Логоритмика и ее применение в работе с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Каленская Алина Владимировна

Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи школьников с ОВЗ.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_i_ee_primenenie_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

 « Логоритмика и ее применение в работе с детьми с ОВЗ»

Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи школьников с ОВЗ.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Школьный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.

Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в школьном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка. 

 Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами.

 Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).

 В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

   На седьмом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.

В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одноударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.

Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч.

Произношение детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.        

В школьном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоционально образное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.  

       Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

Логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной, так как логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса обучающихся дошкольного возраста.

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:

- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

-сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

-сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;

-сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;

-способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;

-способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;

-способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;

     - способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

-положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);

-улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;

-воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;

-воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. «Игрушки»

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Список литературы

  1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005. - 798 c.
  2.  Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика, 2008, Издание: АСТ, Астрель, Планета знаний, АСТlitres, ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ"
  3.         Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников, 2010, АСТ, Астрель, 64с.
  4. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, АСТ.
  5. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. / Е. А Алябьева. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 170 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как одна из методик работы с детьми, имеющие речевые нарушения

Описаны  упражнения  на освоение  основных  движений, на  развитие  ориентировки в пространстве, на развитие  мелкой  моторики  и  кистей рук, упражне...

«Логоритмика- как одна из методик работы с детьми»

«Логоритмика- как одна  из методик работы  с детьми»...

"Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми по развитию речи и ее коррекции"

Мастер-класс для воспитателей (использование логоритмических упражнений для речевого развития детей)...

Музыкальная логоритмика как средство организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

В данном материале представлена краткая информация о методических подходах в организации коррекционной работы с дошкольниками, а так же авторский материал по логоритмике....

«Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи и ее коррекцией в соответствии с ФГОС"

quot;Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи и ее коррекцией в соответствии с ФГОС"...