Мастер- класс для педагогов: "Развитие речи через сенсомоторные игры и упражнения"
методическая разработка (младшая группа)

Васильева Юлия Валерьевна

Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер- класс для педагогов

Тема: «Развитие речи через сенсорные игры и упражнения»

Актуальность темы:

         Работая с детьми раннего и младшего возраста на протяжении нескольких лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные - количество детей с нарушениями речи в ближайшие годы будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.

Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом развитии дошкольников.

Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший)

Причины снижения уровня речевого развития

  • общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т.д.);
  • родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются с детьми, не играют;
  • дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;  
  • тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания делать что-то самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.
  • дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»;
  • родовые травмы, безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;

Сенсорика и сенсорные игры

  • cенсорика ( от лат. sensus –«восприятие»)
  • познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений;
  • другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки;
  • нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие;
  • восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств   (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой   рта и носа);
  • для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения;
  • сенсорное развитие ребенка —  это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений)
  • сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения:
  • зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые;
  • сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей

Ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.

Задачи использования сенсорных игр, упражнений для развития речи детей

  • создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;
  • формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);
  • повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;
  • создание положительного эмоционального настроя от упражнений, снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры;
  • приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;
  • создание игровых ситуаций в развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.

Методы, формы, приемы работы, виды сенсорных игр в соответствии с возрастом детей

  • сенсорные игры и упражнения;
  • сенсорное пространство, оборудование (домики, шторки, тоннель, палатки и т.д.)
  • световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и ассоциаций;
  • пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;
  • пальчиковые игры и физминутки;
  • картотеки игр и упражнений;
  • сенсорные коробки, дорожки, мешочки;
  • утренняя гимнастика и подвижные игры;
  • «умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)
  • бодрящая и артикуляционная гимнастика после дневного сна;
  • закаливающие процедуры;
  • игры с водой, песком, крупами;
  • музыкальные игры, игры- звуковые подражания;
  • прохождение полос с препятствиями;
  • игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);
  • массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие орехи, кисточки и др.)
  • досуги, праздники в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные мастер-классы, радужные дни – день желтого, красного и др. цветов)
  • совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)
  • Центр игрового развития
  •  
  • Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов
  • В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам.
  • Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.

Сухие бассейны (песок, крупы и др.)

Фото

Игры на моторику

Фото

Пальчиковые игры

Мозаики

Вкладыши (самодельные, покупные)

Игры – сортировки

Сказки (мнемотехника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Развитие познавательных способностей через сказку"

Целью мастер-класса является создание условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательном  развитии дошкольников, использование которого позволит разв...

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления детей посредством игр и упражнений»

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации".

Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации"....