«Образовательный проект «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Семёнова Алёна Витальевна

Тема: Образовательный проект "Развитие познавательной активности дошкольников через применения метода "Интелектуальная карта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_praktika_dou1.docx394.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование актуальности:

Современные реалии времени заставляют все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности: любознательности, активности, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития способностей детей, стимулирующие развитие памяти, мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод структурирования и запоминания информации.

К преимуществам использования интеллектуальных карт в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

• Наглядность: вся проблема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

• Привлекательность: хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

• Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

• Возможность пересмотра: пересмотр интеллект – карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, так же её можно дополнять новыми познаниями.

Уникальность интеллект – карт в том, что в отличие от тематических альбомов, вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду.

Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

Именно поэтому, я разработала и реализую долгосрочный проект по применению метода интеллект – карт.

Содержание проекта:

Проект состоит из 3-х этапов:

1. Организационно - подготовительный

2. Основной – практический

3. Заключительный

1. Подготовительный этап

- Планирование предстоящей деятельности по реализации проекта.

- Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

- Подбор дидактического материала для реализации проекта.

- Вовлечение родителей и воспитанников в реализацию проекта.

- Консультация для родителей «Использование интеллектуальной – карты в детском саду»C:\Users\user\Desktop\Новая папка\L90kS5szs9k.jpg

2. Основной этап

- Различные виды деятельности с детьми по теме недели.

- Мероприятия с родителями (мастер – класс, консультации, памятки и т.д.) по созданию и применению интеллектуальной карты, сбор иллюстративного и познавательного материала по теме недели.C:\Users\днс\Desktop\КУдрявцева Алена\СТАТЬЯ\4.jpg

- Заключительное мероприятие – непрерывная образовательная деятельность с составлением интеллектуальной карты по теме недели.

C:\Users\днс\Desktop\КУдрявцева Алена\СТАТЬЯ\1.jpg

Алгоритм составления интеллект – карты:

- Карта составляется на листе формата А-3, А-4. Лучше располагать лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

- В центе листа обозначаем картинкой (рисунком) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающая направление нашим размышлениям.

- Работу с картой следует начинать с верхнего правого угла, заполняя карту по часовой стрелке.

- Центральные линии должны быть толще. Можно использовать выделение цветом, обводить, подчеркивать.

- От главных ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций.

- Можно использовать не только картинки, но и рисунки. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

- Более важную информацию нужно делать крупнее, чем детали.

В настоящее время я использую метод интеллект – карт как итоговое мероприятие по закреплению изученного материала, где ведущая роль отводится педагогу, который различными приемами (вопросы, решение проблемных ситуаций и т.д.) активизирует познавательную активность младших дошкольников.

3. Заключительный этап.

- Анализ результатов проекта.

Цель проекта:

Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода интеллект - карт.

Задачи проекта:

- Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;

- Развивать психические функции (внимание, память, мышление, речь);

- Развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Развивать воображение и творческую активность;

- Развивать умение искать связи между предметами и явлениями окружающего мира;

- Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение учебного года).

Ожидаемые результаты:

- повысится интерес детей к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;

- формируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;

- связная речь детей станет грамотнее, логичнее;

- родители повысят свою педагогическую грамотность, станут активными участниками воспитательно - образовательного процесса.

        

Для конкретизации мероприятий проекта был разработан план реализации темы недели (таблица 1).

Таблица 1

План мероприятий по реализации темы недели

Мероприятие

Ответственный

Работа с детьми

Понедельник:

- НОД по познавательному развитию согласно теме недели.

- Чтение художественной литературы по теме.

- Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи по теме.

- Дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения по теме.

- Подвижные игры.

Работа с родителями:

Подбор познавательного материала по теме недели для создания альбома

Вторник:

Работа с детьми:

- Показ познавательной презентации по теме недели.

- Дидактические игры на развитие грамматического строя речи по теме.

- Отгадывание загадок по теме.

- Сюжетно ролевые игры по теме.

- Подвижные игры.

Работа с родителями:

Подбор иллюстраций для создания интеллектуальной – карты.

Среда:

Работа с детьми:

- Рассматривание иллюстративного материала и беседа по теме.

- Лепка, аппликация по теме.

- Игры на развитие элементарных математических представлений по теме.

- Составление описательных рассказов по теме с опорой на мнемотаблицу.

- Подвижные игры.

Работа с родителями:

Совместное рисование с детьми для выставки по теме недели.

Четверг:

Работа с детьми:

- Рисование по теме.

- Заучивание стихотворений по теме.

- Дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения.

- Просмотр видеороликов, мультфильмов по теме.

- Подвижные игры.

Работа с родителями:

Создание коллажа, книжки загадок и т.д. по теме недели.

Пятница:

Работа с детьми:

- НОД- составление интеллектуальной – карты с целью закрепления пройденного материала https://docs.google.com/document/d/1qdw7sKOwCC9NCTXCtZIyoDZHlU1zF_vDl1_LWyV_K9Q/edit?usp=sharing

- Конструирование по теме.

- Подвижные игры.

Работа с родителями:

Консультация

Воспитатель

Приложение 1

План мероприятий по реализации темы «Домашние животные»

День недели

Формы работы

Работа с родителями

Понедельник

НОД по познавательному развитию «Знакомство с домашними животными» (кошка, собака, корова, лошадь, овца).

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Усатый полосатый».

Дидактические игры:

«Кто как говорит», «Что лишнее», «Чего не стало», «Назови ласково», «Чей? Чья? Чье?», «Какой, какая, какое, какие», «Лови да бросай, цвета называй».

Подвижная игра:

«Кошки – мышки», «Лохматый пес».

Знакомство родителей с темой недели «Домашние животные» (задачи, игры по теме на закрепление представлений детей).

Участие в оформлении альбома «Домашние животные»

Вторник

Презентация:

 «Домашние животные и их детёныши».

Отгадывание загадок о домашних животных.

Дидактические игры:

«Кто где живёт», «Доскажи словечко», «Чья мама, чьи детки», «Правильно или нет», «Один – много».

Сюжетно ролевая игра: «Наша ферма».

Подвижные игры:

«Море волнуется раз…», «Найди свою пару».

Подбор иллюстраций (корова, лошадь, овца, жеребёнок, телёнок, ягнёнок разных цветов, польза домашних животных для человека, как ухаживать за домашними животными) для создания интеллектуальной  карты.

Среда

Рассматривание иллюстративного материала и беседа

«Польза домашних животных».

Лепка«Рыжий котенок» (по образцу).

Дидактические игры:

 «Узнай животное на ощупь», «Сложи животное», «Кому сколько», «Чья мама?», «Найди отличия», «Лабиринты».

Составление описательного рассказа по игрушке (кошка, собака) с опорой на мнемотаблицу.

 Подвижные игры

«Лохматый пес», «Воробушки и кот».

Детско-родительское рисование для оформления выставки

«Мое домашнее животное», или «О каком домашнем животном я мечтаю».

Четверг

Рисование «Цыплята».

Заучивание стихотворения:

В.Лунин «Цап – Царап и Чик – Чирик».

Дидактические игры:

«Дорисуй», обводки, раскраски, штриховки домашних животных.

Просмотр мультфильма «Кто сказал мяу?».

Подвижные игры:

«Найди свою пару», «Кот и мыши».

Участие в создании книги загадок «Домашние животные»:

«Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

Пятница

НОД «Домашние животные» - составление интеллектуальной  карты.

Конструирование «Загон для животных».

 Подвижная игра:

«Море волнуется раз…», «Кошки – мышки»

Консультация

«Домашние животные в жизни ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»

Творческая работа на тему:«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»...

Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.    Поиск новых методов обу...

Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»

Интерактивное обучение   - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологии»

В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Технология ТРИЗ способна помочь...

21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»

Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...

статья «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»

статья "Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода " Интеллектуальная карта"...