«Логоритмика- как одна из методик работы с детьми»
материал на тему

«Логоритмика- как одна  из методик работы  с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_doshkolnikov_po_logoritmike_logoritmika.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Логоритмика- как одна  из методик работы  с детьми»

Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией и с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом.

« Главная задача логоритмики – воспитание и развитие ритма через движение путём развития слухового внимания. Говоря о логоритмике, В. Гринер отмечает, что воснову её она ставит ритм, как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом»

Такую работу активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять после того, как изучила методические рекомендации и практические материалы многих авторов, занимающихся логоритмикой ( М. Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина).

Слово – логоритмика означает следующее. Все окружающее нас живет по законам ритма. Это смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчиненно определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия – это методика, опирающая на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Основными задачами логоритмического вздействия являются:

- развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

- занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2–ой половине дня).

- занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20

до 35 минут в зависимости от возраста детей.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

 

Развитие мелкой моторики,

плавности и выразительности речи,

речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

 

Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

 

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чисто говорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

 

Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

 

 

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

 

Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

 

Расширение активного запаса детей.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и рече двигательные упражнения на занятиях логоритмики я  провожу  совместно с логопедом под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих

игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи - пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходят  поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного практика, мимических мышц

развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координатных функций

развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами».

В статье раскрываются методы и приемы использованиялогопедической ритмики, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи слова, музыки и движения,и описываются игры,, стиму...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Арт-терапия как психолого-социальная технология по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности ...

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием....

Кинезиология и логоритмика как виды работ с детьми с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Статья расчитана на широкий круг читателей и специалистов.В ней рассказано о нетрадиционных методиках в работе логопеда-кинезиологии и логоритмике.Показаны этапы работы,приведены примеры из личного оп...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса....