Развитие речевого дыхания у детей с тяжелым нарушением звукопроизношения.
статья по логопедии

Гринь Светлана Витальевна

В данной статье  представлены этапы формирования речевого дыхания у детей с ТНР с игровыми упражнениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие       речевого дыхания у дошкольников с  ОНР                                                    (1 слайд)

 Дыхание - является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система –это энергетическая база речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

(2 слайд)

Формирование речевого дыхания у дошкольников с ОНР – это важная часть коррекционного процесса.  (Обратите внимание, на слайде представлены параметры правильного речевого дыхания).

          ( 3 слайд)

Дыхание у таких детей  поверхностное, учащенное при этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. (Подробная информация представлена на слайде).

Цель и задачи развития у дошкольников речевого дыхания представлены на слайде.  (4 слайд)

Этапы формирования речевого дыхания представлены на слайде. (5  слайд)

  1. Упражнение для развития диафрагмального типа дыхания. (6 слайд )

 Эти упражнения можно проводить индивидуально и подгруппой из 3-4 человек.

(7 слайд)

Ребенок находится в положении лёжа. Для контроля работы диафрагмы логопед кладет ему на живот игрушку («Рыбка», «Кораблик», «Качели»).

При этом логопед сопровождает словами действия ребенка: «Посмотри, как кораблик поднимается на волне, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох. И  стихотворением:

«Шторм с корабликом играет,

 Поднимает-опускает»

Аналогично проводится упражнение «Рыбка».

Некоторым детям нужны дополнительные тактильные ощущения, для того, чтобы правильно выполнять упражнения. В этом случае логопед просит ребенка положить руку на живот, а сверху кладет свою руку. Таким образом, кинестетическая чувствительность усиливается.

(8 слайд)

«Мишки-зайки»

Ребенок находится в положении стоя, для контроля работы диафрагмы кладет руку на живот. Логопед обращает внимание на то, как на вдохе живот надувается, а на выдохе - втягивается.

Упражнение можно сопровождать стихотворением.

«Толстячки-мишутки

Животики надули,

Худенькие зайчики

Животики втянули»

  1.  Упражнения для развития целенаправленного выдоха . (9 слайд )

 (10 слайд)  

На этом этапе можно использовать различные вертушки, свистки, султанчики, снежинки. Например, упражнение «Длинный язычок», «Веселые губки».

      (11 слайд)

« Сдуй снежинку с варежки», «Прогони микробов», «Остуди горячий чай».

(12 слайд) Упражнения для формирования речевого выдоха.

  1. Пропевание гласных звуков .  (13 слайд )

 Пропевание  гласных звуков  увеличивает объем легких, способствует выработке сильного плавного длительного выдоха, необходимого в работе над звукопроизношением.

Все гласные пропеваются на выдохе.

       Упражнение «Цветок распускается»

Ребенок стоит, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх-вдох. Руки через стороны вниз, поем любой гласный звук - выдох.

(14 слайд)

Упражнение «Рубим дрова»-

 Ребенок стоит, руки опущены. Прямые руки поднимаем  вверх- вдох.  Наклон вперед, поем: «У-у-у».

(15 слайд)

Упражнение «Маятник»-  

Ребенок стоит, руки опущены. Прямые руки поднимает  вперед- вдох, прямые руки  отводятся назад- выдох,  поем: «ы-ы-ы.

Упражнение «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». (16слайд )

Логопед предлагает детям  пропеть заданный гласный звук, одновременно, прокатывая мяч по полу. Ребенок делает вдох и плавно катит мяч товарищу: «А-а-а»

  1. Длительное произнесение согласных звуков на выдохе. (17слайд ),(18 слайд).

Эти упражнения представлены в виде схем на слайде. Ребенок ведет пальчиком по дорожке и протягивает голосом звук.

  1. Произнесение слогов на выдохе.(19слайд),

Упражнение «Веселое путешествие»- произносим ту-ту; би-би на выдохе.

(20 слайд)

Упражнение «Птицы разговаривают»- ко-ко; ку-ку; пи-пи; кря-кря; чик-чирик, то же самое, отрабатываем звукоподражания на выдохе.

  1. Произнесение  на выдохе слов. (21 слайд)

Здесь мы учим детей произносить на выдохе слова разной слоговой структуры. Например, упражнение «Пирамида», «Подбери слово».

  1. Произнесение фраз. (22 слайд).

Логопед предъявляет ребёнку предметную картинку и проговаривает фразу: Это яблоко. И выкладывает два квадратика, обозначающих количество слов. Ребенок должен повторить фразу за логопедом.

Логопед добавляет еще один квадратик и предлагает дополнить фразу одним  новым словом, например, это большое яблоко.

На каждое добавленное слово выкладывается новый квадратик. Важно напоминать ребенку, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы- с паузой через 3-4 слова.

Нами созданы карточки на разные лексические темы.

Выработка воздушной струи и речевого дыхания является основным направлением в работе над звукопроизношением. Для эффективности коррекции звукопроизношения работу над дыханием нужно сочетать с артикуляционной гимнастикой.

Литература:

Воробьева Т. А.

Воробьева  П. А.  Дыхание и речь  (Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения); С-Петербург, 2014, издательство дом ЛИТЕРА.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация передового педагогического опыта по теме:Формирование воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество      детей с речевой патологией.       У детей присутствуют нарушения звуко...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизношения».

Консультация для родителей на тему:  «Развитие речевого дыхания  у детей с нарушением звукопроизношения»....

Выработка воздушной струи и развитие речевого дыхания в процессе коррекции звукопроизношения.

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе пр...

Развитие речевого дыхания детей с нарушениями речи

Данная методическая разработка поможет учителям-логопедам в работе с детьми с нарушениями речи. ...

Формирование правильного речевого дыхания как профилактика нарушений звукопроизношения

Правильное речевое дыхание обеспечивает непрерывное и плавное звучания речи и голоса. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи сч...