Проект "Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи через русскую народную игрушку свистульку"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Развитие речевого дыхания через детские музыкальные духовые инструменты(дудочку, свистульку и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svistulka.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект.

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи через русскую народную                    игрушку-свистульку

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Актуальность. С глубокой древности игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка создана, прежде всего, для общения, для передачи опыта от одного поколения к другому, для сохранения многовековых традиций. В этом состоит коммуникативная функция игрушки. Русская народная игрушка является неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.  Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус, что влияет на их здоровье и физическое развитие.

В своей профессиональной деятельности мы, коррекционные педагоги,  постоянно сталкивается с проблемой поиска новых методов и средств работы. Для нас стало находкой использование русских народных игрушек на разных этапах логопедической работы. Русская народная игрушка «Свистулька» способствует формированию необходимых речевых навыков и умений. Игры со свистулькой  приносят огромную пользу, поскольку  тренируется дыхание, развивается сила воздушной  струи, весь дыхательный аппарат, столь важный в производстве речи.

 Детям  можно предлагать упражнения, направленные на развитие длительного выдоха (необходимого для свистящих и шипящих звуков), а так же и на развитие интенсивных коротких выдохов (необходимых для взрывных, смычных и смычно-проходных звуков).

Кроме того свистульку можно использовать для коррекции слоговой структуры, ритмической стороны речи. Например, попросить ребёнка просвистеть в свистульку столько раз, сколько слогов в слове, или просвистеть само слово, выделив ударный слог; повторить свистом тот ритмический рисунок, который предлагает логопед и т.д.

Срок реализации проекта: долгосрочный (ноябрь 2024 – январь 2025гг.)

Участники проекта: воспитанники компенсирующей группы, родители, воспитатель, учитель – логопед.

Цель: формирование сильного плавного речевого выдоха.

Задачи:

 Познакомить детей с игрушкой свистулькой .

 Формировать представление о росписи русской народной игрушки «Свистульки».

Вовлечь детей и взрослых в художественно – творческую деятельность.

 Регулировать правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.

(Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.)

 Способствовать обогащению детско-родительских отношений путем вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Основные этапы проекта:

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Изучение и подбор материала об истории происхождения свистульки.

2. Подбор стихотворений и потешек о свистульке.

3. Подбор игр и упражнений по развитию речевого дыхания.

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:

1. Беседы об истории возникновения птичек-свистулек.

3. Беседы: «Свистулька-любимая игрушка», «Мы такие разные - свистульки».

4. Роспись родителями с детьми птичек свистулек.

5. Применение игр и упражнений по регулировке правильного соотношения вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Выступление детей .

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-свистульки.                                                                                                     Дети познакомились с правильным распределением вдоха и выдоха при игре на свистульке.                                                                

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загребина В.П. Применение русских народных игрушек в коррекционной работе учителя-логопеда. [Электронный ресурс].

https://metodistov.net/1579523


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

«Формирование диафрагмального дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данных методических рекомендациях представлены практические специальные упражнения для развития диафрагмального дыхания - диафрагмы и передней стенки живота как основы развития речевого дыхания для ...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.

Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....

2024 год. Келлер Е. В. Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи". Автор: учитель-логопед Келлер Е. В....

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелым нарушением звукопроизношения.

В данной статье  представлены этапы формирования речевого дыхания у детей с ТНР с игровыми упражнениями...

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, У ДЕТЕЙ , ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.

Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи   «Ветер и листья»Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, р...