«Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
статья по коррекционной педагогике
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекционного дошкольного учреждения - раскрыть индивидуальность «особенного» ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Замечено, что у слепых и слабовидящих детей часто ослаблено внимание, память, мышление, поэтому им требуется особое внимание и специальные технологии в обучении и воспитании. Целью написания статьи является дальнейшее распространение системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов, т.е. работать со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ с применением личностно-ориентированных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhova_o.yu_._statya.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение личностно-ориентированных технологий в работе
со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
О.Ю. Важова, воспитатель
ГБПОУ АО «Астраханский губернский
техникум» СП № 1,
Астрахань, olgasyxareva@mail.ru
Аннотация
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекционного дошкольного учреждения - раскрыть индивидуальность «особенного» ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Замечено, что у слепых и слабовидящих детей часто ослаблено внимание, память, мышление, поэтому им требуется особое внимание и специальные технологии в обучении и воспитании. Целью написания статьи является дальнейшее распространение системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов, т.е. работать со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ с применением личностно-ориентированных технологий.
Применение личностно-ориентированных технологий в ДОУ III-IV вида позволяет оптимизировать коррекционно–развивающие процессы, дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения, а так же значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Правильная организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом дает возможность сгладить имеющиеся отклонения в развитии и помочь слепым детям максимально комфортно адаптироваться в социуме.
После того, как слепые и слабовидящие дети приходят в детский сад, их обследуют узкие специалисты: дефектолог-тифлопедагог, логопед, психолог и т.д. Как правило, такие дети имеют нарушения осанки, т.к. слабо развиты мышцы рук и ног, у них нет социального опыта взаимодействия в детском коллективе, отсутствует наглядно-образное мышление, в связи со зрительным дефектом, ослаблены познавательные процессы.
У детей с нарушениями зрения так же недостаточно развита память, внимание, мышление, они испытывают трудности в выполнении обычных заданий, поэтому им требуется особая форма предъявления материала, т.е. личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Исходя из этого, все занятия в ДОУ строятся на основании мониторинга и с диагнозом и уровнем развития каждого ребенка. Например, для детей в младшей группе занятия включают в себя накопление знаний и формирование представлений об эталонах цвета, формы, величины, пространственном расположении, а так же обогащение словаря и развитие образной речи. Для каждого ребенка индивидуально подбирается дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
С помощью личностно-ориентированных технологий и на основе мониторинга можно построить индивидуальный маршрута для каждого ребенка, а так же раскрыть его способности и возможности. На индивидуальных занятиях учитываются не только желания ребенка, но и уровень его развития, в зависимости от структуры дефекта. Очень важно создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка, стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятиях без боязни ошибиться или получить неправильный ответ.
На занятиях и прогулках используется не только индивидуальная, но и групповые формы работы, что позволяет развивать коммуникативные умения и навыки детей с ОВЗ, создаются педагогические ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу и самостоятельность.
Личностно-ориентированное воспитание и обучение в ДОУ III-IV вида – это организация коррекционно-воспитательного процесса на основе общения ребенок-взрослый, с учетом особенностей его индивидуального развития и структуры дефекта, оказание помощи семье, которая воспитывает «особенного» ребенка. Своевременная диагностика и реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций, реализация оздоровительных мероприятий, а так же профилактика возникновения «вторичных дефектов».
Литература:
1. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности//Под. ред. Е. Н. Степанова, Москва, ТЦ Сфера, 2003.
2. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми
Сообщение из опыта работы, конспект индивидуального коррекционного занятия со слепым ребенком по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающег мира....
Применение личностно-ориентированой технологии в работе с детьми
Реализация личностно-ориентированной технологии в работе с детьми...
Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми.
Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям...
Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...
Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....
Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"
Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"...
Методическая разработка "Применение личностно — ориентированной технологии в работе с детьми"
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из основных компонентов проекта Федерального Государственно...