статья «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»
статья (старшая группа)

Семёнова Алёна Витальевна

статья "Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода " Интеллектуальная карта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_karta.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности дошкольников через

применение метода «Интеллектуальная карта»

Быстрые темпы развития современного общества обязывают нас находиться в постоянном поиске современных идей и инноваций для более качественной организации развития дошкольников. Каждый ребёнок от рождения по-своему уникален, задача же воспитателя – создать оптимальные условия для развития талантов и индивидуальных особенностей дошкольников, сделать окружающую среду ребёнка максимально насыщенной и разнообразной. В связи с этим появляются новые методы, технологии развития способностей детей.

Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.

В данной методической разработке представлен результат использования интеллектуальных карт в работе с детьми среднего дошкольного возраста с целью обобщения всех знаний по определенным темам.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что использование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представления ребенка и пополнить эти представления. Карта помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями и явлениями природы или предметами и людьми, т.е. систематизировать представления. Воспитатель при обсуждении и создании карты легко определяет багаж знаний детей по выбранной теме. Карта является продуктом детской деятельности, что тоже важно.

Цель создания методической разработки – внедрение в воспитательно- образовательный процесс авторских обобщающих занятий по определенной теме с элементами метода «Интеллектуальная карта» для формирования у детей среднего дошкольного возраста любознательности и развития познавательной активности.

Создание интеллектуальной карты в совместной деятельности с педагогом и детьми группы (в течение итогового занятия) по определенной теме интересный и достаточно динамичный процесс, который требует предварительной подготовки от педагога.

В работе с детьми среднего возраста помимо карандашей или фломастеров, а также клея и листа бумаги, на котором будет создаваться карта, используется большое количество картинок, иллюстраций, рисунков по определенным темам.

Первоначально мотивацию для создания интеллектуальной карты предлагает педагог, помогает детям определить ее тему. Главная тема располагается в центре листа (картинка, иллюстрация, рисунок). Лист лучше расположить горизонтально, т.к. такую карту удобнее рассматривать и «читать». Карта заполняется, начиная с верхнего правого угла, по часовой стрелке.

От картинки-темы в разные стороны расходятся стрелки – дорожки разного цвета, обозначающие подтемы, которые наполняются информацией. Изначально содержание подтем предлагает детям педагог, в дальнейшем это делают сами дети. Педагогу важно рассуждать вместе с ребенком, увлекать его деятельностью по созданию карты, помогать выбрать направления интересные дошкольнику.

Процесс моделирования интеллект карты в совместной деятельности с педагогом:

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Реакция педагога

на высказывания детей

Педагог предлагает детям отгадать загадку, найти отгадку в развивающей среде группы, подводит к определению общей темы через выбор объектов из ряда предложенных.

Мотивацией к деятельности может быть сюрпризный момент, решение проблемной ситуации и т.д.

- Предлагаю сделать волшебную карту.

- Ребята, в центре нашей карты надо обозначить тему. Как называется наша тема?

Развивающие игры: коммуникативные, пальчиковые, дыхательные, речевые и т.д.

Дети отгадывают загадку, аргументируют свой выбор.

- Почему так думаешь?

- Уверен, что ты прав?

- Может быть…хорошо…

- Молодцы, ребята!

- Мы сегодня с вами будем составлять волшебную карту, которая поможет нам вспомнить много интересного о домашних животных. А нашей помощницей будет собачка (кличка), она будет нам подсказывать, как работать по карте.

- Отлично! Кто первый ответил приклеивает картинку в центр карты

Настрой детей на деятельность.

2 этап: способствуем планированию детской деятельности

Содержание

Реакция педагога

на высказывания детей

Детям демонстрируются картинки-схемы в виде слайдов презентации, подсказывающие содержание разноцветных стрелок-дорожек (Какого цвета; Чем питается; Где живет (название домика); Название детенышей; Какую пользу приносит людям).

Обсуждение обозначений рисунков-схем, предположения детей.

- Как вы думаете?

- На что это похоже?

- Почему ты так думаешь?

- Все с этим согласны?

- Может кто-то думает по-другому?

3 этап: способствуем реализации замысла

Содержание

Реакция педагога

на высказывания детей

Педагог словесными указаниями и вопросами стимулирует поисковую деятельность детей, направляет и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания.

Каждая ветвь моделируется, добавляются картинки, иллюстрации, рисунки.

- Какие картинки необходимо наклеить?

- Мы не забыли ничего важного?

- Отлично! Кто первый ответил приклеивает картинку.

- У тебя прекрасно получилось! - Вот это да! Красота….

- Наша карта готова.

– Посмотрите какая она получилась яркая, красочная, интересная и познавательная.

Наша карта поможет теперь составить хороший рассказ о домашних животных и ничего не забыть.

4 этап: способствуем проведению рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Реакция педагога

на высказывания детей

- Как называется карта, которую мы составляли?

- Скажите пожалуйста, что вам понравилось больше всего в составлении карты?

- А для чего она нам нужна?

- Я так рада, что у вас все получилось. - Я тоже так думаю…

- Мне тоже нравится ваша работа!

– Да было очень интересно создавать карту.

- Когда мы сможем с вами послушать рассказы?

- Все согласны? Хорошо решено, сегодня после полдника.

Составление рассказа о домашних животных

Дети с воспитателем рассматривают карту; проговаривают, что обозначает каждая стрелка и пробуют составить рассказ о домашних животных. При составлении описательного рассказа вначале называется объект описания, который указан в центре карты, а затем объект описывается по веткам-признакам, начиная с верхнего правого угла.

Рассказ о домашних животных:

Корова, лошадь, овца - это домашние животные, потому что живут рядом с человеком. Они имеют разный окрас. Могут быть черными, белыми, коричневыми, разноцветными. Питаются травой и сеном, которое заготавливает для них хозяин. Живут в сарае или на ферме. Детенышей называют телятами, жеребятами, ягнятами. Эти животные приносят людям пользу. Дают молоко, шерсть, перевозят грузы и людей.

Первоначально карта отражает только то, что дети знают, далее четко видно, что дети еще узнали, какой материал освоили в рамках выбранной темы.

В дальнейшем карту можно использовать для уточнения и расширения представлений детей в соответствии с возрастными особенностями.

Применять данную карту можно во всех видах детской деятельности. Она является ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильной интерактивной работе, которая позволяет организовать успешное взаимодействие детей и педагогов.

В результате систематического составления интеллектуальных карт дети приобрели определенные умения по созданию и наполнению интеллектуальной карты.

Отмечается возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Интеллектуальная карта стимулирует детей к общению, совершенствуются социально-коммуникативные и речевые навыки. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и пытаются устанавливать причинно-следственные связи.

Вместе с тем оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они учатся договариваться. Складываются долговременные игровые объединения детей.

Список литературы

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

2. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

Творческая работа на тему:«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»...

Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.    Поиск новых методов обу...

Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»

Интерактивное обучение   - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...

21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»

Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...

«Образовательный проект «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»

Тема: Образовательный проект "Развитие познавательной активности дошкольников через применения метода "Интелектуальная карта"...