Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.
статья по коррекционной педагогике
Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.
Грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недостатками в развитии речи самостоятельно с ней не справится. Для детей с общим недоразвитие речи, а особенно с тяжелыми нарушениями речи являются типичными проявлениями.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как и для последующего обучения ребенка, так и для коммуникаций. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
Для того, чтобы процесс освоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, в народной педагогике истории существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла того или иного слова, развитие формирования его применения в речевой практике и закрепление успехов по их запоминанию. С этой целью появилась целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, потешек, примет, стихов-перевертышей и др.
Чтобы помочь детям в освоении огромного мира окружающего их родного языка существуют целенаправленные упражнения, задания, тренинги. Как правило, они преподносятся в виде основного вида детской деятельности свойственного дошкольному и раннему школьному возрасту – игры. Игра – процесс, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых, и отношений между ними и направлен он на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирование его личности.
Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей с другом, становится основной формой организации детской жизни.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра наряду с предметной деятельностью используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Основу всех игр составляют дидактические игры. Дидактический – это значит поучительный, обучающий. А дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации учебного процесса. К дидактическим принципам относятся: научность обучения, связь теории с практикой обучения, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний, системность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к обучаемым, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Исходя из сказанного, при изучении лексического материала делается акцент на дидактические игры.
Формирование грамматического строя речи особенно в отношении детей с речевыми недостатками всегда является сложным процессом коррекционно-педагогической работы. В основе организации работы с такими детьми используется комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: лексику, грамматику, связную речь. На каждом возрастном этапе эта взаимосвязь осуществляется в разных сочетаниях. Решение каждой задачи нужно осуществлять прежде всего линейно, от одного возраста к другому, материал постепенно нужно усложнять, варьировать сочетания упражнений – игры. Все это делается с учетом индивидуальных особенностей детей.
Игры подбираются и составляются с учетом основных дидактических принципов: наглядность, доступность, последовательность. Существует множество вариантов игр: подвижные, коллективные, сюжетно-ролевые, с применением моделирования и др. Подвижные игры, нормализуют моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, совершают просодические компоненты речи детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Также перспективным направлением совершенствование процесса коррекционно-развивающего обучения детей с нарушение речи является использование наглядного моделирования. Научные исследования и практика подтверждают, что наглядное моделирование доступно детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивают умственные способности дошкольника. Разработана целая система дидактических игр с применением наглядного моделирования в целях расширения речевых возможностей детей с речевыми нарушениями. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяют целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Использование моделей содействует закреплению понимания речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Необходимо сказать еще об одной важной детской игре сюжетно-ролевой. Она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые реальные отношения, стимулирующие детей к общению, познанию отдельных сторон окружающей действительности, активному применению своих способностей для описания предметов. Действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Именно дидактические игры позволяют сделать процесс развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР наиболее эффективным.
- Для эффективности коррекционно-воспитательной работы целесообразно максимально использовать дидактические игры.
- Дидактические игры должны быть тщательно организованы: - соответствовать степени речевого развития ребенка и его возрасту, - насыщены соответствующей предметно-развивающей средой, - сопровождаться созданием атмосферы.
- Эффективное развитие лексико-грамматического строя речи требует огромного количества различных дидактических игр на импрессивную и экспрессивную речь, лексику, грамматику (словоизменение, словообразование), на развитие психических функций: память, внимание, мышление.
Список использованной литературы:
1. Л.С. Выготский «Развитие устной речи » /Детская речь. М. 1996 г.
2. Н.С. Жукова «Отклонения в развитии детской речи», М., 1994 г.
3. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», СПб, 2000 г.
4. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Картотека дидактических игр по формированию лексики у детей дошкольного возраста с ОНР»
5. Л.В Лопатина, , Н.В. Серебрякова « Развитие лексико–грамматической стороны речи у дошкольников со с тертой формой дизартрии / Хрестоматия по логопедии. Т. 1. 1997 г.
6. Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 4 – 7 лет. Изд. «Детсво-Пресс», 2006 г.
7. Л.ф. Спирова, А.в. Ястребова, «Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. /Сб.научных трудов. Методы обследования нарушения речи у детей . – М., 1982 г.
8. Т.А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», Спб., 1999 г.
9. О.В. Узорова , Е.П. Нефедова, «Развитие речи в картинках», М., 2003 г.
10. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», М., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)
В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...
Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...
Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»
В данной консультации для родителей представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...
«Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»
Тема: ПосудаЗадачи:Образовательные:Обогащать и расширять словарь детей по теме «Посуда».Формировать обобщ...
«Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями». "День рождение куклы Маши"
Тема: «День рождение куклы Маши».Задачи:Развивающие:Развивать фонематическое восприятие;Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, умение согласовывать речь с движением;Акти...
Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...