"Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми по развитию речи и ее коррекции"
материал по развитию речи
Мастер-класс для воспитателей (использование логоритмических упражнений для речевого развития детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Логоритмика - один из эффективных видов работы
с детьми по развитию речи и ее коррекции».
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.
Форма проведения: мастер-класс с использованием информационного материала.
Участники: педагоги
Материал: презентация; буклеты.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приемами на занятиях с использованием логоритмики;
- показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного и профессионального стиля при работе с детьми.
Актуальность:
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: телевидение, компьютеры и телефоны! Поэтому педагогам приходится применять более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Именно такая взаимосвязь способствует развитию у детей дошкольного возраста правильного и четкого звукопроизношения, у детей совершенствуется навыки словообразования и накапливается активный словарный запас.
Целью логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки.
Задачами логоритмики являются:
• развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;
• совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве;
• воспитывать музыкальный слух и ритм.
Почему же логоритмика? Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну, а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Она включает в себя следующие элементы, многие из которых вы уже используете в своей педагогической деятельности:
- Утренняя гимнастика и гимнастика после сна с речевками и звукоподражаниями.
- Пальчиковая и дыхательная гимнастика с применением разнообразных движений или музыки.
- Музыкально-ритмические игры и игры с применением музыкальных инструментов.
- Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки.
- Подвижные игры, хороводы с пением.
- Коммуникативные игры и танцы.
- Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
- Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами (сказки-шумелки, поэтическое музицирование)
- Разучивание песен и стихов, сопровождаемые движением рук.
И сегодня мы Вам предлагаем окунуться в мир логоритмики…
1. Подвижная игра с пением «Надувайся пузырь» для самых маленьких.
Надувайся пузырь, надувайся пузырь.
Да не лопни смотри, да не лопни смотри. ХЛОП.
2. Игровой массаж «Капуста»
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
Движения рук:
1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев
3. Дыхательная гимнастика «Гласные звуки» - можно начинать со средней группы.
Пение гласных звуков «Играем на дудочке».
(как будто играем на дудочке гласные звуки - а, у, а, а, а, и, а, о, у, и, э)
4. Музыкальные чистоговорки «Игра на пианино»
Ши-ши-ши-ши
Как конфетки хороши
Шо-шо-шо-шо
Мойте руки хорошо
Шу-шу-шу-шу
Я к столу вас приглашу
Ша-ша-ша-ша
Будем кушать не спеша.
5. Пальчиковая гимнастика «Молоточки»
Кулачок об кулачок
Постучали чок да чок.
Молоточки тук, тук, тук,
По гвоздочкам стук, стук, стук.
Молоточки тук, тук,
По гвоздочкам стук, стук.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием
речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.; - определенный динамический размер, чтобы можно было
соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи; - среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно
подобрать соответствующее движение; - насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить
механические движения и воспитывать у детей понимание
логической связи между текстом и движением; - при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
- Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
6. Машина
Би-би-би — Дети ритмично постукивают
Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь другой.
Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.
-Едем, едем, едем, едем,- Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу — Потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та — Делают ритмичную «вертушку»
Вперед спешат. руками.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым нарушением или личностными комплексами.
7. Лягушки-хохотушки.
Две лягушки-хохотушки
Прыгали, скакали.
Лапкой — хлоп, другою — хлоп,
(Дети хлопают ладонью по ноге.)
Щеки раздували.
Увидали комара,
Закричали: «Ква-ква-ква!»
Улетел комар, как ветер.
(Делают резкое движение рукой вперед.)
Хорошо пожить на свете!
Но помните! При проведении логоритмических упражнений нужно обязательно соблюдать основные педагогические принципы – это …
последовательность, то есть постепенное усложнение материала;
повторяемость материала;
и четкое произношение доступных по возрасту звуков.
Итак, вы убедились, что эта технология проста, доступна и главное интересна и увлекательна для детей. Надеемся, вам было интересно, и вы будете использовать эту технологию в своей педагогической работе. Всем желаем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
Использованы материалы из Иртернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»
Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
Мастер-класс.Элементы сказкотерапии. Использование различных видов театра с детьми для развития речи дошкольников.
Сказкотерапия -это язык с помощью которого можно говорить с внутренним миром ребенка, его душой....
«Социально-коммуникативное развитие: играем и развиваемся вместе! или Челлендж как один из современных видов работы с детьми и их родителями»
Что это за зверь такой - «челлендж»? Где он обитает и почему так понравился ребятам? Наше «блюдо от шефа» и его секретная рецептура. А вы готовы к новым вкусовым эк...
«Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи и ее коррекцией в соответствии с ФГОС"
quot;Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми над развитием речи и ее коррекцией в соответствии с ФГОС"...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЛОГОРИТМИКА - ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ВИДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Цель мастер-класса: повышение уровня компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений для речевого развития детей.Форма проведения: мастер-класс с испол...
консультация на тему: "Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности"
Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ и содержит материал по использованию эффективных форм работы с детьми для поддержки детской инициативы в процессе музыкальной деятел...