Применение метода интеллектуальных карт с детьми подготовительного к школе возраста с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Калашникова Елена Викторовна
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребенка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.89 КБ
Файл pamyatka.docx1.38 МБ
Файл inovatsii.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

На 2020 – 2021 уч. год

По теме:

«Применение метода интеллект карт

с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

воспитатель:

МБДОУ № 322 «Морозко»

Калашникова Е.В.

Тема самообразования: «Применение метода интеллект карт с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель:  повысить эффективность работы воспитателя с детьми в  закреплении лексического материала посредством применения метода «Интеллект-карт».

Задачи:

  • Изучить методическую литературу по данной теме.
  • Отработать методику создания интеллект-карт.
  • Формировать сознательный интерес и привлекать к плодотворному сотрудничеству родителей по работе с методом «Интеллект-карт».
  • повысить компетентность педагогов по данной теме.
  • развивать речемыслительную деятельность детей.

Время проведения

Работа с педагогическим коллективом

Работа с родителями

Пополнение развивающей среды

Самообразование

Сентябрь

Диагностическое обследование речевого развития детей.

Планирование целей и задач работы совместно с логопедом на новый учебный год:

1.Постановка проблемы.

2.Изучение литературы по проблеме.

3.Определение целей и задач темы, ее актуальности.

4.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

5.Прогнозирование результатов.

Ознакомление родителей с результатами диагностического обследования ребенка, пути коррекционной работы.

Оформление стендовой информации в родительском уголке

1.Составление картотек.

2.Подбор и изготовление  дидактического материала для создания интеллект карт.

3. Интеллект-карты по темам:

«Встречаем осень»;

«Есть у нас огород, посмотри, что там растет».

1.Изучать литературу по применению интеллект-карт в разных видах деятельности.

2.Знакомиться с современными исследованиями.

3.Знакомиться с новыми авторскими программами.

4.Изучать опыт педагогов, методистов, передового опыта из методических журналов, газет, сайтов, образовательных ресурсов.

5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Октябрь

Консультация для педагогов: «Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании»

Консультация для родителей: «Использование метода интеллект - карт в детском саду»

Размещение материала на сайте детского сада.

Интеллект карты по темам:

«Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»;

«У медведя во бору грибы , ягоды сорву»;

«Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня».

Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии.

Ноябрь

Разработка совместно с логопедом перспективного плана по внедрению метода интеллект - карт в образовательный процесс.

Мастер – класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком».

Интелект карты:

«О чем рассказывает одежда»;

«Я их чищу берегу.

По дорожке к ним бегу»;

«Домашние помощники»;

«Раз, два, три, четыре много мебели в квартире».

Подготовка консультативных материалов для родителей воспитанников и педагогов

Декабрь

Мастер-класс для педагогов: «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности»

Практикум на тему: «Игры играем – словарь развиваем»

Игры и пособия  для обогащения словарного запаса ребенка

Интеллект карты:

«Красавица зима»;

«Настали зимние деньки-взяли лыжи и коньки»;

«Пернатые друзья»;

«Мастерская Деда Мороза»

Работа над новой темой по самообразованию «Применение метода интеллект карт с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»


Январь

Промежуточный ПМПк

Индивидуальные беседы с родителями по результатам промежуточной диагностики детей (консультации и рекомендации)

Интеллект карты:

«Как прекрасен город наш»;

«Если дома ты один»;

«Мы едим,едим,едим…».

Продолжение работы по теме: «Применение метода интеллект карт с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Февраль

Консультация: «Использование интеллект карт при развитии связной речи ребенка»

Консультация «Наши помощники – интеллект карты»

Создание интеллект-карт к рассказам и стихотворениям.

Интеллект карты:

«Тили-бом, Тили –бом!

Приглашаем в кошкин дом»;

«Тайны подводного мира»;

«В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем»

«Каждый мальчик может стать солдатом»

Изучать прогрессивный опыт коллег по применению интеллект-карт в развитии детей.

Пополнять "методическую копилку" своих занятий, дидактических материалов по теме.

Март

Семинар-практикум для педагогов «Использование метода интеллект -карт в вопросах речевого развития дошкольников в группе комбинированной направленности».

Сообщение по теме

Индивидуальные

интеллект -карты по теме «Моя мама»

Совместная деятельность родителей и детей.

Интеллект карты:

«Мамин день»;

«Ты весна приходи, всю природу разбуди»;

«Пернатые друзья»;

«Прорастает сквозь снежок, к солнечным лучам цветок»

Обзор в интернете информации по теме самообразования.

Апрель

Участие в ПМПК

Совместная деятельность родителей и детей.

Составление с детьми интеллект карты: «Космос»

Стендовая информация по теме.

Интеллект карты:

«Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?»;

«Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»;

«Все профессии хороши-выбирай на вкус»;

«В зеленой стране на окне»

Май

Итоговый мониторинг

Выступление с отчетом по теме самообразования.

Подведение итогов

Интеллект карты:

«Майский праздник-День Победы

Отмечает вся страна»;

«Распускаются цветы и в саду и на лугу, и в пруду».

1.Размещение опыта на сайте ДОУ.

2. Публикации.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Применение метода интеллект карт

Цель: – пробудить у ребёнка способность кизображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Актуальность метода:Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминанияинформации, с помощью которого развиваются как творческие, так иречевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Использование интеллект-карт
Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление
Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты:

• Главная идея обводится в центре страницы.

• Лист располагается горизонтально.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

• Каждая мысль обводится.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Алгоритм создания интеллект карт:

Постановка цели – рождение идеи

«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.

Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода « детского исследования»

«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения КВЕСТ - игры «В поисках карты» с детьми подготовительной к школе группы

Цель. Усовершенствование образовательного процесса посредствам использования инновационной педагогической технологии — КВЕСТ (игры с элементами головоломок, ребусов и задач, требующих от игрока ...

Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей подготовительной группы дошкольного возраста. Тема: «Я -человек».

Конспект открытого занятия, в рамках проекта "В здоровом теле - здоровый дух!". Ожидаемый результат - появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья дете...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием метода интеллект – карт с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Чудесный мир насекомых»

Конспект организованной образовательной деятельностис использованием метода интеллект – картс детьми подготовительной к школе группына тему: «Чудесный мир насекомых»...

статья «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»

статья "Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода " Интеллектуальная карта"...

«Образовательный проект «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»

Тема: Образовательный проект "Развитие познавательной активности дошкольников через применения метода "Интелектуальная карта"...