Комплексный подход к решению коррекционно-развивающих задач в НОД по математике у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
консультация по коррекционной педагогике

Голдобина Екатерина Геннадьевна

Рассмотрены коррекционные задачи, которые решаются при обучении дошкольников математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_podhod.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход

к решению коррекционно-развивающих задач в НОД по математике

у дошкольников с особыми образовательными потребностями

Комплексный подход в обучении математики дошкольников с ТНР заключается в совмещении на одном занятии общеразвивающих и коррекционных задач. К коррекционным задачам относятся:

  • обогащение, закрепление, активизация словаря;
  • работа над грамматическим строем речи;
  • работа над связной речью;
  • развитие общей, мелкой моторики;
  • развитие психологической базы речи.

Обогащение, закрепление, активизация словаря

Условное деление словаря на активный и пассивный даёт возможность последовательно вести занятия от понимания смысла (значения) слов, обозначающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети, состоит из существительных, обозначающих предметы и геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник»), временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь»); а также глаголов, числительных, прилагательных (цвет, форма, величина предметов), наречий. Мы подбираем демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с лексической темой. Например, если при работе над темой «Дикие животные» используется демонстрационный материал белки, ежи, то в качестве раздаточного материала подбирается другой: зайцы, лисички.

На физминутке можно использовать игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, транспорт, деревья, мебель и т.п.). Задуманное обобщение можно выделить хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

Особенность словаря на НОД по математике – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно. Дети учатся правильно отражать свои представления («шире – уже», «выше – ниже», «толще – тоньше»), отличать эти изменения от изменений общего объёма («больше – меньше»), находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»).

Работа над грамматическим строем речи включает в себя:

  • образование имён существительных множественного числа при обучении количественному счёту;
  • умение согласовывать существительные с числительными и прилагательными при ознакомлении с формой, величиной, количественным счётом;
  • правильное употребление предлогов при ознакомлении с пространством.

При обучении детей счётным операциям для закрепления правильного согласования числительных с существительными в роде и числе при пересчёте предметов называем каждое число (одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок и т.д.). На начальном этапе обучения используем утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных. Большую помощь в освоении детьми грамматического строя речи оказывают дидактические игры «Считай дальше», «Сосчитай деревья, фрукты, овощи, птиц и т.д.», «Один – много», «Один, два, пять», «Один, одна» и др. Например, параллельно с изучением лексической темы «Овощи» на занятии по математике воспитатель проводит дидактическую игру «Магазин», цель которой – тренировать в счёте, учить согласовывать числительные с существительными, запомнить названия овощей («Я купил три свёклы, два огурца, один чеснок»). Таким образом, в ходе игры педагог закрепляет не только количественный счёт, но и грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.

Переходим к разделу «Величина». Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в усвоении представлений о величине. Такие качества предметов как длина, ширина, высота, толщина воспринимаются детьми недостаточно чётко. Даже если ребёнок учитывает эти качества в своей практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. Зачастую дети-логопаты не употребляют слов «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий», а называют эти предметы просто большими или маленькими. Поэтому мы чётко формулируем вопросы: «Какая ленточка по длине, ширине?», «Какое дерево по высоте?». Сначала задаём уточняющий вопрос: «Какая это полоска по ширине: широкая или узкая?», чтобы дети лучше усваивали слова-антонимы. Также используем приём варьирования вопроса таким образом, чтобы ответ на него требовал употребления прилагательного и существительного в другом падеже. Например, «На какую по длине полоску ты поставил матрёшку?» (На длинную полоску.), «На какой по длине
полоске у тебя, Максим, стоит матрёшка?» (На длинной полоске). При построении сериационных рядов учим использовать в речи степени сравнения прилагательных: низкий – ниже – самый низкий и т.д. Для закрепления знаний по разделу «Величина» используем следующие игры: «Лото. Величина», «Оденем кукол», «Собери урожай», «Построй лесенку, башенку», «Закончи предложение», а также игровые упражнения: «Найди на картинке самую высокую (низкую) ёлочку», «Найди картинку, где карандаш длиннее ручки; где девочка выше мальчика».

Переходим к следующему разделу «Форма». Несмотря на то, что дети в основном хорошо различают геометрические фигуры, согласование прилагательных с существительными нередко вызывает у этих детей затруднения. Поэтому мы стараемся так видоизменять вопросы, чтобы ответ требовал употребления словосочетания прилагательных с существительными в косвенных падежах. Например, «Какую геометрическую фигуру я убрала?» (Красный квадрат.), «Какой геометрической фигуры не стало?» (Красного квадрата.). Здесь также используем приём утрированного проговаривания окончаний прилагательного и существительного. В ходе занятий используем следующие дидактические игры: «Чей домик?», «Подбери пару», «Я назову, а вы покажите» и др. В младшей и средней группах игры проводим с опорой на наглядность. В старшей и подготовительной группах помимо игр с наглядностью используем игры по называнию.

Наиболее успешно связную речь мы развиваем при составлении и решении задач. Важно не только составить рассказ по картинке, но и уметь поставить вопрос, затем решить задачу и аргументировано доказать её решение. Для составления задач на первоначальном этапе используем наглядность: картинки по лексической теме, затем условные обозначения предметов и запись с помощью цифр и знаков «+», «-», «=»; например, 4+1=   , а дети по этой записи составляют каждый свою задачу. При работе с арифметическими задачами нас не устраивают однословные ответы, потому что они не развивают связную речь и не способствуют формированию грамматического строя речи (согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже). Мы учим детей не торопиться с ответом и предлагаем: «Подумайте, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько машин стало на стоянке?». Поощряются полные ответы: «Для того, чтобы узнать, сколько машин стало на стоянке, нужно к четырём машинам прибавить одну, получится пять машин». Поощрение аргументированных полных ответов способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию грамматически правильной речи.

Развитие моторики

Для формирования зрительно-моторной координации во время физминутки дети копируют движения рук, ног, положения тела с опорой на фигуру-образец. Им поочерёдно показывают картинки со схематично нарисованным человеком, стоящим в разных позах. Каждая картинка показывается определённое время, за которое дети должны успеть встать в эту позу.

У детей-логопатов имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Мелкая моторика развивается при работе с раздаточным материалом, а также во время физминуток, включающих в себя пальчиковую гимнастику.

Развитие психологической базы речи

Развитие психологической базы речи – это развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

По темам «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Животные» используются дидактические игры «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Кто ушёл, кто пришёл?», «Найди отличия», способствующие развитию у детей зрительного восприятия и внимания, произвольной образной памяти, грамматического строя речи (образованию родительного падежа существительных: нет пирамидки, машины, куклы). Дидактическая игра «Кто быстрее сложит разрезную картинку» развивает у детей внимание, логическое мышление, закрепляет количественный счёт и учит подбирать прилагательные к существительным («Я сложил чашку из 6 частей. Она зелёная, красивая, большая»). Для развития мышления мы используем игры «Четвёртый лишний», игры-головоломки, задачи на поиск недостающих фигур, на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой.

Для более активного включения в речь детей предлогов следует обратить внимание на формирование зрительно-пространственного восприятия.

Исходным в работе по развитию пространственных понятий должно быть осознание детьми схемы собственного тела. Сначала ребёнок выделяет вертикальное направление (верх – низ), затем – горизонтальное (впереди – сзади, лево – право). Различаемые направления ребёнок соотносит прежде всего с определёнными частями собственного тела. Так упорядочиваются связи типа: вверху – где голова, а
внизу – где ноги, впереди – где лицо, а сзади – где спина. Затем формируются навыки ориентировки в окружающем «малом» пространстве. Дети упражняются в определении правого и левого направлений, определяют своё место по отношению друг к другу. В играх на ориентировку в пространстве закрепляем предлоги
от, между, около, на и др. Для этого используем игры «Где спрятался мишка?», «Где стоит машина?», «Спрячь игрушку», «Кормушка», лото «Осваиваем пространство» и др. Обращаем внимание детей на различие окончаний существительных, употреблённых с одним и тем же предлогом (на столе, на полу, под столом, под кроватью).

Воспитатель, готовясь к НОД по математике продумывает коррекционно-логопедические задачи, учитывая программное содержание занятия, лексическую тему, уровень речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на осно...

Восприятие у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Пошаговые занятия по восприятию для детей с ООП дошкольного возраста...

Восприятие у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Пошаговые занятия по восприятию для детей с ООП дошкольного возраста...

Восприятие у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Пошаговые занятия по восприятию у детей с ООП дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

В конспекте описывается цель, задачи, формы работы с детьми, здоровьесберегающие технологии и приёмы, интеграция образовательных областей, опорная схема образовательной деятельности и технологическая ...

Рекомендации родителям "Развитие мышления детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте создаст основу для творческого осмысления действительности, активного познания мира, что особенно важно при подготовке ребенка к школе, на этапе овладен...