Мастер- класс для педагогов: "Развитие речи через сенсомоторные игры и упражнения"
методическая разработка (младшая группа)
Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер- класс для педагогов
Тема: «Развитие речи через сенсорные игры и упражнения»
Актуальность темы:
Работая с детьми раннего и младшего возраста на протяжении нескольких лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные - количество детей с нарушениями речи в ближайшие годы будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.
Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом развитии дошкольников.
Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший)
Причины снижения уровня речевого развития
- общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т.д.);
- родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются с детьми, не играют;
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;
- тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания делать что-то самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.
- дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»;
- родовые травмы, безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;
Сенсорика и сенсорные игры
- cенсорика ( от лат. sensus –«восприятие»)
- познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений;
- другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки;
- нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие;
- восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа);
- для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения;
- сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений)
- сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения:
- зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые;
- сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей
Ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.
Задачи использования сенсорных игр, упражнений для развития речи детей
- создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;
- формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);
- повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;
- создание положительного эмоционального настроя от упражнений, снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры;
- приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;
- создание игровых ситуаций в развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.
Методы, формы, приемы работы, виды сенсорных игр в соответствии с возрастом детей
- сенсорные игры и упражнения;
- сенсорное пространство, оборудование (домики, шторки, тоннель, палатки и т.д.)
- световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и ассоциаций;
- пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;
- пальчиковые игры и физминутки;
- картотеки игр и упражнений;
- сенсорные коробки, дорожки, мешочки;
- утренняя гимнастика и подвижные игры;
- «умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)
- бодрящая и артикуляционная гимнастика после дневного сна;
- закаливающие процедуры;
- игры с водой, песком, крупами;
- музыкальные игры, игры- звуковые подражания;
- прохождение полос с препятствиями;
- игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);
- массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие орехи, кисточки и др.)
- досуги, праздники в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные мастер-классы, радужные дни – день желтого, красного и др. цветов)
- совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)
- Центр игрового развития
- Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов
- В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам.
- Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.
Сухие бассейны (песок, крупы и др.)
Фото
Игры на моторику
Фото
Пальчиковые игры
Мозаики
Вкладыши (самодельные, покупные)
Игры – сортировки
Сказки (мнемотехника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов " Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Знакомим педагогов с нетрадиционными техниками изображения....
Мастер класс для педагогов "Развитие познавательных способностей через сказку"
Целью мастер-класса является создание условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательном развитии дошкольников, использование которого позволит разв...
Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»
Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления детей посредством игр и упражнений»
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности....
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
Мастер-класс для педагогов на педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»...
Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации".
Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации"....
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику -ниткография»
Конспект мастер-классаПрезентация к мастер-классу...