игр позволяет раскрыть неординарность мышления детей. Здесь дети сочетают в одно целое несочетаемое и объясняют свою позицию по этому вопросу. Например, все та же туча в сочетании желтого круга. Что у них может быть общего? А, оказывается, здесь самое прямое сочетание, солнце спряталось за тучу, и, просвечиваясь, придает желтый оттенок туче. Вот так это явление объясняют дети. Это способ наиболее интересный нежели первый.

  • Придумай свою историю или сказку.

Придумывать, выдумывать – это вообще любимый способ игры детей. Они с удовольствием придумывают фантастические истории, с которыми делятся с окружающими. Это тип игр позволяет развивать воображение, логическое мышление и, конечно же, речь. И самое главное, здесь не бывает неверных ответов, эти сочинения нужно только принять.

  • Обозначь и реши проблему.

Это самый сложный и трудный для восприятия детей тип игры, но детям нравится все непонятное, и они быстро учатся. В фантастической сказке всегда что - то случается с главными героями. Ребенок учится формулировать проблему и пути решения ее.

Бывает, что педагоги в совместной работе используют сразу несколько типов игр для более эффективности. Педагоги всегда помогают играть детям по данной методике и направляют их мысли в нужное русло, но их участие может быть разным.

  • Педагог непосредственно участвует в игре. То есть рассказывает о правилах, помогает развить ее, подвести к окончанию, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.
  • Воспитатель или учитель – логопед направляет действия и речь детей в нужное направление, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети сами выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.
  • Кто – либо из педагогов осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети уже самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.
  • Педагоги осуществляют только обучающее руководство познавательными играми и создают условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Во время игры дети всегда свободны в своих высказываниях, а взрослые — приветствуют самые неожиданные предложения и высказывания детей. Результаты этих игр с кругами Луллия можно заметить сразу. Ответы детей становятся более развернутыми, то есть речь воспитанников усложняется, происходит рост от односложных фраз к сложным предложениям. В тексте ребенок самостоятельно произносит имена признаков, самостоятельно создает воображаемые ситуации, с удовольствием формулирует и решает проблемы. В этом и заключается главный и действенный результат использования кругов Луллия.

В заключении хочу выделить преимущества работы с кругами Луллия.

Во-первых, этот тип тренажеров позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие и дошкольников, и их способностей в режиме игры, а, как известно, игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста.

Во-вторых, этот тренажер достаточно легко изготовить самостоятельно, и они просты в использовании – картинки на секторах можно менять согласно изучаемой теме.

В-третьих, круги Луллия можно использовать с детьми всех возрастных категорий, в любой детской деятельности. Они являются большим подспорьем и на занятиях, и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, и в самостоятельной деятельности детей.

И, в-четвертых, они применяются как при индивидуальной работе, так и с группой детей.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, но, в то же время, образовательной обстановки, а также непринуждённость снимает психологическое и физическое напряжение, активизируется творческая и мыслительная активность у детей.

Используемая литература 

  1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
    талантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    http://edu53.ru/npincludes/upload/2012/09/10/2837.pdf
  2. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх СВ. Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. // Ребенок в детском саду, № 2, 2006.

3.    Сидорчук Т. А., С. В. Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2015

Елена Вячеславовна Кузнецова

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г. Мичуринска

тел.: 8-905-047-06-00

учитель – логопед

Наталья Николаевна Провоторова

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г. Мичуринска

тел.: 8-953-714-65-09

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для работы с одаренными детьми.

Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности.Способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и разв...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Рекомендации для родителей. Способы работы с одаренными детьми.

В памятке даны подробные рекомендации по воспитанию и развитию одаренных детей....

Оздоровительная работа на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные речевые нарушения

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе я использую  оздоровительные приемы...

Программа работы с одаренными детьми "Волшебный песок" по направлениям художественно-эстетического и речевого развития

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка.Это объясняется, во-первых, значимост...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Принципы, которыми необходимо руководствоваться в работе с одаренными детьми» в рамках практико-ориентированного семинара ЦРО: «Система работы педагога по развитию одаренности и творческого потенциала ученика (воспитанника).

Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, ...