Возможности элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающихтехнологий в работе с детьми
статья
Цель данной статьи — провести теоретический анализ элементоварт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий.
Понятие «терапия», переводитсяне только как «лечение», но и как«уход, забота». На этом основаниидопустимо применение арт — терапии педагогами и педагогами — психологами, не имеющими какой-либоспециальной подготовки в областипсихологического консультирования, психотерапии и арт — терапии.Словосочетание «арт — терапия»в научной, педагогической интерпретации понимается как заботаоб эмоциональном самочувствиии психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Современные технологии обучения и воспитания, ориентированныена укрепление здоровья должныстроиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств:успеха, оптимизма и веры в своисилы и способности.
В.А. Сухомлинский утверждал,что «...забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, преждевсего забота о гармонической полноте всех физических и духовныхсил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это всете психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья,личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебногопроцесса, способствующихпредотвращению состоянияпереутомления, гиподинамиии других дезадаптационныхсостояний;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Подготовила: воспитатель Щеглова Диана Филюсовна
Цель данной статьи — провести теоретический анализ элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий.
Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании допустимо применение арт — терапии педагогами и педагогами — психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт — терапии. Словосочетание «арт — терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «...забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
— психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой воспитателя и учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
— учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работа, просвещение их родителей.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Арт — терапия — это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения; использует такие средства как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др. Методы арт — терапии помогают справиться с тревожностью, агрессивностью, страхами и др. негативными состояниями.
Цель арт — терапевтических занятий — не научить ребёнка, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Здесь ребенок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
Направления арт — терапии в целом соответствуют видам искусства, а разнообразие техник практически не ограничено. Это — рисунок на асфальте, песке, восковой рисунок, пальцевая живопись, пластилиновая живопись, штампы, кляксография, ниткография, монотипия и др.
Арт — терапевтические техники и приёмы легко осваиваются, в дальнейшем учащиеся могут применять их самостоятельно.
Практическое значение применения техник арт — терапии в образовании: обучающиеся приобретают ценный опыт позитивных изменений; постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация личности, личностный рост; снижается уровень тревожности, формируются механизмы эмоциональной саморегуляции, развивается позитивное самоотношение, анализ своего поведения, мыслей и чувств; осваиваются новые роли, улучшается общая атмосфера в группе, ребёнок становится терпимее по отношению к другим.
Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Арт — терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:
— воспитательные (учат сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми);
— коррекционные (корректируется образ «я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми);
— психотерапевтические (ощущение психологического комфорта, радости, успеха);
— диагностические (позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, узнать его интересы, ценности, выявить проблемы, подлежащие коррекции);
— развивающие (обретается опыт новых форм деятельности, саморегуляция чувств и поведения).
В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения арт — терапевтических приемов в работе с детьми:
1. Устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);
2. У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. Воспитывается чувство коллективизма;
4. Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
5. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. Создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. Стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. Идет развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков;
10.Уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...
Проектный метод в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается вопрос об актуальности использования метода проектов в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана структура и содержание дан...
Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» с презентацией
Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс для родителей «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми Т.Н.Р. в развитии мелкой моторики»
Мастер-класс для родителей «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми Т.Н.Р. в развитии мелкой моторики»...
«Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....