Технологическая карта коррекционного занятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста по теме "Домашние животные"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа)
Технологическая карта коррекционного занятия
Группа: младшая группа детского сада
Контингент: дети с функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)
Тема занятия: «Домашние животные»
Тип занятия: Комбинированное подгрупповое занятие
Продолжительность: 15 минут
Технологии: здоровьесберегающие технологии
Фамилии и инициалы автора (авторов) работы: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Купцова Екатерина Денисовна
Аннотация: Представленное занятие по развитию зрительного восприятия комбинированного типа было разработано и апробировано с детьми с функциональными расстройствами зрения (амблиопия, косоглазие) младшего дошкольного возраста. Наглядный и раздаточный дидактический материал был подготовлен согласно офтальмо-гигиеническим требованиям с учетом зрительных возможностей детей.
Цель занятия: формирование единичных и обобщённых представлений по лексической теме «Домашние животные»; формирование умений и навыков пространственной ориентировки на основе зрительного восприятия.
Оборудование: игрушка кошка, аудиозапись «Кошка»; фланелеграф, поделенный на 4 части и предметные картинки домашних животных на нем: кошка, собака, корова, коза (по количеству детей); карточки с изображением силуэтов домашних животных (кошка, собака, корова, коза) с расположением сверху справа/сверху слева/ снизу справа/снизу слева (по количеству детей); зрительный стимул «Муха» для зрительной гимнастики; д/и «Секретики» (прямоугольное поле с закрывающимися окошками 3 ряда, 4 столбца) с изображениями домашних животных (по количеству детей); клубки с нитками (по количеству детей); графомоторные дорожки «Помоги животному добраться до своего любимого лакомства» (индивидуальные листы по количеству детей).
Этапы (содержание) | Цель деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Введение в ситуацию Приветствие
| Создание положительного эмоционального настроя на занятии | Педагог предлагает поприветствовать друг друга, пожелать всем доброго утра и подарить всем свою добрую улыбку.
| Дети встают в круг, желают друг другу доброго утра и, держа щечки руками, улыбаются друг другу. |
Вводная часть: сюрпризный момент
| Создать условия увлеченности детей, организация направленного внимания и формирование интереса к занятию; обогащение слухового восприятия по выделению пространственного положения звучащего объекта | - Послушайте, кто это пришел сегодня с вами поиграть? - Да, где-то мяукает кошка! А где она спряталась? - Какие молодцы, ребятки! Нашли кошечку. Кошечка говорит вам здравствуйте, ребятки! Ее зовут Маруся. Давайте и мы с Марусей поздороваемся: и погладим ее по шёрстке. Какая у нее шерсть на ощупь? Какого цвета кошечка? Посмотрите, какие у нее ушки? Какие у нее глазки? Да, глазки круглые как бусинки! А какой у нее хвостик? Кошка — это домашнее животное или лесное? Верно, кошка — это домашнее животное, она живет рядом с человеком, люди о кошках заботятся, их кормят, ухаживают за ними. Поиграем с кошечкой? |
- Кошка -Она спряталась под столом.
- Приготовлением пищи занимается повар. Дети здороваются с кошкой, гладят ее и отвечают на вопросы педагога. |
Основная часть: 1) «Кто где живет?» | Закрепить в самостоятельной деятельности способность узнавать и называть точным словом объект восприятия; обогащение зрительного опыта отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов) | - Сегодня Маруся предлагает вам поиграть и с другими домашними животными. - Посмотрите, перед вами домики. Узнайте и назовите, кто в домиках живет? - Верно! Кто живет наверху справа? Кто живет наверху слева? Кто живет внизу справа? Кто живет внизу слева? | Дети рассматривают изображения животных, размещенных на фланелеграфе (домике). Называют домашних животных. По очереди определяют местоположение животного в домике и называют животного. |
2) «Расположи животных по схеме»
| Обогатить зрительный опыт отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов); формирование умений и навыков выполнять ориентировочные действия в выполнении заданий на изменение пространственных отношений (выложить по схеме); развивать способность узнавать объект по его силуэту | - Ребята, представляете, оказывается животные перепутали свои домики. Посмотрите на карточку и расположите животных как на схеме. -Расскажите Марусе, ребята, где теперь живут наши друзья в домике? | Дети меняют местоположение животных в домиках по схеме из силуэтов. Дети называют местоположение животного на плоскости. |
3) Зрительная гимнастика «Муха»
| Активизировать и развивать зрительные функции: глазодвигательные и прослеживающие функций глаз; снятие мышечного напряжения, создание ситуации для эмоциональной разрядки, повысить умственную работоспособность
| - Ребята, вы знаете, наша Маруся очень любит следить за мухами и ловить их! Это любимое развлечение для кошек! Сегодня наша гостья хочет вам предложить сделать зарядку и проследить за мухой. - Снимите очки, держите головку за щечки, чтобы она никуда не двигалась, двигаться будут только глазки. Куда летит муха? (наверх, вниз, налево, направо – проговариваем направление движения вместе с детьми, дети самостоятельно отвечают на вопрос «Куда летит муха?») - Муха летела-летела, и куда села? (детям: на голову, на спинку, на животик, на ручку – дети отвечают, куда села муха) - Муха поиграла, покружилась да улетела! | Дети аккуратно снимают очки и следят за зрительным стимулом, называя направление движения объекта вместе с педагогом. Затем следят и называют местоположение, куда садится муха. |
4) «Кто где спрятался?»
| Учить ориентироваться в микропространстве; развивать и активизировать речь, в том числе за счет обогащения словаря детей за счёт использования пространственной терминологии (сверху/снизу/справа/ слева над/под/за)выполнять действия согласно инструкции педагога | - Ребята, а у нас еще есть интересная игра. Поиграем вместе с Марусей? - Эта игра называется «Секретики». Перед вами много разных кружочков, за ними спрятались разные домашние животные и птицы. Мы будем с вами кружочки убирать и смотреть, кто же спрятался в окошке. Но кружочки будет открыть все по очереди, только те, которые я буду называть. Договорились? - Посмотрите, кто спрятался за красным окошком? Кто спрятался над козой? Кто спрятался рядом с коровой? Кто спрятался за желтым кружочком? Кто спрятался между собакой и коровой? Кто спрятался слева от свиньи? Кто спрятался под лошдью? Кто рядом с собакой? Кто спрятался сверху от кошки? - Умнички, всех животных нашли и назвали! | Дети последовательно по инструкции педагога открывают разноцветные кружочки и называют животного, которое там спряталось и имитируют звук, который оно издает. |
5) Упражнение «Моталочка»
| Развитие координации движений рук | - Ребята, а вы знаете, с чем еще любят играть кошки?
- Кошечки конечно же очень любят играть с клубочками! Вот Маруся играла и все клубочки размотала. Поможем ей смотать клубочки? Тогда вставайте на кружочки (зрительные ориентиры). - Держите палочку двумя руками. Где клубочек? Надо нам ниточку намотать на палочку. Где теперь клубочек? | Дети отвечают на вопрос педагога, предлагают варианты ответа Выполняют упражнение: наматывают нитку на палочки, тем самым поднимая клубочек. Дети вместе с педагогом проговаривают, что клубочек был внизу, а ребята поднимают его вверх. |
6) «Помоги животным добраться до своего любимого лакомства»
| Развивать зрительно-моторную координацию: проведение прямых линий; обогащать представления о жизни домашних животных; развивать речь. | - Маруся предлагает вам провести наших друзей по дорожке и узнать, что же они любят есть больше всего. - Возьмите фломастер правильно. Будем проводить прямые линии по дорожке от животного к его любимому лакомству. - Что любит жевать корова? Что любит грызть собака? проведем по дорожке кошку. Чем любит полакомиться кошка? Что любит жевать коза? - У вас очень здорово получилось! Все животные добрались до своего лакомства. | Дети проверяют правильно ли они держат карандаш, проводят каждого животного по дорожке и отвечают на вопросы, что любят больше всего животные: -корова любит жевать травку; -собака любит грызть косточку; -кошка любить полакомиться рыбкой; -коза любит жевать капусту. |
Заключительная часть Рефлексия
| Развитие умений вспоминать, выявлять и осознавать основные компоненты деятельности | - Ребятки, какие вы молодцы, Марусе очень понравилось с вами играть. А вам понравилось? Что понравилось больше всего? - Пора нам прощаться с Марусей, до новых встреч! | Дети делятся с педагогом тем, что им понравилось больше всего и прощаются с кошкой. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuptsova_e.d._gbdou_133_spb_konspekt.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта коррекционного занятия
Группа: младшая группа детского сада
Контингент: дети с функциональными расстройствами зрения (амблиопией, косоглазием)
Тема занятия: «Домашние животные»
Тип занятия: Комбинированное подгрупповое занятие
Продолжительность: 15 минут
Технологии: здоровьесберегающие технологии
Фамилии и инициалы автора (авторов) работы: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Купцова Екатерина Денисовна
Аннотация: Представленное занятие по развитию зрительного восприятия комбинированного типа было разработано и апробировано с детьми с функциональными расстройствами зрения (амблиопия, косоглазие) младшего дошкольного возраста. Наглядный и раздаточный дидактический материал был подготовлен согласно офтальмо-гигиеническим требованиям с учетом зрительных возможностей детей.
Цель занятия: формирование единичных и обобщённых представлений по лексической теме «Домашние животные»; формирование умений и навыков пространственной ориентировки на основе зрительного восприятия.
Оборудование: игрушка кошка, аудиозапись «Кошка»; фланелеграф, поделенный на 4 части и предметные картинки домашних животных на нем: кошка, собака, корова, коза (по количеству детей); карточки с изображением силуэтов домашних животных (кошка, собака, корова, коза) с расположением сверху справа/сверху слева/ снизу справа/снизу слева (по количеству детей); зрительный стимул «Муха» для зрительной гимнастики; д/и «Секретики» (прямоугольное поле с закрывающимися окошками 3 ряда, 4 столбца) с изображениями домашних животных (по количеству детей); клубки с нитками (по количеству детей); графомоторные дорожки «Помоги животному добраться до своего любимого лакомства» (индивидуальные листы по количеству детей).
Этапы (содержание) | Цель деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Введение в ситуацию Приветствие | Создание положительного эмоционального настроя на занятии | Педагог предлагает поприветствовать друг друга, пожелать всем доброго утра и подарить всем свою добрую улыбку. | Дети встают в круг, желают друг другу доброго утра и, держа щечки руками, улыбаются друг другу. |
Вводная часть: сюрпризный момент | Создать условия увлеченности детей, организация направленного внимания и формирование интереса к занятию; обогащение слухового восприятия по выделению пространственного положения звучащего объекта | - Послушайте, кто это пришел сегодня с вами поиграть? - Да, где-то мяукает кошка! А где она спряталась? - Какие молодцы, ребятки! Нашли кошечку. Кошечка говорит вам здравствуйте, ребятки! Ее зовут Маруся. Давайте и мы с Марусей поздороваемся: и погладим ее по шёрстке. Какая у нее шерсть на ощупь? Какого цвета кошечка? Посмотрите, какие у нее ушки? Какие у нее глазки? Да, глазки круглые как бусинки! А какой у нее хвостик? Кошка — это домашнее животное или лесное? Верно, кошка — это домашнее животное, она живет рядом с человеком, люди о кошках заботятся, их кормят, ухаживают за ними. Поиграем с кошечкой? | - Кошка -Она спряталась под столом. - Приготовлением пищи занимается повар. Дети здороваются с кошкой, гладят ее и отвечают на вопросы педагога. |
Основная часть: 1) «Кто где живет?» | Закрепить в самостоятельной деятельности способность узнавать и называть точным словом объект восприятия; обогащение зрительного опыта отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов) | - Сегодня Маруся предлагает вам поиграть и с другими домашними животными. - Посмотрите, перед вами домики. Узнайте и назовите, кто в домиках живет? - Верно! Кто живет наверху справа? Кто живет наверху слева? Кто живет внизу справа? Кто живет внизу слева? | Дети рассматривают изображения животных, размещенных на фланелеграфе (домике). Называют домашних животных. По очереди определяют местоположение животного в домике и называют животного. |
2) «Расположи животных по схеме» | Обогатить зрительный опыт отражения пространственных отношений (оценка взаимоположения объектов); формирование умений и навыков выполнять ориентировочные действия в выполнении заданий на изменение пространственных отношений (выложить по схеме); развивать способность узнавать объект по его силуэту | - Ребята, представляете, оказывается животные перепутали свои домики. Посмотрите на карточку и расположите животных как на схеме. -Расскажите Марусе, ребята, где теперь живут наши друзья в домике? | Дети меняют местоположение животных в домиках по схеме из силуэтов. Дети называют местоположение животного на плоскости. |
3) Зрительная гимнастика «Муха» | Активизировать и развивать зрительные функции: глазодвигательные и прослеживающие функций глаз; снятие мышечного напряжения, создание ситуации для эмоциональной разрядки, повысить умственную работоспособность | - Ребята, вы знаете, наша Маруся очень любит следить за мухами и ловить их! Это любимое развлечение для кошек! Сегодня наша гостья хочет вам предложить сделать зарядку и проследить за мухой. - Снимите очки, держите головку за щечки, чтобы она никуда не двигалась, двигаться будут только глазки. Куда летит муха? (наверх, вниз, налево, направо – проговариваем направление движения вместе с детьми, дети самостоятельно отвечают на вопрос «Куда летит муха?») - Муха летела-летела, и куда села? (детям: на голову, на спинку, на животик, на ручку – дети отвечают, куда села муха) - Муха поиграла, покружилась да улетела! | Дети аккуратно снимают очки и следят за зрительным стимулом, называя направление движения объекта вместе с педагогом. Затем следят и называют местоположение, куда садится муха. |
4) «Кто где спрятался?» | Учить ориентироваться в микропространстве; развивать и активизировать речь, в том числе за счет обогащения словаря детей за счёт использования пространственной терминологии (сверху/снизу/справа/ слева над/под/за)выполнять действия согласно инструкции педагога | - Ребята, а у нас еще есть интересная игра. Поиграем вместе с Марусей? - Эта игра называется «Секретики». Перед вами много разных кружочков, за ними спрятались разные домашние животные и птицы. Мы будем с вами кружочки убирать и смотреть, кто же спрятался в окошке. Но кружочки будет открыть все по очереди, только те, которые я буду называть. Договорились? - Посмотрите, кто спрятался за красным окошком? Кто спрятался над козой? Кто спрятался рядом с коровой? Кто спрятался за желтым кружочком? Кто спрятался между собакой и коровой? Кто спрятался слева от свиньи? Кто спрятался под лошдью? Кто рядом с собакой? Кто спрятался сверху от кошки? - Умнички, всех животных нашли и назвали! | Дети последовательно по инструкции педагога открывают разноцветные кружочки и называют животного, которое там спряталось и имитируют звук, который оно издает. |
5) Упражнение «Моталочка» | Развитие координации движений рук | - Ребята, а вы знаете, с чем еще любят играть кошки? - Кошечки конечно же очень любят играть с клубочками! Вот Маруся играла и все клубочки размотала. Поможем ей смотать клубочки? Тогда вставайте на кружочки (зрительные ориентиры). - Держите палочку двумя руками. Где клубочек? Надо нам ниточку намотать на палочку. Где теперь клубочек? | Дети отвечают на вопрос педагога, предлагают варианты ответа Выполняют упражнение: наматывают нитку на палочки, тем самым поднимая клубочек. Дети вместе с педагогом проговаривают, что клубочек был внизу, а ребята поднимают его вверх. |
6) «Помоги животным добраться до своего любимого лакомства» | Развивать зрительно-моторную координацию: проведение прямых линий; обогащать представления о жизни домашних животных; развивать речь. | - Маруся предлагает вам провести наших друзей по дорожке и узнать, что же они любят есть больше всего. - Возьмите фломастер правильно. Будем проводить прямые линии по дорожке от животного к его любимому лакомству. - Что любит жевать корова? Что любит грызть собака? проведем по дорожке кошку. Чем любит полакомиться кошка? Что любит жевать коза? - У вас очень здорово получилось! Все животные добрались до своего лакомства. | Дети проверяют правильно ли они держат карандаш, проводят каждого животного по дорожке и отвечают на вопросы, что любят больше всего животные: -корова любит жевать травку; -собака любит грызть косточку; -кошка любить полакомиться рыбкой; -коза любит жевать капусту. |
Заключительная часть Рефлексия | Развитие умений вспоминать, выявлять и осознавать основные компоненты деятельности | - Ребятки, какие вы молодцы, Марусе очень понравилось с вами играть. А вам понравилось? Что понравилось больше всего? - Пора нам прощаться с Марусей, до новых встреч! | Дети делятся с педагогом тем, что им понравилось больше всего и прощаются с кошкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Ориентировка в пространстве у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста
Информация будет полезна для родителей, у которых есть дети с нарушением зрения....
Технологическая карта коррекционного занятия для детей с нарушением интеллекта
В данном материале представлена технологическая карта занятия для детей с нарушением интеллекта. Педагог использует дидактические игры и пособия авторского исполнения....