«Образовательный проект «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Тема: Образовательный проект "Развитие познавательной активности дошкольников через применения метода "Интелектуальная карта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_praktika_dou1.docx | 394.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование актуальности:
Современные реалии времени заставляют все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности: любознательности, активности, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития способностей детей, стимулирующие развитие памяти, мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод структурирования и запоминания информации.
К преимуществам использования интеллектуальных карт в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
• Наглядность: вся проблема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
• Привлекательность: хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
• Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
• Возможность пересмотра: пересмотр интеллект – карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, так же её можно дополнять новыми познаниями.
Уникальность интеллект – карт в том, что в отличие от тематических альбомов, вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду.
Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
Именно поэтому, я разработала и реализую долгосрочный проект по применению метода интеллект – карт.
Содержание проекта:
Проект состоит из 3-х этапов:
1. Организационно - подготовительный
2. Основной – практический
3. Заключительный
1. Подготовительный этап
- Планирование предстоящей деятельности по реализации проекта.
- Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
- Подбор дидактического материала для реализации проекта.
- Вовлечение родителей и воспитанников в реализацию проекта.
- Консультация для родителей «Использование интеллектуальной – карты в детском саду»
2. Основной этап
- Различные виды деятельности с детьми по теме недели.
- Мероприятия с родителями (мастер – класс, консультации, памятки и т.д.) по созданию и применению интеллектуальной карты, сбор иллюстративного и познавательного материала по теме недели.
- Заключительное мероприятие – непрерывная образовательная деятельность с составлением интеллектуальной карты по теме недели.
Алгоритм составления интеллект – карты:
- Карта составляется на листе формата А-3, А-4. Лучше располагать лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.
- В центе листа обозначаем картинкой (рисунком) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающая направление нашим размышлениям.
- Работу с картой следует начинать с верхнего правого угла, заполняя карту по часовой стрелке.
- Центральные линии должны быть толще. Можно использовать выделение цветом, обводить, подчеркивать.
- От главных ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций.
- Можно использовать не только картинки, но и рисунки. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
- Более важную информацию нужно делать крупнее, чем детали.
В настоящее время я использую метод интеллект – карт как итоговое мероприятие по закреплению изученного материала, где ведущая роль отводится педагогу, который различными приемами (вопросы, решение проблемных ситуаций и т.д.) активизирует познавательную активность младших дошкольников.
3. Заключительный этап.
- Анализ результатов проекта.
Цель проекта:
Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода интеллект - карт.
Задачи проекта:
- Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
- Развивать психические функции (внимание, память, мышление, речь);
- Развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Развивать воображение и творческую активность;
- Развивать умение искать связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение учебного года).
Ожидаемые результаты:
- повысится интерес детей к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;
- формируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
- связная речь детей станет грамотнее, логичнее;
- родители повысят свою педагогическую грамотность, станут активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Для конкретизации мероприятий проекта был разработан план реализации темы недели (таблица 1).
Таблица 1
План мероприятий по реализации темы недели
Мероприятие | Ответственный | ||
Работа с детьми Понедельник: - НОД по познавательному развитию согласно теме недели. - Чтение художественной литературы по теме. - Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи по теме. - Дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения по теме. - Подвижные игры. Работа с родителями: Подбор познавательного материала по теме недели для создания альбома Вторник: Работа с детьми: - Показ познавательной презентации по теме недели. - Дидактические игры на развитие грамматического строя речи по теме. - Отгадывание загадок по теме. - Сюжетно ролевые игры по теме. - Подвижные игры. Работа с родителями: Подбор иллюстраций для создания интеллектуальной – карты. Среда: Работа с детьми: - Рассматривание иллюстративного материала и беседа по теме. - Лепка, аппликация по теме. - Игры на развитие элементарных математических представлений по теме. - Составление описательных рассказов по теме с опорой на мнемотаблицу. - Подвижные игры. Работа с родителями: Совместное рисование с детьми для выставки по теме недели. Четверг: Работа с детьми: - Рисование по теме. - Заучивание стихотворений по теме. - Дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения. - Просмотр видеороликов, мультфильмов по теме. - Подвижные игры. Работа с родителями: Создание коллажа, книжки загадок и т.д. по теме недели. Пятница: Работа с детьми: - НОД- составление интеллектуальной – карты с целью закрепления пройденного материала https://docs.google.com/document/d/1qdw7sKOwCC9NCTXCtZIyoDZHlU1zF_vDl1_LWyV_K9Q/edit?usp=sharing - Конструирование по теме. - Подвижные игры. Работа с родителями: Консультация | Воспитатель |
Приложение 1
План мероприятий по реализации темы «Домашние животные»
День недели | Формы работы | Работа с родителями |
Понедельник | НОД по познавательному развитию «Знакомство с домашними животными» (кошка, собака, корова, лошадь, овца). Чтение художественной литературы С. Маршак «Усатый полосатый». Дидактические игры: «Кто как говорит», «Что лишнее», «Чего не стало», «Назови ласково», «Чей? Чья? Чье?», «Какой, какая, какое, какие», «Лови да бросай, цвета называй». Подвижная игра: «Кошки – мышки», «Лохматый пес». | Знакомство родителей с темой недели «Домашние животные» (задачи, игры по теме на закрепление представлений детей). Участие в оформлении альбома «Домашние животные» |
Вторник | Презентация: «Домашние животные и их детёныши». Отгадывание загадок о домашних животных. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Доскажи словечко», «Чья мама, чьи детки», «Правильно или нет», «Один – много». Сюжетно ролевая игра: «Наша ферма». Подвижные игры: «Море волнуется раз…», «Найди свою пару». | Подбор иллюстраций (корова, лошадь, овца, жеребёнок, телёнок, ягнёнок разных цветов, польза домашних животных для человека, как ухаживать за домашними животными) для создания интеллектуальной карты. |
Среда | Рассматривание иллюстративного материала и беседа «Польза домашних животных». Лепка«Рыжий котенок» (по образцу). Дидактические игры: «Узнай животное на ощупь», «Сложи животное», «Кому сколько», «Чья мама?», «Найди отличия», «Лабиринты». Составление описательного рассказа по игрушке (кошка, собака) с опорой на мнемотаблицу. Подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот». | Детско-родительское рисование для оформления выставки «Мое домашнее животное», или «О каком домашнем животном я мечтаю». |
Четверг | Рисование «Цыплята». Заучивание стихотворения: В.Лунин «Цап – Царап и Чик – Чирик». Дидактические игры: «Дорисуй», обводки, раскраски, штриховки домашних животных. Просмотр мультфильма «Кто сказал мяу?». Подвижные игры: «Найди свою пару», «Кот и мыши». | Участие в создании книги загадок «Домашние животные»: «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» |
Пятница | НОД «Домашние животные» - составление интеллектуальной карты. Конструирование «Загон для животных». Подвижная игра: «Море волнуется раз…», «Кошки – мышки» | Консультация «Домашние животные в жизни ребёнка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»
Творческая работа на тему:«Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности»...
Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО
Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов. Поиск новых методов обу...
Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...
Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология теория решения изобретательских задач занимает особое место, как технология, позволяющая м...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологии»
В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Технология ТРИЗ способна помочь...
21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»
Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...
статья «Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода «Интеллектуальная карта»
статья "Развитие познавательной активности дошкольников через применение метода " Интеллектуальная карта"...