Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Дикие животные зимой»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бобровская Мария Николаевна

Цель:

расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

    Задачи:

  Образовательные: соотносить внешние особенности со средой        обитания, повадки со способами питания. Упражняться в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

 Развивающие: развивать у детей словообразовательные навыки. Развивать зрительное внимание.

 Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, плакатов: «Зимний лес», «Дикие животные», «Домашние животные»;
- Дидактические игры: Лото «Домашние и дикие животные», «Чьи следы?», «Чей домик?», «Кто как кричит?»;
- Разгадывание загадок о зиме, о животных;
- Чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений о зиме, о животных;
Демонстрационный материал:
- Иллюстрация «Зимний лес»;
- Карточки с изображением обитателей зимнего леса, следов животных, жилищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе

Лексическая тема: «Дикие животные зимой»

Подготовила: учитель-дефектолог,

Бобровская М.Н.

Цель:

расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражняться в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

Развивающие: развивать у детей словообразовательные навыки. Развивать зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, плакатов: «Зимний лес», «Дикие животные», «Домашние животные»;
- Дидактические игры: Лото «Домашние и дикие животные», «Чьи следы?», «Чей домик?», «Кто как кричит?»;
- Разгадывание загадок о зиме, о животных;
- Чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений о зиме, о животных;
Демонстрационный материал:
- Иллюстрация «Зимний лес»;
- Карточки с изображением обитателей зимнего леса, следов животных, жилищ.

Ход занятия

#1054;рганизационный момент.

(Дети стоят в кругу)

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте, дети! Подскажите мне, какое сейчас время года?

- А какие изменения в природе произошли с наступлением зимы? На улице становится холодно, выпадает снег и т. д.

- Дети, посмотрите какая у меня красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово, связанное с зимой (мороз, снег, метель, вьюга, лёд, санки и т.д.)

Дидактическое упражнение «Хлопки»

Учитель-дефектолог: - Ребята, хлопните в ладоши если услышите зимние явления природы : листопад, снегопад, мороз, оттепель, метель, гроза, прилет птиц, гололедица, дождь, вьюга.

Учитель -дефектолог: -Ребята хотите мы отправимся в путешествие в зимний лес? Но деткам в лесу бродить очень опасно, нам нужно будет превратиться в лесных животных, чтобы нас никто не заметил. (надеваем маски животных).

Каждому ребёнку предлагается себя описать (лиса ты какая – пушистая, рыжая, хитрая, заяц какой? Трусливый, беленький. волк ты какой? серый, голодный,злой и т. д.)

Учитель-дефектолог: Все вместе отправляемся в лес.
Малоподвижная игра «Мы шагаем по сугробам…»
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
(Ходьба друг за другом)
Поднимай повыше ногу,
проложи другим дорогу.
(Ходьба с высоким подниманием колен)
Очень долго мы шагали,
наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
а потом гулять пойдём.

2. Основная часть

Учитель-дефектолог: Вот мы и в лесу. Ах, как красиво, тихо в лесу! Какие красивые деревья стоят! Они оделись в белые мохнатые шубки и шапки! Белый снег искрится, блестит, переливается.
(Воспитатель показывает иллюстрацию «Зимний лес» и рассказывает стихотворение)
Чародейкою зимою,
Околдован, лес стоит!
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

А как тут пахнет! Какая морозная свежесть… Давайте подышим

(Дыхательная гимнастика, вдох и выдох)

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, как называют животных, которые не живут рядом с человеком, а живут в лесу? (дикие животные)

Учитель-дефектолог : Хотите узнать, как зимуют животные в лесу? (Да)

Учитель-дефектолог: Для того чтобы узнать, кто здесь живёт, нужно отгадать загадку:

По снегу бежит-петляет

К лету шубку меняет

На снегу его не видно

Волку и лисе обидно.(заяц)

Учитель-дефектолог: Скажите, заяц какой? (трусливый, пугливый, маленький, длинноухий…)

Учитель-дефектолог: Какого цвета у зайца шубка? (белая) А летом? (ответы)

Зачем заяц меняет шубку? (ответы детей)

Какой у зайца хвост? (короткий)

Значит заяц какой? (короткохвостый)

Что вы можете сказать о лапах зайца? (передние-короткие, а задние-длинные)

Да, это так. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние лапы, а потом короткие - передние Заяц легко вбегает на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно.

Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшей ягодой).

Есть ли у зайца дом? (ответы детей - нет)

Учитель-дефектолог: Послушайте и отгадайте следующую загадку:

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лисица)

Учитель-дефектолог Какая лисица? (рыжая, пушистая, красивая…)

Какой у лисицы хвост? (длинный)

Значит лисица какая? (длиннохвостая)

Есть ли у лисы дом?

Как вы думаете, лисица запасает корм на зиму? (нет)

Чем она питается? (мыши, зайцы..)

Учитель-дефектолог : Под снегом лисица чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловко ловит зайцев. Ну, а если не довелось поймать зайца, лисица идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

Учитель-дефектолог :

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это… (еж)

Учитель-дефектолог: Еж какой? (Колючий, маленький)

Какой у ежа хвост? (короткий)

Значит он какой? (короткохвостый)

Есть ли у ежа дом? (да- норка)

Ежи обычно спят, свернувшись в клубок и в таком состоянии находятся до самой весны.

Динамическая пауза «Лиса»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой –

Пошлепала немножко.

Ну, красавица – лиса!

До чего же хороша!

Учитель -дефектолог: Послушайте и отгадайте следующую загадку:

Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка)

Учитель -дефектолог: Как называется дом, в котором живёт белка? (дупло)

К зиме белка утепляет своё дупло. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев,

Почему так говорят: «Белку ловить-ножки отбить»? (ответы детей)

Учитель -дефектолог : Белка очень ловкий и проворный зверёк - целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.

У белки длинный и пушистый хвост. Чем служит хвост для белки? (он согревает её в морозы и помогает при прыжках)

Чем питается белка зимой? (делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев)

Учитель -дефектолог :Послушайте и отгадайте следующую загадку:

День и ночь по лесу рыщет

День и ночь добычу ищет

Ходит бродит он молчком

Уши серые торчком (Волк)

Учитель -дефектолог: Как называется дом, в котором живет волк? (логово)

Если логово волка, значит логово чье? (волчье)

Что вы знаете об этом животном? (опасный хищник, охотится по ночам, волк умеет выть)

Чем питается волк? (охотится на зайца, оленя)

Значит волк кто? (хищник)

Учитель -дефектолог : Послушайте и отгадайте следующую загадку

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)

Учитель - дефектолог :Как называется жилище медведя? (берлога)

Если в берлоге живет медведь - это чья берлога? (медвежья)

Что же делает медведь зимой? (спит)

Учитель - дефектолог :Зимой медведь спит, а у медведицы рождаются маленькие медвежата. И до весны они подрастают.

Учитель -дефектолог: Следующего животного - лесного красавца вы узнаете, если отгадаете загадку.

Тяжелы рога по весу

Ходит важно он по лесу

Он хозяин, а не гость-

Хмурый и сердитый. (Лось)

Учитель -дефектолог : Как вы думаете, чем питается лось? (ответы детей – деревьями, травой, сеном)

В оттепели они гложут кору ивы, сосны, осины, рябины. За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг.

Учитель-дефектолог: - Молодцы! Всех животных угадали! А как их можно назвать одним словом?

Учитель -дефектолог : Почему их называют дикими?( Потому что они живут в лесу, за ними никто не ухаживает, они сами добывают себе пищу)

Игра «Четвертый лишний»

Учитель –дефектолог: На снегу в лесу можно увидеть много разных следов.

Дидактическая игра «Чьи следы?»

След лисы – (какой?) (Лисий)

След волка – (какой?) (Волчий)

След лося – (Лосиный)

След зайца – (заячий)

След белки – (Беличий)

След медведя (медвежий)

След ежа – (ежиный)

Учитель –дефектолог: Мы в вами пришли на полянку. Давайте на ней немного отдохнем.

Пальчиковая игра «Кто спит зимой?»

Учитель –дефектолог: Дети, в пальчиковую игру играем, кто спит зимой, узнаем. Пальцы в кулачки сжимаем, игру начинаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, читать стихотворение мне помогайте.

Педагог читает текст, выделяя голосом, глаголы, и показывает движения. Дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя фразы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно разгибаем пальцы, начиная с большого пальца, на правой и левой руке одновременно.

В зимний лес идём гулять:

Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево.

Заяц, волк, лиса не спят,

На каждое слово сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем.

А медведи – все храпят:

Наклоним голову, положим ладошку под щёку, спим.

Ёжик в норочке сопит

Соединяем пальцы правой и левой руки.

И барсук всю зиму спит.

Разводим пальцы в стороны.

Кто зимой впадает в сон –

Соединяем пальцы в "замок".

Из игры выходит вон!

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

— Великолепно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, диких животных назвали.

Дидактическое упражнение «Лабиринт»

Учитель-дефектолог: К нам на полянку пришли животные со своими малышами. Они очень любят играть. Давайте разберемся, кто с кем играет? (Соедините линией животных с их детенышами)

Учитель-дефектолог: С кем играет лиса?

Ребенок: Лиса играет с лисенком.

Учитель-дефектолог: С кем играет медведь?

Ребенок: Медведь играет с медвежонком.

И т. д.

Учитель-дефектолог: Ну, что, пойдёмте дальше.

Ребята, посмотрите, животные по полянке гуляли, да что-то потеряли, давайте им поможем найти, что потеряли (хвост уши, как правильно с казать заячий хвост и т. д.)

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Учитель-дефектолог: Дети, нам пора возвращаться. Скоро стемнеет.

Звери очень устали и им нужно идти домой. Давайте им поможем найти свои жилища.

(проводим стрелочками к правильному жилищу).

Учитель-дефектолог: Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Закройте глаза и поехали!

3. Итог

Учитель-дефектолог: Где мы сегодня побывали? (в зимнем лесу)

Что нового вы узнали, побывав в зимнем лесу? (как дикие животные зимуют)

Каких диких животных мы встретили в зимнем лесу?

Понравилось ли вам наше путешествие?

Учитель-дефектолог: Ребята, вы же помогли животным добраться до их жилищ? За это они передали вам угощенье!

Выучить пальчиковую гимнастику

Раз, два, три, четыре, пять.

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи – все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит.

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!

Выучить пальчиковую гимнастику

Раз, два, три, четыре, пять.

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи – все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит.

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!

Выучить пальчиковую гимнастику

Раз, два, три, четыре, пять.

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи – все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит.

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!

Выучить пальчиковую гимнастику

Раз, два, три, четыре, пять.

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи – все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит.

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!

Выучить пальчиковую гимнастику

Раз, два, три, четыре, пять.

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи – все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит.

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!

Выучить пальчиковую гимнастику

Раз, два, три, четыре, пять.

В зимний лес идём гулять:

Заяц, волк, лиса не спят,

А медведи – все храпят:

Ёжик в норочке сопит

И барсук всю зиму спит.

Кто зимой впадает в сон –

Из игры выходит вон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Конспект интегрированного индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР 5-6 лет тема: «Дикие животные наших лесов»

Конспект интегрированного занятия включает в себя использование ИКТ и элементов песочной терапии в условиях ДОУ и предназначен для детей 5-6 лет с ЗПР...

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. тема:"Дикие животные"

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. тема:"Дикие животные"...

Конспект и презентация занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: Дикие животные.

Конспект занятия с презентацией по ознакомлению с окружающим миром по теме: " Дикие животные"  для детей 3 года обучения в Нижневартовской школе для детей с ОВЗ №1. Составлен воспитател...