Мастер-класс для родителей "Сенсомоторные игры в домашних условиях"
материал

Зотова Наталья Алексеевна

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastr.po_sensor.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: создать мотивацию у родителей для активного использования в домашних условиях игр с детьми, направленных на развитие разнообразных анализаторов, использование подручных средств  для  совместного рисования с детьми. 

Задачи:

  • дать представление о важности и необходимости сенсомоторного развития детей дошкольного возраста  средствами изобразительной деятельности;
  • показать родителям приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
  • способствовать развитию творчества, фантазии, креативного мышления в подборе средств развития мелкой моторики и приемов нетрадиционного рисования.
  • создать условия для эмоционального комфорта, раскрепощенности, тесного сотрудничества.

Форма проведения: игра-путешествие.

Ход проведения.

 «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»  А.С. Макаренко.        

 Добрый день, уважаемые родители!  Мы рады встрече с вами.  Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.  Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсомоторному  развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш  мастер-класс  научит вас изготавливать сенсорные  дидактические игры, в том числе и из бросового материала и рисовать совместно с детьми с использованием нетрадиционных техник.  

Что такое сенсомоторное развитие? Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и  motor – двигатель) –  взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

 Целью сенсомоторной деятельности   детей раннего возраста является обеспечение условий   для  развития сенсомоторных способностей детей.

Задачи сенсомоторного развития:                                                            

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие координации движения кистей рук;
  • формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Психологи доказали,  сенсомоторное  развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в    детском саду, в школе и для многих видов труда. Здесь-то      и приходит на помощь сенсорное воспитание   последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. В    каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои     задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни,  дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении   между двумя предметами по величине. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях  изодеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их  в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

 Какие  игры есть у вас дома на формирование сенсорных эталонов? Как в них вы играете со своим ребёнком?   Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей) Давайте совершим путешествие в детство, поймем и почувствуем как можно с интересом и пользой проводить время с нашими детьми, как мы можем им помогать развиваться, не делая за них того, что они прекрасно могут делать сами.    

 Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие по квартире! Да, по обыкновенной квартире, в которой есть кухня, ванная комната, прихожая и гостиная. В  каждой из  этих комнат, мы с вами поиграем  в игры,  в которые вы  смогли бы поиграть со своим  ребенком, используя обыкновенные домашние предметы, которые находятся в той или иной комнате.  В конце нашего путешествия  мы предложим Вам рекомендации, в  которых  рассказывается как играть в эти игры.

«Готовы! Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! Превращаемся мы в ребятишек – девчонок и мальчишек! Паровоз давно вас ждет, по квартире нас  повезет! (родители  становятся друг за другом и едут в паровозике под музыку «Паровоз Букашка»)

 Внимание! Наш поезд прибыл на станцию » Ванная комната» Выходите из вагончиков. Посмотрите, сколько интересных предметов можно увидеть здесь: тазики, бутылочки, баночки, тазики, мыльница, мыло, прищепки, массажные рукавички,  бигуди, расчески,  мягкие резинки, мочалки, веревочки и главное – вода! Здесь с ребенком можно провести такие игры, как «Тонет  не тонет», «Переливалочки», «Подуй на пузырь», »Собери прищепки», «Перчатки из мыла», «Собери  резиночки», «Намочи и выжми мочалку» и  др. Сейчас и мы с вами поиграем, но прежде чем начать игру, давайте разогреем наши пальчики! Проводим игру для пальчиков с использованием цветового задания: даем родителям мягкие резиночки  для волос: красные, синие, зеленые, желтые, белые.

Инструкция:   возьмите красную резиночку, наденьте на большой палец – это пальчик дедушка, возьмите синюю резиночку,  наденьте на указательный палец – этот пальчик бабушка, и т.д.)  – пальчиковая  гимнастика цвет самомассаж  развитие речи.)

Далее делим родителей на две команды. Первая команда (игры с водой).

«Переливалочки » (переливаем воду из разных баночек),   или «Тенет   не тонет» (бросаем  в воду тяжелые и легкие предметы и вылавливаем их)

Вторая команда: собираем  из прищепок красного,  зеленого, желтого и синего цвета цветочек (на шаблон)  и сматываем  разноцветные веревочки на бобину.

Поиграли и пора нам в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем с вами в другую комнату!

«Паровозик едет  

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз.

На следующую станцию, он  детей привез! Наш паровозик привез нас на станцию  кухня!»

 Выходите из вагончиков. Посмотрите, а сколько здесь  интересных предметов: мисочки, стаканчики (только не стеклянные), бутылочки, ложечки, кастрюльки,  разные  виды круп,  макаронных изделий,  салфетки, фольга,  орехи,  крышки от  бутылок  губки для мытья посуды, и вода!   Здесь с ребенком можно провести такие игры  «Тонет  не тонет», «Тяжелый-легкий», «Подбери крышку для кастрюльки», «Закрути крышку (для бутылки), «Пересыпалочки», «Найди клад» и др. Давайте с вами поиграем!

Игра «Сокровище». Родители подходят к столу с мисками, наполненными крупой. В крупе спрятаны грецкие и лесные орехи, завернутые в фольгу. Рядом с мисками на подносах стоят баночки с отверстиями разной величины. Инструкция: найдите, что спрятано в мисках с крупой, затем разверните и разложите по баночкам.

Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами, с природным материалом развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка.

Поиграли и пора нам в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем (Звучит музыка, паровоз едет)

«Паровозик едет  

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз.

На следующую станцию, он  детей привез! 

 А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка). Едем дальше!

Вагончики, вагончики,  По рельсам тарахтят,

Везут творческую на станцию, Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу. Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу.  Паровоз гудит»

 Ну, вот и приехали, станция «Прихожая». Выходите из вагончиков. Здесь мы с вами видим: одежда с пуговицами, вешалки, коврики из разных материалов, коробки, ключи разной формы и величины, баночки от крема, домашние тапочки с разными видами застежек (липучки, пуговицы, шнурки и т.д.). Здесь  с ребенком можно поиграть в такие игры: «Петельку на вешалку», «Закрой коробку», «Коробка  в  коробку», «Выложи дорожку из баночек»,  «Найди такой же», «Зашнуруй!», «Застегни»,   «Прилепи», «Завяжи»  и др.  Давайте  с вами  поиграем.

Игра «Зашнуруй, застегни, завяжи». Родители подходят к столу, на котором лежат макеты для шнуровок, застежек и завязок. Надо зашнуровать  ботинок, завязать ленту  и застегнуть застежку на одежде.

Игра «Найди такой же»  нужно среди предметов в коробке найти   такой же ключ.

Поиграли и пора нам в путь. А веселый паровоз нас опять зове в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!

      Чох-чох, чу-чу. Паровоз летит

      Чох-чох, чу-чу.  Паровоз гудит»

Ну, вот и приехали, станция «Гостиная ». Выходите из вагончиков.

В каждом доме есть  волшебный сундучок, в  котором лежат  необычные предметы: ленточки, платочки,  лоскутки, пуговицы, бусы и бусины разной формы, нитки разного цвета  и  из разных материалов, камушки, волчки, бирюльки и др.)  Здесь  с ребенком  можно поиграть в такие игры: »Собери бусы», «Мозаика из пуговиц», «Мозаика из лоскутков», «Дорожка из разноцветных катушек» , «Разложи ленточки и платочки по цвету» и др.

Игра «Собери  бусы из пуговиц» Родители подходят к  столу на котором лежат разноцветные пуговицы и собирают бусы (собирают по своему желанию)

Игра « Собери   красивый коврик из камушек»  родители собирают на листе бумаги коврик.

В нашем волшебном сундучке лежит еще один волшебный предмет. Вот он! Это художник – Карандаш). Не удивляйтесь, Карандаш нас научит необычно рисовать.  Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют  пальчиками и ладошкой)

  Родители садятся за столы,  на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования

Техника выдувания краски – специальные фломастеры – нижняя часть листа зеленым и верхняя часть листа синим цветом тонируем лист – «небо» и «травка»;

Техника рисования мыльными пузырями – мыльный раствор подкрашиваем синей/голубой гуашью, наливаем раствор в чашку (лучше с ручкой) – держим чашку над «небом», берем соломинку, вставляем в раствор, дуем, создаем мыльную пену, которая падает на лист – «облака»;

Техника рисования отпечатками – берем круглую пустую баночку, переворачиваем вверх дном, прикладываем к краске желтого цвета (в тарелочке), отпечатываем желтый круг – «солнышко», берем вилочку, прикладываем зубьями к той же краске, отпечатываем полоски вокруг «солнышка» - «лучики», можно немного провести вилкой по листу – «длинные лучики»;

Техника рисования вращающимися предметами – волчок-фломастер – ставим волчок на «травку», запускаем его, рисуется спираль – цветочки;

Техника рисования валиком – поролоновые валики для рисования красками – прокатываем валик по тарелочке с краской разного цвета (последовательность радуги), проводим этим валиком дугообразную линию – «радуга».

 Человечек-художник Карандаш приготовил Вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей.

Нам пора с вами превращаться во взрослых:

Поскорей встали в круг,  За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнем вращаться,

И во взрослых превращаться.

Рефлексия: что понравилось, что удивило, что нового вы узнали, что было трудно, что ценного возьмете с собой?

Подведение итогов: Развивать сенсомоторную сферу ребенка важно в любом возрасте, но желательно начинать с раннего дошкольного возраста, и это станет прекрасной основой для подготовки ребенка к дальнейшей жизни, в том числе и подготовке к школьному обучению. То есть, чем больше инициативы и творчества мы включаем сегодня в общении с ребенком, тем больший вклад мы делаем в его эмоционально-интеллектуальный банк, приумножая для наших детей мгновения счастливого детства, а для нас взрослых  мгновения счастливого родительства!

Спасибо за внимание! Творческих Вам  успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс для родителей "Использование фитболов в домашних условиях"

В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появляются ...

Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...

Мастер – класс по теме: «Использование игр в домашних условиях со старшими дошкольниками»

Совместное  мероприятие  педагоги – дети – родители.В рамках проекта «Игра».      Мастер – класс по теме: «Использование игр...

Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"

Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"...

Мастер-класс для родителе "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики, которая помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков у детей в...