Мастер-класс для родителей "Сенсомоторные игры в домашних условиях"
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»
Цель: создать мотивацию у родителей для активного использования в домашних условиях игр с детьми, направленных на развитие разнообразных анализаторов, использование подручных средств для совместного рисования с детьми.
Задачи:
- дать представление о важности и необходимости сенсомоторного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности;
- показать родителям приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
- способствовать развитию творчества, фантазии, креативного мышления в подборе средств развития мелкой моторики и приемов нетрадиционного рисования.
- создать условия для эмоционального комфорта, раскрепощенности, тесного сотрудничества.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход проведения.
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко.
− Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсомоторному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс научит вас изготавливать сенсорные дидактические игры, в том числе и из бросового материала и рисовать совместно с детьми с использованием нетрадиционных техник.
Что такое сенсомоторное развитие? Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.
Задачи сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики;
- развитие координации движения кистей рук;
- формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.
Психологи доказали, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание − последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях изодеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
− Какие игры есть у вас дома на формирование сенсорных эталонов? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей) Давайте совершим путешествие в детство, поймем и почувствуем как можно с интересом и пользой проводить время с нашими детьми, как мы можем им помогать развиваться, не делая за них того, что они прекрасно могут делать сами.
− Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие по квартире! Да, по обыкновенной квартире, в которой есть кухня, ванная комната, прихожая и гостиная. В каждой из этих комнат, мы с вами поиграем в игры, в которые вы смогли бы поиграть со своим ребенком, используя обыкновенные домашние предметы, которые находятся в той или иной комнате. В конце нашего путешествия мы предложим Вам рекомендации, в которых рассказывается как играть в эти игры.
«Готовы! Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! Превращаемся мы в ребятишек – девчонок и мальчишек! Паровоз давно вас ждет, по квартире нас повезет! (родители становятся друг за другом и едут в паровозике под музыку «Паровоз Букашка»)
− Внимание! Наш поезд прибыл на станцию » Ванная комната» Выходите из вагончиков. Посмотрите, сколько интересных предметов можно увидеть здесь: тазики, бутылочки, баночки, тазики, мыльница, мыло, прищепки, массажные рукавички, бигуди, расчески, мягкие резинки, мочалки, веревочки и главное – вода! Здесь с ребенком можно провести такие игры, как «Тонет − не тонет», «Переливалочки», «Подуй на пузырь», »Собери прищепки», «Перчатки из мыла», «Собери резиночки», «Намочи и выжми мочалку» и др. Сейчас и мы с вами поиграем, но прежде чем начать игру, давайте разогреем наши пальчики! Проводим игру для пальчиков с использованием цветового задания: даем родителям мягкие резиночки для волос: красные, синие, зеленые, желтые, белые.
Инструкция: возьмите красную резиночку, наденьте на большой палец – это пальчик дедушка, возьмите синюю резиночку, наденьте на указательный палец – этот пальчик бабушка, и т.д.) – пальчиковая гимнастика цвет самомассаж развитие речи.)
Далее делим родителей на две команды. Первая команда (игры с водой).
«Переливалочки » (переливаем воду из разных баночек), или «Тенет − не тонет» (бросаем в воду тяжелые и легкие предметы и вылавливаем их)
Вторая команда: собираем из прищепок красного, зеленого, желтого и синего цвета цветочек (на шаблон) и сматываем разноцветные веревочки на бобину.
Поиграли и пора нам в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем с вами в другую комнату!
«Паровозик едет −
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз.
На следующую станцию, он детей привез! Наш паровозик привез нас на станцию − кухня!»
− Выходите из вагончиков. Посмотрите, а сколько здесь интересных предметов: мисочки, стаканчики (только не стеклянные), бутылочки, ложечки, кастрюльки, разные виды круп, макаронных изделий, салфетки, фольга, орехи, крышки от бутылок губки для мытья посуды, и вода! Здесь с ребенком можно провести такие игры «Тонет − не тонет», «Тяжелый-легкий», «Подбери крышку для кастрюльки», «Закрути крышку (для бутылки), «Пересыпалочки», «Найди клад» и др. Давайте с вами поиграем!
Игра «Сокровище». Родители подходят к столу с мисками, наполненными крупой. В крупе спрятаны грецкие и лесные орехи, завернутые в фольгу. Рядом с мисками на подносах стоят баночки с отверстиями разной величины. Инструкция: найдите, что спрятано в мисках с крупой, затем разверните и разложите по баночкам.
Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами, с природным материалом развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка.
Поиграли и пора нам в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем (Звучит музыка, паровоз едет)
«Паровозик едет −
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса, мчится паровоз.
На следующую станцию, он детей привез!
− А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка). Едем дальше!
Вагончики, вагончики, По рельсам тарахтят,
Везут творческую на станцию, Компанию ребят.
Чох-чох, чу-чу. Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу. Паровоз гудит»
− Ну, вот и приехали, станция «Прихожая». Выходите из вагончиков. Здесь мы с вами видим: одежда с пуговицами, вешалки, коврики из разных материалов, коробки, ключи разной формы и величины, баночки от крема, домашние тапочки с разными видами застежек (липучки, пуговицы, шнурки и т.д.). Здесь с ребенком можно поиграть в такие игры: «Петельку на вешалку», «Закрой коробку», «Коробка в коробку», «Выложи дорожку из баночек», «Найди такой же», «Зашнуруй!», «Застегни», «Прилепи», «Завяжи» и др. Давайте с вами поиграем.
Игра «Зашнуруй, застегни, завяжи». Родители подходят к столу, на котором лежат макеты для шнуровок, застежек и завязок. Надо зашнуровать ботинок, завязать ленту и застегнуть застежку на одежде.
Игра «Найди такой же» − нужно среди предметов в коробке найти такой же ключ.
Поиграли и пора нам в путь. А веселый паровоз нас опять зове в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка) Едем дальше!
Чох-чох, чу-чу. Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу. Паровоз гудит»
Ну, вот и приехали, станция «Гостиная ». Выходите из вагончиков.
В каждом доме есть волшебный сундучок, в котором лежат необычные предметы: ленточки, платочки, лоскутки, пуговицы, бусы и бусины разной формы, нитки разного цвета и из разных материалов, камушки, волчки, бирюльки и др.) Здесь с ребенком можно поиграть в такие игры: »Собери бусы», «Мозаика из пуговиц», «Мозаика из лоскутков», «Дорожка из разноцветных катушек» , «Разложи ленточки и платочки по цвету» и др.
Игра «Собери бусы из пуговиц» Родители подходят к столу на котором лежат разноцветные пуговицы и собирают бусы (собирают по своему желанию)
Игра « Собери красивый коврик из камушек» − родители собирают на листе бумаги коврик.
В нашем волшебном сундучке лежит еще один волшебный предмет. Вот он! Это художник – Карандаш). Не удивляйтесь, Карандаш нас научит необычно рисовать. Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой)
Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования
Техника выдувания краски – специальные фломастеры – нижняя часть листа зеленым и верхняя часть листа синим цветом тонируем лист – «небо» и «травка»;
Техника рисования мыльными пузырями – мыльный раствор подкрашиваем синей/голубой гуашью, наливаем раствор в чашку (лучше с ручкой) – держим чашку над «небом», берем соломинку, вставляем в раствор, дуем, создаем мыльную пену, которая падает на лист – «облака»;
Техника рисования отпечатками – берем круглую пустую баночку, переворачиваем вверх дном, прикладываем к краске желтого цвета (в тарелочке), отпечатываем желтый круг – «солнышко», берем вилочку, прикладываем зубьями к той же краске, отпечатываем полоски вокруг «солнышка» - «лучики», можно немного провести вилкой по листу – «длинные лучики»;
Техника рисования вращающимися предметами – волчок-фломастер – ставим волчок на «травку», запускаем его, рисуется спираль – цветочки;
Техника рисования валиком – поролоновые валики для рисования красками – прокатываем валик по тарелочке с краской разного цвета (последовательность радуги), проводим этим валиком дугообразную линию – «радуга».
Человечек-художник Карандаш приготовил Вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей.
Нам пора с вами превращаться во взрослых:
Поскорей встали в круг, За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнем вращаться,
И во взрослых превращаться.
Рефлексия: что понравилось, что удивило, что нового вы узнали, что было трудно, что ценного возьмете с собой?
Подведение итогов: Развивать сенсомоторную сферу ребенка важно в любом возрасте, но желательно начинать с раннего дошкольного возраста, и это станет прекрасной основой для подготовки ребенка к дальнейшей жизни, в том числе и подготовке к школьному обучению. То есть, чем больше инициативы и творчества мы включаем сегодня в общении с ребенком, тем больший вклад мы делаем в его эмоционально-интеллектуальный банк, приумножая для наших детей мгновения счастливого детства, а для нас взрослых − мгновения счастливого родительства!
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер -класс для родителей "Использование фитболов в домашних условиях"
В последнее время возрастает роль физических упражнений в укреплении здоровья, профилактике различных заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В этой связи появляются ...
Мастер-класс по созданию развивающей среды в домашних условиях «Детское зеркало: создаем, развиваем, получаем»
Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №10» (структурное подразделение), г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторПрокопьева Анна АлексеевнаДолжность, ВоспитательКвалификационная категорияВысшаяНазв...
Мастер-класс «Использование различных видов гимнастик в домашних условиях»
«В здоровом теле - здоровый дух»...
Мастер – класс по теме: «Использование игр в домашних условиях со старшими дошкольниками»
Совместное мероприятие педагоги – дети – родители.В рамках проекта «Игра». Мастер – класс по теме: «Использование игр...
Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"
Мастер - класс для родителей "Сенсорная лаборатория в домашних условиях"...
Мастер-класс для родителе "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики, которая помогает выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков у детей в...