О применении здоровьесберегающих технологий в работе со слабовидящими детьми
консультация по коррекционной педагогике

Альмухаметова Гульнара Валиевна

Оздоровление ребенка дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «О применении здоровьесберегающих

технологий   в работе со слабовидящими детьми»

                                                                                                     учитель – дефектолог

                                                                                                  Альмухаметова Г.В.

        Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка. Отмечается устойчивая взаимосвязь болезней органа зрения с соматическими и психосоматическими заболеваниями. Как правило, у таких детей встречаются сочетанные нарушения: речи, координации движений и др. Дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих сверстников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.

        Одним из проявлений своеобразия физического развития детей с нарушением зрения является неравномерность развития. У таких детей наблюдается значительное отклонение от нормы состояния двигательного аппарата. На фоне его нарушений возникает большое количество вторичных отклонений в двигательных актах. Таким образом, процессы психофизического развития также сдвигаются во времени и замедляются.

         Одним из средств решения задач по оздоровлению ребенка дошкольного возраста становятся здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе.  

        В учреждении    учебно-воспитательная и коррекционно - развивающая работа строиться в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога  с соблюдением  принципов  применения  здоровьесберегающих технологий: 

- использование дидактических, наглядных пособий, мебели, оборудования в соответствии с требованиями СанПин и офтальмологических требований; чередование различных видов деятельности в режиме дня;  

- соблюдение режима зрительных нагрузок и проведение коррекционных пауз;

- обеспечение двигательной активности ребенка на каждом занятии;  

-  профилактика вторичных отклонений в развитии детей.

 Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в  учреждении 

 - медико-профилактическая деятельность и лечебно – восстановительная работа;

      К медико-профилактической деятельности относится сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала  учреждения  в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. (Мониторинг здоровья, организация профилактических мероприятий, рациональное питание, рациональный режим дня, здоровьесберегающая среда, контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН).  

- физкультурно-оздоровительная деятельность;

 Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. (Двигательный режим, динамические паузы, закаливание, гимнастика, подвижные и спортивные игры, дни здоровья, спортивные развлечения, праздники).

 - технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

        Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье. (релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия).

 - валеологическое просвещение родителей; 

        Это информационно-просветительская деятельность, выражающаяся в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, привлечении их к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. (дни открытых дверей, выступления на родительских собраниях, консультации, информационные стенды,   памятки, презентации, буклеты и т.д.).  

здоровьесберегающие образовательные технологии, которые делятся на четыре группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

 2. Технология эстетической направленности.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни.

4. Коррекционные технологии.

        В учреждении    учебно-воспитательная и коррекционно - развивающая работа строится в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога  с учетом особенностей развития дошкольников с особыми образовательными  потребностями,  

 Используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Физкультурное занятие.

        На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений, развитию мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки. Такая работа способствует компенсации вторичных отклонений в двигательных актах у детей с нарушением зрения.

        Для повышения эффективности физического воспитания детей и выравнивания недостатков развития движений на занятиях используется нестандартное спортивно – игровое оборудование.

        С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, а также для отдыха глаз, используются такие здоровьесберегающие технологии как: физминутки и офтальмологические паузы (коррекционные паузы). В коррекционные паузы включаются разнообразные упражнения для глаз, элементы самомассажа, пальчиковая, дыхательная гимнастики.

Гимнастика для глаз – обязательный элемент коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

        Зрительная гимнастика способствует профилактике нарушений зрения; развитию подвижности глаз; снятию глазного утомления; расслаблению зрительной системы; положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения; тренирует аккомодационные мышцы; укрепляет глазодвигательные мышцы; активизирует и восстанавливает зрение при косоглазии и амблиопии.

        Педагогами нашего учреждения используются различные виды зрительных гимнастик:

  - по словесной инструкции или с использованием художественного слова;

- с опорой на схему или зрительные метки (зрительные тренажеры, лабиринты);

- с использованием атрибутов;

- электронные зрительные гимнастики.

 Зрительная гимнастика проводится на каждом занятии по 3 – 5 минут. 

Дыхательная гимнастика

        Способствует укреплению дыхательной мускулатуры, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Стимулирует работу головного мозга, насыщая его кислородом, регулирует нервно-психические процессы, повышает общую сопротивляемость организма.

Пальчиковая гимнастика

        Способствует развитию  мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает психические процессы: мышление, память, воображение; снимает тревожность.

Гимнастика - побудка после дневного сна

        Благодаря которой дети учатся понимать свое тело; развивают общую и мелкую  моторику; осуществляется профилактика простудных заболеваний, повышается жизненный тонус.

       Кроме  того, в своей работе педагоги   в качестве  здоровьесберегающей технологии используют ритмику.   

        Основной задачей ритмики   является коррекция двигательных нарушений и недостатков физического развития    детей с нарушениями зрения.

        Занятия ритмикой носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности детей, позволяют дошкольникам преодолевать трудности зрительно – пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма.

        Взаимодействие педагогов с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей (информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления детей без лекарств; информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в учреждении; приобщение родителей к участию в физкультурно – массовых мероприятиях в учреждении; проведение консультаций, бесед с родителями по вопросам здоровьесбережения) способствует укреплению здоровья  детей.

        Таким образом,  эффективное применение здоровьесберегающих технологий педагогами учреждения на занятиях и в различных видах деятельности способствует повышению остроты зрения у детей, развитию глазодвигательных функций,  бинокулярного зрения, развивается общая и мелкая моторика, координация движений, улучшается психоэмоциональное самочувствие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми

Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира....

Техники изотерапии для работы со слабовидящими детьми

Техники изотерапии для работы со слабовидящими детьми1. «Пальцевая живопись». Изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в тру...

«Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекц...

Возможности элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающихтехнологий в работе с детьми

Цель данной статьи — провести теоретический анализ элементоварт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий.Понятие «терапия», переводитсяне только как &laqu...

Коррекционно-педагогическая работа со слабовидящими детьми в детском саду. Её задачи.

   Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению зрения у детей с косоглазием и амблиопатией ставит основной своей задачей: 1) формирование перцептивной активности, потребности...