Простые сенсомоторные игры
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Игры для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_sensomotornye_igry.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Простые сенсомоторные игры

Самое простое, яркое и доступное удовольствие для ребенка с РАС – ощущение предпочитаемой сенсорной модальности.

Особенности игр 

• очень короткие 5-20 сек

 • в качестве кульминации – интенсивное ощущение предпочитаемой ребенком сенсорной модальности

 • путь к удовольствию очень короткий и простой (на 1 и 2 этапах ребенку нужно только а) сохранять внимание, б) инициировать повторение игры)

 • нет предметов (чтобы не отвлекали внимание)

 • сохранение контакта глаз (со стороны взрослого все время)

• игры сенсомоторные, игры подвижные

 • инструкций нет, работает ситуация

 • игры обязательно совместные

 • вознаграждение = действие со взрослым (нельзя давать вознаграждения, которые будут потребляться в одиночестве, будь то интересный предмет или еда).

 

Бззззз

 Задачи:

• зрительный контакт (взгляд в лицо),

 • удержание и тренировка разделенного внимания,

 • тестирование допуска в личное пространство,

• тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации.

• Ощущение: тактильные (давление+щекотка)

 • Кульминация: резкое движение примерно с 30-20 см и физическое давление+щекотка, сопровождаемое более высоким и быстрым звуком

Схема:

• собрать пальцы щепоткой, плавно небыстро приблизить руку к ребенку, когда останется 20-30 см сделать резкий рывок рукой и начать оказывать давление и щекотать ребенка.

Схема:

• постепенно приблизить руку (пальцы собраны щепоткой) к ребенку, когда останется 20-30 см сделать резкий рывок рукой и надавить-пощекотать ребенка;

• отойти дальше, чем в предыдущий раз, подходить постепенно , приблизить руку (пальцы собраны щепоткой) к ребенку, когда останется 20-30 см сделать резкий рывок рукой и надавить-пощекотать ребенка;

 • отойти еще дальше, увеличить время «долета» руки через усложнение траектории движения руки, … бзззз

Подсказки:

 • двигаться размеренно в процессе приближения

• в кульминации двигаться быстро

 • действия сопровождать звуком «бзззз»

• давить чувствительно для ребенка

 

 

 • давить и щекотать в течении 3 секунд

• для тренировки внимания водить рукой из стороны в сторону, вверх и вниз, с увеличением амплитуды

• все время смотреть в глаза ребенка

 

Коза рогатая

 Задача:

 зрительный контакт (взгляд в лицо), удержание и тренировка разделенного внимания, тестирование допуска в личное пространство, тренировка устойчивости к эмоциональному напряжению в ожидании кульминации  

Ощущение: тактильные (давление+щекотка)

 Особенность: по сравнению с Бззз тактильный контакт плотнее

Кульминация: физическое давление+щекотка, сопровождается резким изменением скорости речи, высоты голоса

Повторение: стимулирование проявления инициативы ребенком (физическое перемещение)

Слова

 Идет коза рогатая,

 Идет коза бодатая

Забодаю-забодаю-забодаю (совпадает с кульминацией)

Схема: начать со стопы, идти пальцами по всей длине ноги и дальше до подмышки, завершить на ребрах или подмышкой, в конечной точке сделать паузу в движениях и словах, потом сделать резкое движение и начать щекотать, сопровождая словами «забодаю-забодаю-забодаю»;

повторить 2 раза;

сделать паузу, расположить руку рядом со стопой, спросить «еще?», если сделал движение стопой, начать игру.

 

 

 

Подсказки:

• двигаться размеренно

• в кульминации двигаться быстро

• стартовая точка и путь движения пальцев первые несколько занятий одинаковые

• смотреть в глаза ребенку в процессе всей игры

 • давление пальцев пока «коза идет» и щекотка чувствительные для ребенка

 

Полетать

Задачи: 

• зрительный контакт (взгляд в лицо),

• удержание внимания на взрослом, отслеживание его движений,

• социальный отклик на предложение игры (на слово и жест),

• проявление инициативы ребенком в установлении физического контакта  

Ощущение: проприоцептивные (растяжение), вестибулярные

 Кульминация: кружение (за руки или подмышки) и полет на подушку  

Повторение: стимулирование проявления инициативы (физическое перемещение)

Схема: 1 раз - взять за руки, покружить («полетели!»), бросить («приземлились!») вернуться в стартовую точку, встать в позу (лицо на уровне глаз ребенка, руки ладонями вверх протянуты), спросить «еще?» или «полетать?» дождаться когда ребенок коснется рук взять за руки или под мышки, покружить (полетели) бросить на подушку (приземлились) .

Критерий для усложнения: подходит и сам кладет руки на ладони взрослого

Подсказки: 

• находиться на уровне глаз ребенка

 • двигаться размеренно

• не хватать руки ребенка, ждать его движения

• держать руки в приглашающем жесте (ладони вверх находятся между ребенком и взрослым)

 • смотреть в глаза

 

Подушка

Задачи: 

• социальный отклик на предложение игры (слово и жест),

 • наблюдение за действиями взрослого и реакция на них …

Ощущения: вестибулярные, доп. тактильные (сжимать наполнитель, скрести пальцами по ковру), аудиальные (слушать шуршание)

Кульминация: катание на подушке

Повторение: стимулирование проявления инициативы (физическое перемещение)

Пример получение тактильных ощущений Схема:

 посадить ребенка на подушку, покатать, предупредить 1-2-3, высадить; Встать на стартовую, предложить повторение (хлопок по подушке, «еще»?, «садись», взгляд в глаза). Когда ребенок сел, покатать, предупредить 1-2-3, высадить.

Подсказки: • катать быстро, с ускорением, в среднем три круга,

• 1-2-3 произносится в качестве предупреждения в конце катания,

• ребенка нужно обязательно с подушки высаживать (перевернув подушку) – иначе не ясно, где конец игры, и ребенок не сможет действием проявить инициативу к повторению Пузырь

 Задачи: • удержание тактильного контакта,

• тренировка способности находиться в плотном физическом и эмоциональном контакте в группе

 Ощущения: проприоцептивные (растяжение), вестибулярные

 Кульминация: максимально сильно растянуть руки, разжать их и упасть  

Особенности: по сравнению с Шалтаем дистанция может изменяться и недолго остается совсем близкой

 

Слова: 

 Дуйся-дуйся пузырь,  

Раздувайся большой

 Оставайся такой

 Да не лопайся

Схема: Подготовка пространства взяться за руки, собраться в одной точке, под слова постепенно расходиться, в дальней точке максимально дать усилие на растяжение, отпустить руки и упасть.

 Повторение: в паузу подняться, взять второго взрослого за руку и протянуть руку ребенку, спросить «еще?», ждать реакции Падение

Подсказки: • взрослые должны очень сильно натягивать руки,

• лучше подложить под ребенка подушку,

• взрослые должны падать театрально (привлекает внимание, вызывает у многих детей интерес)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсомоторные игры с экспериментом "Путешествие в лес"

Образовательная деятельность детей представлена в ходе  игровой деятельности с сюжетом - прогулка в лес. В ходе игры дети реализуют учебно- развивающие задачи по образовательным областям " Познан...

Консультация для родителей "Просто ли играть?"

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические време...

Проект "Умелые ручки" Сенсомоторные игры в ДОУ

Подбор, разработка и использование игр для коррекции сенсомоторного развития детей с ЗПР....

Кучукбаева А.Л. "Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе"

Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе. На современном этапе проблемы сенсомоторного разви...

Развитие речи детей через сенсомоторные игры

Развитие речи детей через сенсомоторные игры....

Семейные игры «Простые семейные игры из подручных средств»

Семейные игры «Простые семейные игры из подручных средств» дома с родителями. ...

«Шпаргалка для современного педагога: сенсомоторные игры, как условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе»

Предлагаю вашему вниманию свой опыт - сенсомоторные игры, как  условие умственного развития детей и путь к успешному обучению в школе.На современном этапе проблемы сенсомоторного развития до...