О применении здоровьесберегающих технологий в работе со слабовидящими детьми
консультация по коррекционной педагогике
Оздоровление ребенка дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«О применении здоровьесберегающих
технологий в работе со слабовидящими детьми»
учитель – дефектолог
Альмухаметова Г.В.
Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка. Отмечается устойчивая взаимосвязь болезней органа зрения с соматическими и психосоматическими заболеваниями. Как правило, у таких детей встречаются сочетанные нарушения: речи, координации движений и др. Дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих сверстников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.
Одним из проявлений своеобразия физического развития детей с нарушением зрения является неравномерность развития. У таких детей наблюдается значительное отклонение от нормы состояния двигательного аппарата. На фоне его нарушений возникает большое количество вторичных отклонений в двигательных актах. Таким образом, процессы психофизического развития также сдвигаются во времени и замедляются.
Одним из средств решения задач по оздоровлению ребенка дошкольного возраста становятся здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе.
В учреждении учебно-воспитательная и коррекционно - развивающая работа строиться в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога с соблюдением принципов применения здоровьесберегающих технологий:
- использование дидактических, наглядных пособий, мебели, оборудования в соответствии с требованиями СанПин и офтальмологических требований; чередование различных видов деятельности в режиме дня;
- соблюдение режима зрительных нагрузок и проведение коррекционных пауз;
- обеспечение двигательной активности ребенка на каждом занятии;
- профилактика вторичных отклонений в развитии детей.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в учреждении
- медико-профилактическая деятельность и лечебно – восстановительная работа;
К медико-профилактической деятельности относится сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. (Мониторинг здоровья, организация профилактических мероприятий, рациональное питание, рациональный режим дня, здоровьесберегающая среда, контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН).
- физкультурно-оздоровительная деятельность;
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. (Двигательный режим, динамические паузы, закаливание, гимнастика, подвижные и спортивные игры, дни здоровья, спортивные развлечения, праздники).
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье. (релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия).
- валеологическое просвещение родителей;
Это информационно-просветительская деятельность, выражающаяся в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, привлечении их к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. (дни открытых дверей, выступления на родительских собраниях, консультации, информационные стенды, памятки, презентации, буклеты и т.д.).
здоровьесберегающие образовательные технологии, которые делятся на четыре группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технология эстетической направленности.
3. Технологии обучения здоровому образу жизни.
4. Коррекционные технологии.
В учреждении учебно-воспитательная и коррекционно - развивающая работа строится в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога с учетом особенностей развития дошкольников с особыми образовательными потребностями,
Используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Физкультурное занятие.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений, развитию мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки. Такая работа способствует компенсации вторичных отклонений в двигательных актах у детей с нарушением зрения.
Для повышения эффективности физического воспитания детей и выравнивания недостатков развития движений на занятиях используется нестандартное спортивно – игровое оборудование.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, а также для отдыха глаз, используются такие здоровьесберегающие технологии как: физминутки и офтальмологические паузы (коррекционные паузы). В коррекционные паузы включаются разнообразные упражнения для глаз, элементы самомассажа, пальчиковая, дыхательная гимнастики.
Гимнастика для глаз – обязательный элемент коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Зрительная гимнастика способствует профилактике нарушений зрения; развитию подвижности глаз; снятию глазного утомления; расслаблению зрительной системы; положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения; тренирует аккомодационные мышцы; укрепляет глазодвигательные мышцы; активизирует и восстанавливает зрение при косоглазии и амблиопии.
Педагогами нашего учреждения используются различные виды зрительных гимнастик:
- по словесной инструкции или с использованием художественного слова;
- с опорой на схему или зрительные метки (зрительные тренажеры, лабиринты);
- с использованием атрибутов;
- электронные зрительные гимнастики.
Зрительная гимнастика проводится на каждом занятии по 3 – 5 минут.
Дыхательная гимнастика
Способствует укреплению дыхательной мускулатуры, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Стимулирует работу головного мозга, насыщая его кислородом, регулирует нервно-психические процессы, повышает общую сопротивляемость организма.
Пальчиковая гимнастика
Способствует развитию мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает психические процессы: мышление, память, воображение; снимает тревожность.
Гимнастика - побудка после дневного сна
Благодаря которой дети учатся понимать свое тело; развивают общую и мелкую моторику; осуществляется профилактика простудных заболеваний, повышается жизненный тонус.
Кроме того, в своей работе педагоги в качестве здоровьесберегающей технологии используют ритмику.
Основной задачей ритмики является коррекция двигательных нарушений и недостатков физического развития детей с нарушениями зрения.
Занятия ритмикой носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности детей, позволяют дошкольникам преодолевать трудности зрительно – пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма.
Взаимодействие педагогов с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей (информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления детей без лекарств; информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в учреждении; приобщение родителей к участию в физкультурно – массовых мероприятиях в учреждении; проведение консультаций, бесед с родителями по вопросам здоровьесбережения) способствует укреплению здоровья детей.
Таким образом, эффективное применение здоровьесберегающих технологий педагогами учреждения на занятиях и в различных видах деятельности способствует повышению остроты зрения у детей, развитию глазодвигательных функций, бинокулярного зрения, развивается общая и мелкая моторика, координация движений, улучшается психоэмоциональное самочувствие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми
Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира....
Техники изотерапии для работы со слабовидящими детьми
Техники изотерапии для работы со слабовидящими детьми1. «Пальцевая живопись». Изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в тру...
Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в аспекте коррекционной работы со слабовидящими детьми»
Консультация для педагогов ...
«Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекц...
Слабовидящие дети в дошкольном учреждении. Как работать со слабовидящими детьми
Статья про работу со слабовидящими детьми....
Возможности элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающихтехнологий в работе с детьми
Цель данной статьи — провести теоретический анализ элементоварт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий.Понятие «терапия», переводитсяне только как &laqu...
Коррекционно-педагогическая работа со слабовидящими детьми в детском саду. Её задачи.
Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению зрения у детей с косоглазием и амблиопатией ставит основной своей задачей: 1) формирование перцептивной активности, потребности...