Педагогические условия, способы, формы работы с одаренными детьми дошкольного возраста.
статья на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»
Материалы к статье
на педагогические чтения по теме
«Педагогические условия, способы,
формы работы с одаренными детьми
дошкольного возраста».
Выполнила воспитатель:
Осинцева Вера Антоновна.
Воспитатель высшей категории.
с. Омутинское 2016г.
Что же такое «одаренность» и как она проявляется маленьком ребенке? Что заставляет взрослых увидеть в малыше талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность («Она все замечает), ненасытное любопытство («Куда он только не лезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).
Одаренность многогранна. Занимаясь вопросами детской одаренности, мы придерживаемся определения, которое было предложено Комитетом по образованию США (1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающих следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).
Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, то есть идущего рядом с ребенком воспитателя.
Процесс обучения для таких детей предусматривает дифференциацию по помощи, которую будет оказывать взрослый.
В нашем детском саду мы определили следующие направления: создать банк данных об одаренных детях; составить карту индивидуальных достижений воспитанников; работать дифференцированно; осуществлять индивидуальный подход и консультировать детей; анализировать свою учебно – воспитательную деятельность и детей всей группы; обогащать учебные программы и построить воспитательную работу так, чтобы создать комфортные условия для одаренного ребенка ребенка.
Важно уважать и обсуждать любую его идею, какой бы странной она не казалась. Мы следим за здоровьем и психологическим состоянием воспитанника, так как для него характерны периоды подъема и спада. Требования должны точно соответствовать интеллекту одаренного ребенка, потому что легкий материал ведет к усталости. Информация, подаваемая ребенку, должна стимулировать вопросы к воспитателю. Мы стараемся создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, поддерживаем способности ребенка к творчеству, проявляем сочувствие к ранним неудачам, находим слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегаем критику первых его опытов – какими бы они были неудачны. Относимся к ним с симпатией и теплотой. Ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Мы считаем, что ранее выявление способностей и специализированные программы обучения способствуют развитию в ребенке плодотворного отношения к учебе и к самому себе. В нашем детском саду используется программа, которая ориентируется на собственную систему выявления одаренных детей, в которой рассматриваются некоторые важные вопросы разработки пригодного на практике плана выявления способных детей:
- Поиск. Ищем потенциально одаренных детей, которые имеют возможность посещать группы для обучения специальной программы;
- Оценка. Процедура оценки спланирована таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и двигательного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей ребенка и от специалистов, проводящих индивидуальное тестирование.
- Отбор. Это заключительная стадия выявления способных детей. Отбор преследует двойную цель: 1). Подобрать наиболее подходящий для обучения по специальной программе состав детей; 2).Обеспечить наиболее полный охват этой программой детей.
- Выводы. Выявление одаренных детей дошкольного возраста и их последующее обучение по специальной программе.
Интеллектуальные возможности детей мы определяем путем:
а). анализа списков победителей различных выставок, соревнований, конкурсов;
б). наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов;
в). опроса воспитателей и специалистов о детях, которые проявляют способности;
г). анализа кружковой занятости детей и ее результативности;
д). проведения занятий с точки зрения активизации творчества дошкольников, которые раскрывают возможности к стимулированию умственного развития.
При формировании групп по интересам нам предоставляется возможность отобрать детей:
а). с общими интеллектуальными способностями (которых отмечают воспитатель и специалисты);
б). с творческими способностями (их отмечают дети и воспитатель);
в). с лидерскими (руководящими) способностями (их отмечают дети и воспитатель);
г). с исполнительскими способностями (видны всем в повседневной деятельности).
Основными формами работы с одаренными детьми в нашем детском саду
являются:
- Занятия с использованием специальных методик.
Программы для дошкольников обычно предусматривают определенное время на дополнительные занятия. На них рассказываются разные истории, проводятся дискуссии. Эти занятия таят в себе массу возможностей для активизации дивергентного мышления, одним из средств этого служит фантазия. На таких занятиях мы максимально внимательно относимся к подбору вариантов творческой активности для своих детей. Для того чтобы завоевать и удержать внимание своих маленьких воспитанников, мы обеспечиваем наглядность и используем игровые ситуации, стимулируя интерес детей собственным энтузиазмом.
- Сюжетно – ролевые и творческие игры. Мы заметили, что одаренные дети нередко оказываются способными участвовать в сложных ролевых играх уже в 2,6 года. Их раннее речевое развитие и наблюдательность делают тематику игр весьма разнообразной, богатой межличностными нюансами. Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт. В нашем детском саду при благоприятных условиях, созданных во время игры, дети развивают гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.
- Индивидуальная работа. Для всех одаренных детей мы используем программу для одаренных дошкольников, которая предполагает организацию занятий в группе по свободной системе, которая способствует развитию независимости суждений, мыслительных способностей и творческого подхода.
- Кружковая деятельность, предусматривает более глубокое развитие ребенка в одном каком-то направлении. В нашем детском саду дети отдают предпочтение кружку «Умники и умницы» (на развитие логического мышления), где ребята делают свои умозаключения при решении поставленной перед ними задачи.
- Работа с родителями одаренных детей необходима для того, чтобы вовремя выявить у детей наиболее раннюю одаренность и какими способами
в дальнейшем своевременно достичь желаемых результатов в развитии ребенка.
6. Конкурсы, выставки, соревнования, проводимые в нашем детском саду способствуют выявлению одаренных детей, у которых проявляются таланты дошкольников к пению, танцам, рисованию, спорту.
7. Исследовательская работа, важнейшая черта одаренного ребенка - стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Развитие исследовательских способностей ребенка, мы рассматриваем, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Таким образом, работая с одаренными детьми, мы используем различные педагогические способы и формы работы с ними, создавая при этом педагогические условия, которые благоприятно воздействуют на воспитание, обучение и общение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.Понятие термина «Патриотизм» - в пер...
Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС» Одним...
Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО
В материале подобраны современные формы работы педагогов по патриотическому воспитанию, такие как проект, акции, образовательное путешествие, виртуальная экскурсия, флеш-моб, кроссенс. На практике дан...
Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...
Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...