Конспект организованной образовательной деятельности с использованием метода интеллект – карт с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Чудесный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности
с использованием метода интеллект – карт
с детьми подготовительной к школе группы
на тему: «Чудесный мир насекомых»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
с использованием метода интеллект – карт
с детьми подготовительной к школе группы
на тему: «Чудесный мир насекомых»
Цель: Закреплять знания о насекомых, через составление интеллект-карты.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Продолжать упражнять в составлении интеллект-карты, закреплять умение объединять полученные знания в интеллект-карте.
Развивающие:
• Развивать зрительную и слуховую память.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать связную речь.
• Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Куда бы вы хотели совершить путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в лес. Вы хотите пойти в лес?
(Ответы детей)
Воспитатель: Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
(Дети идут по группе вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились у лесной полянки, давайте подойдем поближе и посмотрим, что там находится.
(Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.)
-Что вы видите на полянке?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, это письмо от старичка-лесовичка, давайте посмотрим, что он нам пишет.
«Здравствуйте, дорогие друзья, я очень рад, что вы пришли в гости к нам в лес. Пришла весна, в лесу стало очень зелено и красиво, а еще проснулись мои хорошие друзья. И сегодня я предлагаю познакомиться с ними поближе».
Воспитатель: (достает из конверта картинки с изображением различных насекомых)
Скажите, что изображено на картинках?
Дети: бабочка, кузнечик, муравей, муха….
Воспитатель: Как одним словом можно назвать все изображенное на картинках?
Дети: насекомые
Воспитатель: Молодцы, речь сегодня пойдет о насекомых. Мы узнаем все о насекомых, какие они бывают, чем похожи и чем отличаются. А чтобы вам легче было все запомнить, мы сделаем с вами интеллект-карту (карту памяти, умную карту), в которой обозначим все виды насекомых (на доске вывешивается ватман, с прикрепленной табличкой «НАСЕКОМЫЕ»)
Воспитатель:
- А чтобы поближе познакомиться с насекомыми, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил лесовичек. Вы готовы? (Ответы детей).
Воспитатель:
-А вот и первое задание отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
Загадки. Беседа по теме.
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку).
- У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
(Ответы детей).
- Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
(Ответы детей).
- Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.(Муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
(Ответы детей).
- Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
(Ответы детей.)
- Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.( Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Ответы детей.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Какой основной признак всех насекомых?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.
Воспитатель:
- А паук – это насекомое?
(Ответы детей.)
Воспитатель: - Паук имеет 4 пары ног, а насекомые 3 пары. Паук не относится к насекомым.
Воспитатель: Ребята, мы отлично справились с этим заданием, а теперь приступим к следующему: «Вам нужно разложить насекомых по видам».
Дидактическая игра «Разложи по группам».
Воспитатель: Ребята, скажите а какие бывают насекомые? (Ответы детей.)
Воспитатель: Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.
(воспитатель от таблички проводит стрелки и пишет печатными буквами ХИЩНЫЕ (красным цветом) , ПОЛЕЗНЫЕ (зеленым цветом), ВРЕДНЫЕ (синим цветом)
Воспитатель: Какие насекомые являются хищными?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Стрекоза, кузнечик, божья коровка, богомол.
Воспитатель: Почему их называют хищниками?
(Ответы детей).
Воспитатель: Потому что они охотятся за другими насекомыми.
Воспитатель: Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на интеллект-карте и проведите к ним красные стрелочки. (Дети выбирают картинки хищных насекомых и приклеивают их на ватман).
Воспитатель: Назовите полезных насекомых
(Ответы детей).
Воспитатель: Бабочка, пчела, муравей, жужелица.
Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
(Ответы детей).
Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель: Возьмите картинки полезных насекомых, прикрепите их на интеллект-карте и проведите к ним зеленые стрелочки.
(Дети выбирают картинки полезных насекомых и приклеивают их на ватман).
Воспитатель: Назовите вредных насекомых.
(Ответы детей).
Воспитатель: Муха, комар, тля, майский жук.
Муха –разносит микробы, комар- кусает людей, тля и майский жук поедают культурные растения.
Воспитатель: Возьмите картинки вредных насекомых прикрепите их на интеллект-карте и проведите к ним синие стрелочки. (Дети выбирают картинки вредных насекомых и приклеивают их на ватман).
Физминутка.
Воспитатель: - Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку «Сороконожка»
Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! ( дети останавливаются и приседают
Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом
- Ой, какой от лапок гром! ( дети топают ногами)
Игра «4 лишний».
Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием.
Подойдите к столу на котором, расположены картинки. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
- Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Составление описательного рассказа.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Вот мы с вами и превратились в насекомых и прилетели на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. Я предлагаю вам описать насекомое, в которое он превратился. А ребята попробуют отгадать, в какого насекомого каждый из вас превратился.
(Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом, в которого они превратились.)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Посмотрите какую замечательную умную карту мы с вами составили. Предлагаю её немного украсить, у меня есть много цветов красного, синего и зеленого цвета. Давайте приклеим их на нашу карту.
(Дети приклеивают цветы на интеллект карту, красные цветы к хищным насекомым, зеленые к полезным, синие к вредным)
Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)
Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?
(Ответы детей.)
- Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей.)
- Вы все сегодня были молодцы!
Релаксация «Солнечные зайчики»
Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.
Воспитатель: Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.
Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глазки и улыбнитесь друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-501261-1413651396.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-462502-1429901779.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы на тему: Светлое Христово Воскресение.
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром предназначен для знакомства детей с православным праздником Светлое Христово Воскресение - Пасха, его историей, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-133390-1571591388.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»
Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-710111-1650378448.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»
Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1216092-1581255315.jpg)
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию с элементами театрализации в подготовительной к школе группе по теме: «Домашние птицы» с использованием координационных лестниц.
Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной к школе группе с элементами театрализации направлена на развитие у детей умения разыгрывать спектакль по знакомой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-909056-1490467910.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме "Множества"
В ходе занятия дошкольники смогут закрепить понятие о множестве как совокупности элементов, которые имеют один и тот же признак, свойство; совершенствовать умение разграничивать понятия "множеств...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-678032-1444132095.jpg)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по физической культуре "Веселый мяч" с детьми подготовительной к школе группы
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи: воспитывать дисциплинированность и организованность; развивать коммуникативные свойства личности, все группы мышц, глаз...