Проект "Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи через русскую народную игрушку свистульку"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)
Развитие речевого дыхания через детские музыкальные духовые инструменты(дудочку, свистульку и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект.
Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи через русскую народную игрушку-свистульку
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.
Актуальность. С глубокой древности игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка создана, прежде всего, для общения, для передачи опыта от одного поколения к другому, для сохранения многовековых традиций. В этом состоит коммуникативная функция игрушки. Русская народная игрушка является неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус, что влияет на их здоровье и физическое развитие.
В своей профессиональной деятельности мы, коррекционные педагоги, постоянно сталкивается с проблемой поиска новых методов и средств работы. Для нас стало находкой использование русских народных игрушек на разных этапах логопедической работы. Русская народная игрушка «Свистулька» способствует формированию необходимых речевых навыков и умений. Игры со свистулькой приносят огромную пользу, поскольку тренируется дыхание, развивается сила воздушной струи, весь дыхательный аппарат, столь важный в производстве речи.
Детям можно предлагать упражнения, направленные на развитие длительного выдоха (необходимого для свистящих и шипящих звуков), а так же и на развитие интенсивных коротких выдохов (необходимых для взрывных, смычных и смычно-проходных звуков).
Кроме того свистульку можно использовать для коррекции слоговой структуры, ритмической стороны речи. Например, попросить ребёнка просвистеть в свистульку столько раз, сколько слогов в слове, или просвистеть само слово, выделив ударный слог; повторить свистом тот ритмический рисунок, который предлагает логопед и т.д.
Срок реализации проекта: долгосрочный (ноябрь 2024 – январь 2025гг.)
Участники проекта: воспитанники компенсирующей группы, родители, воспитатель, учитель – логопед.
Цель: формирование сильного плавного речевого выдоха.
Задачи:
Познакомить детей с игрушкой свистулькой .
Формировать представление о росписи русской народной игрушки «Свистульки».
Вовлечь детей и взрослых в художественно – творческую деятельность.
Регулировать правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.
(Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.)
Способствовать обогащению детско-родительских отношений путем вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Основные этапы проекта:
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Изучение и подбор материала об истории происхождения свистульки.
2. Подбор стихотворений и потешек о свистульке.
3. Подбор игр и упражнений по развитию речевого дыхания.
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
1. Беседы об истории возникновения птичек-свистулек.
3. Беседы: «Свистулька-любимая игрушка», «Мы такие разные - свистульки».
4. Роспись родителями с детьми птичек свистулек.
5. Применение игр и упражнений по регулировке правильного соотношения вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Выступление детей .
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-свистульки. Дети познакомились с правильным распределением вдоха и выдоха при игре на свистульке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загребина В.П. Применение русских народных игрушек в коррекционной работе учителя-логопеда. [Электронный ресурс].
https://metodistov.net/1579523
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"
"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...
«Формирование диафрагмального дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи»
В данных методических рекомендациях представлены практические специальные упражнения для развития диафрагмального дыхания - диафрагмы и передней стенки живота как основы развития речевого дыхания для ...
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.
Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового занятия по развитию функции дыхания для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей логопедической группы по теме: «Зимние забавы детворы»
для порведения подгруппового занятия в старшейлогопедической группе....
2024 год. Келлер Е. В. Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи". Автор: учитель-логопед Келлер Е. В....

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелым нарушением звукопроизношения.
В данной статье представлены этапы формирования речевого дыхания у детей с ТНР с игровыми упражнениями...

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, У ДЕТЕЙ , ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи «Ветер и листья»Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, р...