КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, У ДЕТЕЙ , ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
картотека по коррекционной педагогике
Упражнения и игры для развития речевого дыхания
у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи
«Ветер и листья»
Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)
«Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Ветер» 1.
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки
И поют свои песенки.
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям говорят;
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…
«Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»
В апреле, в апреле луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи –
Пусть бабушка сварит зеленые щи.
«Синьор – помидор»
И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение совпадает сопротивление на выдохе.
«Осы»
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»
«Пожалеем Мишку»
Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.
Мишка наш совсем здоров-
Даже танцевать готов.
Ну и веселье у куклы и Мишки
Полечку пляшут без передышки.
«Шарик»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!...
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»
«Дед Мороз»
Как подул Деде Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
«Шарик лопнул»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
«Ветер» 2.
Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.
«Пузырь»
Эй, мышонок, посмотри,
Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой.
Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.
Выбирай себе любой!
«Пчела»
Пчелка, гуди,
Легко взмахивают кистями рук.
В поле лети.
С поля лети –
Медок неси.
Ж-ж-ж…Ам!
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»
«Дятел»
Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
«Ежик»
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.
Встретил в чаще еж ежа.
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой дрожа,
Съежась, сгорбясь, два ежа.
«Корова»
Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazheniya_na_dyhanie_1.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и игры для развития речевого дыхания
у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи
«Ветер и листья»
Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)
«Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Ветер» 1.
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки
И поют свои песенки.
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям говорят;
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…
«Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»
В апреле, в апреле луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи –
Пусть бабушка сварит зеленые щи.
«Синьор – помидор»
И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение совпадает сопротивление на выдохе.
«Осы»
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»
«Пожалеем Мишку»
Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.
Мишка наш совсем здоров-
Даже танцевать готов.
Ну и веселье у куклы и Мишки
Полечку пляшут без передышки.
«Шарик»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!...
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»
«Дед Мороз»
Как подул Деде Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
«Шарик лопнул»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
«Ветер» 2.
Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.
«Пузырь»
Эй, мышонок, посмотри,
Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой.
Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.
Выбирай себе любой!
«Пчела»
Пчелка, гуди,
Легко взмахивают кистями рук.
В поле лети.
С поля лети –
Медок неси.
Ж-ж-ж…Ам!
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»
«Дятел»
Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
«Ежик»
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.
Встретил в чаще еж ежа.
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой дрожа,
Съежась, сгорбясь, два ежа.
«Корова»
Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов " Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм"
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ ...
Конспект подгруппового занятия по развитию функции дыхания для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей логопедической группы по теме: «Зимние забавы детворы»
для порведения подгруппового занятия в старшейлогопедической группе....
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...
Методическое пособие "Игры и упражнения на развитие произвольной памяти для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-7 лет"
Данное методическое пособие разработано для коррекционной работы с детьми и включает дидактические игры на развитие: зрительной, вербальной и двигательной памяти....
2024 год. Келлер Е. В. Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи". Автор: учитель-логопед Келлер Е. В....
Игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей с тяжелым нарушением речи с элементами биоэнергопластики.
Игровые упражнения для развития речи с элементами биэнергопластики (Из опыта работы)....
Развитие речевого дыхания у детей с тяжелым нарушением звукопроизношения.
В данной статье представлены этапы формирования речевого дыхания у детей с ТНР с игровыми упражнениями...