Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
методическая разработка на тему

Сизова Мария Николаевна

 

      Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на основе сказок. Это специально разработанные  коррекционные игры, в основе которых лежит сказка или несколько сказок.

     Сказка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития. Сказка не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.

      При проведении игр в основе которых лежит сказка у детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Важно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

          При проведении игр дети учатся преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять эмоциональными чувствами. Например, для агрессивного ребенка подбирается готовится или составляется специальная сказка, метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок знакомится со своим чувством гнева и учится справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.

         С помощью игры в основе которой лежит сказка можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. 

           Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов. Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие.

        Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального и физического напряжения, делают детей добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье детей.

          Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая  красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

        Игры на основе сказок интересны ещё и тем, что они позволяют полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Игры  помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

  Игры на основе сказок можно проводить индивидуально и по  подгруппам. Состав каждой из них не дол­жен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников — 8— 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты игр могут проявляться особенно ярко. Игры организуются как отдельное занятие или являются частью занятия, в за­висимости от актуальных задач. Занятия желательно проводить  два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший дошкольный возраст).

Подобная систематичность в коррекционной работе позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями «особого» ребенка.                                                                                                               Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход всего занятия. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

          Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного персонажа.

Структура занятий.

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

·        Ритуал входа в сказку - коллективное упражнение (создает настрой на совместную работу).

·        Упражнения и игры со сказкой.

·        Упражнения для релаксации (глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения).

·        Ритуал выхода из сказки (подготавливает детей к привычной для них социальной среде.)

                                                                                                  Приложение 1

Пример занятия  «В гости к сказке».

Цель: стабилизация психических процессов, обогащение положительного эмоционального опыта.

Задачи:

1.   Развитие познавательных процессов.

2.   Снятие напряжения, успокоение, расслабление.

3.   Совершенствование коммуникативных навыков.

4.   Развитие творческого потенциала.

Участники: дети старшей группы

1.     Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебные очки».

Цель: Создание настроя на совместную работу. Спло­чение детского коллектива. Вхождение в сказку.

    Содержание: Педагог  предлагает детям надеть «волшебные очки», после чего они оказываются в сказочной стране.

2.     Психомедитация  «Путешествие в волшебный лес».

Цель: Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

     Содержание:  Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ педагогаа под музыку.

Педагог: «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день… Откройте газа».

3.     Повторение сказки «Колобок».

     Цель:  Припоминание  сказки   «Колобок»:         героев       сказки, последовательность событий.

     Содержание: Педагог вместе с детьми рассказывают сказку «Колобок».

4.     Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Цель: Научение правильному воспроизведению последовательности событий сказки; создание положительного эмоционального настроения.

Содержание этапа: Педагог вместе с детьми проигрывает сказку по ролям.

5.      Психогимнастические  упражнения.

Цель: Расширение представлений детей о сказочных героях (зайце, волке, медведе, лисе); развитие общей координации движений.

Содержание этапа: Педагог проводит психогимнастические упражнения: «Медвежата», «Лисята», «Зайчата», «Волчата».

6.     Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебные очки».

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание этапа: Педагог предлагает попро­щаться со сказочной страной, со сказочными героями. Повторение ритуала» входа» в сказку в обратной последовательности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

      Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на основе сказок. Это специально разработанные  коррекционные игры, в основе которых лежит сказка или несколько сказок.

     Сказка оказывает очень сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития. Сказка не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению.

      При проведении игр в основе которых лежит сказка у детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Важно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

          При проведении игр дети учатся преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять эмоциональными чувствами. Например, для агрессивного ребенка подбирается готовится или составляется специальная сказка, метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования, идентифицируясь с главным сказочным героем. В процессе такой работы ребенок знакомится со своим чувством гнева и учится справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.

         С помощью игры в основе которой лежит сказка можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.  

           Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов. Проживая роль сказочного персонажа, ребенок приобретает жизненный опыт. Чтобы сыграть роль сказочного персонажа, надо не только ознакомиться с текстом, но и проанализировать сказку: выяснить тему и идею произведения, характер героя, в какое время происходит действие.

        Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального и физического напряжения, делают детей добрее и восприимчивее к окружающему миру, формируют навыки слышать себя и другого. У детей появляется возможность к проявлению самостоятельности, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье детей.

          Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая  красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

        Игры на основе сказок интересны ещё и тем, что они позволяют полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Игры  помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

  Игры на основе сказок можно проводить индивидуально и по  подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников — 8— 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты игр могут проявляться особенно ярко. Игры организуются как отдельное занятие или являются частью занятия, в зависимости от актуальных задач. Занятия желательно проводить  два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший дошкольный возраст).

Подобная систематичность в коррекционной работе позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями «особого» ребенка.                                                                                                Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход всего занятия. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

          Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного персонажа.

Структура занятий.

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

  • Ритуал входа в сказку - коллективное упражнение (создает настрой на совместную работу).
  • Упражнения и игры со сказкой.
  • Упражнения для релаксации (глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения).
  • Ритуал выхода из сказки (подготавливает детей к привычной для них социальной среде.)

                                                                                                  Приложение 1

Пример занятия  «В гости к сказке».

Цель: стабилизация психических процессов, обогащение положительного эмоционального опыта.

Задачи:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Снятие напряжения, успокоение, расслабление.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков.
  4. Развитие творческого потенциала.

Участники: дети старшей группы

  1. Ритуал «входа» в сказку. Игра «Волшебные очки».

Цель: Создание настроя на совместную работу. Сплочение детского коллектива. Вхождение в сказку.

    Содержание: Педагог  предлагает детям надеть «волшебные очки», после чего они оказываются в сказочной стране.

  1. Психомедитация  «Путешествие в волшебный лес».

Цель: Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

     Содержание:  Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ педагогаа под музыку.

Педагог: «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день… Откройте газа».

  1. Повторение сказки «Колобок».

     Цель:  Припоминание  сказки        «Колобок»:         героев        сказки, последовательность событий.

     Содержание: Педагог вместе с детьми рассказывают сказку «Колобок».

  1. Игра-драматизация по сказке «Колобок»

Цель: Научение правильному воспроизведению последовательности событий сказки; создание положительного эмоционального настроения.

Содержание этапа: Педагог вместе с детьми проигрывает сказку по ролям.

  1.  Психогимнастические  упражнения.

Цель: Расширение представлений детей о сказочных героях (зайце, волке, медведе, лисе); развитие общей координации движений.

Содержание этапа: Педагог проводит психогимнастические упражнения: «Медвежата», «Лисята», «Зайчата», «Волчата».

  1. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебные очки».

Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.

Содержание этапа: Педагог предлагает попрощаться со сказочной страной, со сказочными героями. Повторение ритуала» входа» в сказку в обратной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

В конспекте описывается цель, задачи, формы работы с детьми, здоровьесберегающие технологии и приёмы, интеграция образовательных областей, опорная схема образовательной деятельности и технологическая ...

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Сегодня к категории детей с особыми образовательными потребностями относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от большинства. Это дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным кул...

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

Рекомендации родителям "Развитие мышления детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте создаст основу для творческого осмысления действительности, активного познания мира, что особенно важно при подготовке ребенка к школе, на этапе овладен...

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами у детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями

Уровень развития вашего малыша в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необ...