Коррекционно-педагогическая работа со слабовидящими детьми в детском саду. Её задачи.
консультация по коррекционной педагогике

     Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению зрения у детей с косоглазием и амблиопатией ставит основной своей задачей: 1) формирование перцептивной активности, потребности, 2) формирование умений, навыков и способов зрительного восприятия, которые повышают познавательные возможности, и способствует восстановлению зрительной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno_-_pedagogicheskaya_rabota_v_detskom_sadu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая работа со слабовидящими детьми в детском саду. Её задачи.

Разработала:

Ермонина Наталья Ивановна

Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению зрения у детей с косоглазием и амблиопатией ставит основной своей задачей: 1) формирование перцептивной активности, потребности, 2) формирование умений, навыков и способов зрительного восприятия, которые повышают познавательные возможности, и способствует восстановлению зрительной функции. Это положение вытекает из выводов учёных: М.И.Земцовой, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, В.И. Феоктистовой и т.д.

Вся коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия должна осуществляться в связи с офтальмологической работой. Этот процесс проходит 3 этапа. Этапы офтальмологического лечения таковы: 1) плеоптический, 2) ортоптический, 3) стереопический.

  1. Плеоптическое лечение направлено на повышение visамблиопического глаза посредством окклюзии и всевозможных раздражений колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями.

Коррекционно-педагогическая работа на этом этапе ставит основной задачей формирование зрительного восприятия посредством раздражения амблиопичного глаза цветом, величиной, формой предметов, а также формирование представлений, умений и навыков по программе детского сада. Роль тифлопедагога и воспитателя при этом направлена на активизацию мыслительной деятельности ребёнка, на развитие его самостоятельности, активности и творчества. В результате такой работы уже в период плеоптики у детей наблюдается продвижение с исходных уровней развития. Оно сопровождается функциональными улучшениями зрительного анализатора. Но встречаются случаи, когда перцептивные действия и способы зрительного восприятия опережают развитие функций зрительного анализатора. Например, программой дошкольного воспитания требуется работа с сюжетными многоплановыми картинами, а мыслительная деятельность детей с амблиопией и косоглазием не может ждать, когда функция обеспечит бинокулярное восприятие всех объектов картины, поэтому на первых этапах работы с детьми, страдающими тяжёлой степенью амблиопии, выделяется контур объектов второго и третьего плана для того, чтобы они были узнаны и включены в мыслительную деятельность. На следующих этапах (2-ом и 3-ем) эта линия выделения контура будет тоньше, а затем дети переходят к восприятию объектов в естественных условиях.

На первом же этапе идёт обучение к пространственным соотношениям. Существует ряд нестереоскопических вторичных факторов, с помощью которых человек может судить о пространстве и с одним глазом: линейная и воздушная перспектива, пересечение контуров, изменение видимых размеров предмета, образование тени, распределение светотеней на поверхности предметов, нюансы окраски и т.д. Именно эти вторичные, нестереоскопические факторы восприятия пространства на эмпирической основе и необходимо формировать на первом этапе коррекционной работы в период плеоптического лечения.

  1. К мероприятиям ортоптического и стереоптического характера переходят после достижения амблиотичным глазом остроты зрения выше 0,4 и угла косоглазия менее 7-10°. Коррекционно-педагогическая работа на этом этапе, прежде всего, заключается в формировании тех способов зрительного восприятия, которые стимулируют центральные ямки обоих глаз к совместной деятельности, являющейся основой для плоскостного и стереоскопического бинокулярного зрения. При этом основной упор делается на полисенсорную основу восприятия объектов, особенно на зрительное в комплексе с осязательным. Без кожно-мышечных ощущений невозможно формирование восприятия глубины, ориентации в пространстве, формирование бинокулярного стереоскопического зрения. Поэтому на данных этапах большое внимание уделяется самостоятельной работе детей по воспроизведению действий, направленных на восприятие объекта (движение глаз, рук по контуру и т.д.).
  2. Вся коррекционно-педагогическая работа в детском саду подчиняется следующим выводам, вытекающим, как правило, из результатов обследования детей: 1) уровень развития познавательной деятельности определяет главным образом зрительный опыт ребенка, а не состояние функций его зрительного анализатора. 2) Важную роль в проявлении познавательной деятельности играет личность ребенка и ее индивидуальные качества. Это обуславливает дифференцированный подход не только по дефекту зрения, но и по индивидуальным особенностям личности. 3) При равных уровнях развития познавательной деятельности и индивидуальных качеств личности дети с более низкой остротой зрения дают худшие показатели, чем дети с более высокой остротой зрения.
  3. Эти выводы и определяют необходимость формирования зрительного опыта в 1-ую очередь, а не только развитые функции зрительного анализатора. Но при организации коррекционно-педагогической работы обязательно учитывается степень дефекта зрения. Для этого занятия организуется с учетом подбора фонов и расстояний для демонстрации пособий, их размера, цвета и т.д., Кроме этого, учитываются и особенности представлений слабовидящего дошкольника, а именно:
  1. Более полные и качественные представления у детей о тех предметах, с которыми они непосредственно действуют (одежда, посуда, мебель). На низком уровне находятся представления о предметах, воспринимаемых визуально на рассмотрении. Эти представления слабо дифференцированы, фрагментарны. Например, при изучении тем «Растения, животные, птицы» проявляется неспецифическое узнавание: в козленке видят зайца, в теленке - собаку, в жеребенке - лису (по цвету и пушистому хвосту).
  2. На низкий уровень представлений о предметах, которые нужно воспринимать по частям. Это вносит в методику занятий особенности: удлиняется время демонстрации, предварительно подбирается наглядность, и не по принципу: «чем крупнее, тем лучше».
  3. Затрудняется узнавание изображений предметов разных модальностей (контур, силуэт, поза, динамика движений).
  4. Низким уровнем отличаются представления о временах года.
  5. Нарушены пространственные представления.
  6. Слабое владение предметными действиями, требующими учета свойств предмета (цвета, формы, величины, расположения, н-р, складывание пирамидок и т.д.).
  7. Плохо дифференцированы представления о форме предметов.
  8. Ярко проявляется низкий уровень обобщенности представлений, неумение обозначать признаки предмета точным словом и полно, и последовательно.

Итак, первостепенной задачей в работе со слабовидящими детьми является формирование эффективных способов восприятия окружающего, а на их основе - количественно и качественно полных представлений, определенных программой детского сада. В заключении следует добавить: «слепой ребенок готовится к жизни среди зрячих. Он должен войти в среду зрячих как полноправный ее член, поэтому восприятие должно поставить себе целью подготовить его к жизни» (В.А. Гандер-тифлопедагог). Эту же цель следует взять за основу в работе и со слабовидящими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.

В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка,  связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...

Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №12 «Колокольчик» Сообщение «Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду»Педсо...

Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....

Статья на тему:"Работа с одаренными детьми в детском саду"

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является ...

Консультация для педагогов "Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду"

Приёмы и методы работы с одарёнными детьми в детском саду...

Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"

Проект по работе с одарёнными детьми в детском саду "Разноцветный звёздный мир"...

«Работа с одарёнными детьми в детском саду»

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Детская одаренность может проявляться в разных видах деятель...