Применение метода интеллектуальных карт с детьми подготовительного к школе возраста с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.89 КБ |
pamyatka.docx | 1.38 МБ |
inovatsii.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
На 2020 – 2021 уч. год
По теме:
«Применение метода интеллект карт
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
воспитатель:
МБДОУ № 322 «Морозко»
Калашникова Е.В.
Тема самообразования: «Применение метода интеллект карт с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Цель: повысить эффективность работы воспитателя с детьми в закреплении лексического материала посредством применения метода «Интеллект-карт».
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Отработать методику создания интеллект-карт.
- Формировать сознательный интерес и привлекать к плодотворному сотрудничеству родителей по работе с методом «Интеллект-карт».
- повысить компетентность педагогов по данной теме.
- развивать речемыслительную деятельность детей.
Время проведения | Работа с педагогическим коллективом | Работа с родителями | Пополнение развивающей среды | Самообразование |
Сентябрь | Диагностическое обследование речевого развития детей. Планирование целей и задач работы совместно с логопедом на новый учебный год: 1.Постановка проблемы. 2.Изучение литературы по проблеме. 3.Определение целей и задач темы, ее актуальности. 4.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 5.Прогнозирование результатов. | Ознакомление родителей с результатами диагностического обследования ребенка, пути коррекционной работы. | Оформление стендовой информации в родительском уголке 1.Составление картотек. 2.Подбор и изготовление дидактического материала для создания интеллект карт. 3. Интеллект-карты по темам: «Встречаем осень»; «Есть у нас огород, посмотри, что там растет». | 1.Изучать литературу по применению интеллект-карт в разных видах деятельности. 2.Знакомиться с современными исследованиями. 3.Знакомиться с новыми авторскими программами. 4.Изучать опыт педагогов, методистов, передового опыта из методических журналов, газет, сайтов, образовательных ресурсов. 5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. |
Октябрь | Консультация для педагогов: «Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании» | Консультация для родителей: «Использование метода интеллект - карт в детском саду» Размещение материала на сайте детского сада. | Интеллект карты по темам: «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»; «У медведя во бору грибы , ягоды сорву»; «Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня». | Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии. |
Ноябрь | Разработка совместно с логопедом перспективного плана по внедрению метода интеллект - карт в образовательный процесс. | Мастер – класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком». | Интелект карты: «О чем рассказывает одежда»; «Я их чищу берегу. По дорожке к ним бегу»; «Домашние помощники»; «Раз, два, три, четыре много мебели в квартире». | Подготовка консультативных материалов для родителей воспитанников и педагогов |
Декабрь | Мастер-класс для педагогов: «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности» | Практикум на тему: «Игры играем – словарь развиваем» Игры и пособия для обогащения словарного запаса ребенка | Интеллект карты: «Красавица зима»; «Настали зимние деньки-взяли лыжи и коньки»; «Пернатые друзья»; «Мастерская Деда Мороза» | Работа над новой темой по самообразованию «Применение метода интеллект карт с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» |
Январь | Промежуточный ПМПк | Индивидуальные беседы с родителями по результатам промежуточной диагностики детей (консультации и рекомендации) | Интеллект карты: «Как прекрасен город наш»; «Если дома ты один»; «Мы едим,едим,едим…». | Продолжение работы по теме: «Применение метода интеллект карт с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» |
Февраль | Консультация: «Использование интеллект карт при развитии связной речи ребенка» | Консультация «Наши помощники – интеллект карты» Создание интеллект-карт к рассказам и стихотворениям. | Интеллект карты: «Тили-бом, Тили –бом! Приглашаем в кошкин дом»; «Тайны подводного мира»; «В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем» «Каждый мальчик может стать солдатом» | Изучать прогрессивный опыт коллег по применению интеллект-карт в развитии детей. Пополнять "методическую копилку" своих занятий, дидактических материалов по теме. |
Март | Семинар-практикум для педагогов «Использование метода интеллект -карт в вопросах речевого развития дошкольников в группе комбинированной направленности». Сообщение по теме | Индивидуальные интеллект -карты по теме «Моя мама» Совместная деятельность родителей и детей. | Интеллект карты: «Мамин день»; «Ты весна приходи, всю природу разбуди»; «Пернатые друзья»; «Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам цветок» | Обзор в интернете информации по теме самообразования. |
Апрель | Участие в ПМПК | Совместная деятельность родителей и детей. Составление с детьми интеллект карты: «Космос» Стендовая информация по теме. | Интеллект карты: «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?»; «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»; «Все профессии хороши-выбирай на вкус»; «В зеленой стране на окне» | |
Май | Итоговый мониторинг Выступление с отчетом по теме самообразования. | Подведение итогов | Интеллект карты: «Майский праздник-День Победы Отмечает вся страна»; «Распускаются цветы и в саду и на лугу, и в пруду». | 1.Размещение опыта на сайте ДОУ. 2. Публикации. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: Применение метода интеллект карт
Цель: – пробудить у ребёнка способность кизображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Актуальность метода:Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминанияинформации, с помощью которого развиваются как творческие, так иречевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Использование интеллект-карт
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты:
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Алгоритм создания интеллект карт:
Постановка цели – рождение идеи
«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода « детского исследования»
«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения КВЕСТ - игры «В поисках карты» с детьми подготовительной к школе группы
Цель. Усовершенствование образовательного процесса посредствам использования инновационной педагогической технологии — КВЕСТ (игры с элементами головоломок, ребусов и задач, требующих от игрока ...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительного к школе возраста "Путешествие по карте Знайки"
Итоговое мероприятие по результатам деятельности за год...
Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей подготовительной группы дошкольного возраста. Тема: «Я -человек».
Конспект открытого занятия, в рамках проекта "В здоровом теле - здоровый дух!". Ожидаемый результат - появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья дете...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием метода интеллект – карт с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Чудесный мир насекомых»
Конспект организованной образовательной деятельностис использованием метода интеллект – картс детьми подготовительной к школе группына тему: «Чудесный мир насекомых»...
статья «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»
статья "Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода " Интеллектуальная карта"...
«Образовательный проект «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»
Тема: Образовательный проект "Развитие познавательной активности дошкольников через применения метода "Интелектуальная карта"...