Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми
материал по теме
Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnaya_rabota_so_slepymi_i_slabovidyashchimi_doshkolnikami.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками.
В последнее время нередки ситуации, когда в группу для детей с косоглазием и амблиопией поступает незрячий ребенок (тотально слепой или с остаточным зрением). Конечно, присутствие такого ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения, требует особых условий.
Наш детский сад посещают три слепых ребенка, им требуется со стороны педагогов и всего обслуживающего персонала значительно больше внимания. С каждым таким ребенком должен постоянно находиться кто-то из взрослых. Опыт работы со слепыми детьми у нас еще очень небольшой. К сожалению, мало литературы, рельефных пособий, технических средств и приборов, необходимых для занятий с ребенком, имеющим тяжелую зрительную патологию.
Обучение слепых дошкольников пространственной ориентировке – одна из важнейших возможностей компенсации слепоты.
Основные задачи обучения слепого дошкольника пространственной ориентировке:
*формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
*преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
*овладение ориентировкой на своем теле;
*обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве ( за столом, на листе бумаги).
Слепоту компенсируют другие сохранные органы чувств.
Осязание имеет для слепого дошкольника исключительное значение, это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов я управляю руками ребенка, накладывая на них свои руки, стою за ребенком. Прием «рука на руке» - самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам. Учу ребенка двум приемам обследования:
1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.
2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.
Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент я стараюсь заинтересовать ребенка или, наоборот, перехожу к другому виду деятельности, отвлекая его.
На занятиях формирую у ребенка умение распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Вместе с ребенком хожу по камушкам разной величины. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.
В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия пространства. На занятиях мы слушаем пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин… Сравниваем, как стучит по столу мягкий, деревянный, железный предмет.
Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития слепого ребенка. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах.
Результаты своей работы оцениваем не только мы, но и родители слепых детей. Систематические тренировки, занятия различными видами деятельности с помощью сохранных анализаторов помогают ребенку учиться обследовать свойства и признаки предметов окружающего мира, ориентироваться в пространстве. Раскрывают перед ним возможности получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание, различные познавательные процессы, активизируют речь.
Конспект индивидуального коррекционного занятия
по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.
Тема: «Игрушки».
Цели: Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами; умение удерживать и манипулировать игрушками. Развивать способы активного осязания; умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме, материалу. Формировать умение распознавать подошвами ног разные поверхности, узнавать предметы по издаваемым звукам. Развивать произвольное и слуховое внимание.
Материал: мячи (резиновый, пластмассовый, мягкий), кубики (пластмассовый и мягкий), корзина, дорожки с разной текстурой поверхности.
Методы и приемы:
*организационный сюрпризный момент;
*упражнение «Ходим по дорожкам»;
*обследование игрушек из корзины;
*дид.игра «Найди пару»;
*исследовательская деятельность «Тише-громче»;
*заключительная часть.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это колобок, потрогай его. Он круглый, без углов, мягкий, умеет хорошо катиться. Он приготовил нам сюрприз и зовет нас погулять по дорожкам.
2. Хождение по дорожкам.
«Наши ножки по дорожкам – топ, топ, топ!
По колючей…по ребристой…по мягкой…по каменистой… топ, топ, топ!
3. «Что лежит в корзинке?»
- Посмотри, стоит корзинка на пути! Корзинка большая, плетеная, с ручкой (принцип обследования «рука на руке») Вместе с ребенком обследуем игрушки, сначала мячи, а затем кубики
- Это мяч. Он какой? Круглый, большой, мягкий. А этот мяч какой? Круглый, твердый. Он пластмассовый. Есть еще один мяч в корзине, потрогай его. Он маленький, круглый, резиновый.
- Мячи – это игрушки. С ними можно играть: бросать, ловить, катить (попробовать выполнить эти действия вместе с ребенком).
Аналогично идет работа по обследованию кубиков (отмечаю, что у кубика есть углы, он не катится).
- Кубики – это игрушки, из них можно строить. Давай поставим мягкий кубик на пластмассовый.
4. Дидактическая игра «Найди пару»
Обследование, дифференцировка по фактуре.
- Возьми мягкий мяч и найди мягкий кубик…
5. Упражнение «Тише-громче»
Определение на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу.
6. Итог занятия
- Найди мягкий мячик, твердый кубик (пластмассовый) Что стучит громче?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных приемов и нестандартного материала в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОНР».
Основной целью моей работы является обеспечение интереса к занятиям по развитию речи нестандартными приемами и материалами...
Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".
Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....
«Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекц...
Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)
Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...
Презентация "Логоритмика со слепыми и слабовидящими детьми раннего возраста"
Логоритмика -•это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.•это один из качественных методов логопедической работы п...
Педагогическая работа. Музыкальные занятия слепыми и слабовидящими детьми
Педагогическая работа. Музыкальные занятия слепыми и слабовидящими детьми...
Логоритмика со слепыми и слабовидящими детьми раннего возраста
логоритмика•это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.•это один из качественных методов логопедической работы по...